Ардханаришвара: вечный союз Мужчины и Женщины
Ардханаришвара — божественная форма, объединяющая в себе Господа Шиву и его супругу Парвати. Эта форма показана как слияние мужской и женской формы. Правая сторона фигуры Бога изображается как Шива, а левая показывает Парвати.
Само имя Ардханаришвара подразумевает «Господь-полуженщина». Еще эту форму Шивы называют как Ардханариша, Ардханаринатешвара, Ардхаюватишвара, Ардхагаурешвара, Гаурешвара, Наранари, Парангада и Аммиаппан.
Поскольку Ардханаришвара — это гармоничное сочетание мужских и женских аспектов, оно также воплощает Пракрити и Пурушу, женскую и мужскую энергии космоса, а также показывает как Шакти, Священная Женственность, неразделима с Шивой, мужским божественным началом.
Эта форма также символизирует всепроникающую и всепостоянную природу Господа Шивы.
Читайте также: Божественные близнецы в Индии: люди-лошади Ашвины
Происхождение Ардханаришвары
Считается, что ранняя иконография Ардхнаршвары могла произойти из истории о Яма-Ями, рассказанной в ведах. Также здесь могли сыграть роль представления о синтезе первичного Творца Вишварупы и Агни, Бога Огня. Эта фигура изображается в виде быка, одновременно являющегося и коровой.
Подобные формы гермафродитов известны и в греческой мифологии. Взять хотя бы известный миф о Гермесе и Афродите.
«Брихадараньяка-упанишаде» гласит, что эта божественная форма возникает в результате расщепления Пуруши на мужской и женский аспект. Эти две половины начинают соитие, тем самым производя все живое.
Легенда об Ардханаришваре
Существует популярная тамильская легенда о появлении Ардханаришвары. Как-то раз по особому случаю многие боги и риши (мудрецы) посещали обитель Шивы, выражая свое почтение Шиве и Парвати.
Лишь один мудрец — Бринги — упорно почитал лишь Господа Шиву как верховное божество. Он не удостоил дэви Парвати своим поклонением, продолжая почитать только Шиву. Разъяренная Парвати наложила на Бринги проклятие, которое гласило, что он потеряет всю свою плоть и кровь, и риши в один момент превратился в живой скелет.
После этого, глубоко обиженная, Парвати решила наказать себя, совершив суровые аскезы, что понравилось Шиве. Он подарил ей благословение и она смогла соединиться с ним навсегда. Это вынудило бы Бринги почитать и Дэви и Шиву в форме Ардханаришвары.
Однако мудрец принял облик жука, совершающего ритуальный обход только мужской половины статуи Ардханаришвары, просверлив отверстие в том месте, которое отделяло мужскую половину от женской. Хотя и не совсем довольная, Парвати была поражена его преданностью ее Господу, примирилась с Бринги и благословила его.
Другие легенды: любовь, ревность и творение миров
Существует еще несколько легенд, связанных с появлением концепции Ардханаришвары. Самые ранние легенды возникли в пуранических канонах. Об этой полумужской-полуженской форме говорит также и знаменитая «Махабхарата».
Вечная любовь богов
Согласно Сканда-пуране, богиня Парвати просит Шиву разрешить ей остаться с ним навсегда, обнимая его «от конечностей до конечностей». Так появился Ардханаришвара.
Матсья-пурана повествует, что Брахма, довольный Парвати ее покаянием перед ним, дарует ей безупречный сияющий золотом цвет кожи. Так она становится еще более привлекательной для Шивы, который сливается с ней, образуя Ардханаришвару.
Есть еще одна история, связанная с этой формой. Говорят, что демон Андхака возжелал иметь Парвати в качестве своей жены. Господь Вишну помог Парвати скрыться от демона, поместив ее в свою обитель. Но демон отказался примириться со своим поражением и последовал за богиней и туда. Тогда Парвати открыла ему свою форму Ардханаришвары, и увидев это, демон утратил к ней влечение и вернулся восвояси. Интересно в этой истории то, что Господь Вишну тоже был сильно изумлен, когда увидел эту форму.
Редкое изображение Шакта Ардханаришвары, у которого доминирующая правая сторона — женская. Фото: wikipedia.org
Легенды о ревности Парвати
В «Калика-пуране» Парвати подозревает Шиву в неверности, когда видит свое отражение на груди Шивы. Между ними завязывается спор, который так же быстро разрешается. После этого Парвати желает навеки остаться с Шивой, слившись с ним в одно тело.
Еще одно предание говорит о ревности Парвати, когда она видит богиню Гангу, сидящую в волосах Шивы. Хотя Шива пытается успокоить ее, посадив к себе на колени, Парвати продолжает расстраиваться. Тогда Шива соединяется с Богиней в форме Ардханаришвары.
Легенда о творении вселенной
Согласно «Шива-пуране», Брахма или Праджапати, создатель всех существ и энергий мужского рода, однажды увидел, что скорость творения мира сильно упала. Взволнованный Брахма попросил Шиву помочь ему. Шива предстал перед ним как Ардханаришвара, и Брахма взмолился женской части Шивы помочь ему создать женщин, чтобы продолжить процесс творения. Тогда Богиня прямо из своего тела сотворила многие женские силы, таким образом ускорив процесс созидания мира.
Легенда об Уме
Согласно известной тамильской легенде, богиня Ума (еще один аспект Парвати) однажды играя закрыла глаза Шиве, тем самым погрузив весь мир во тьму. Все живые существа на земле начали страдать из-за этого нарушения.
Ума, осознав свою глупость, была вынуждена покинуть Кайлас и начала поклоняться Лингаму, чтобы искупить свой грех и воссоединиться со своим Господом. Перед ней появился Господь Вишну и дал ей наставления относительно аскезы, которую ей нужно было совершить, чтобы снова достичь Шивы. Так Ума начала свое покаяние.
В это время демон Махишасура обрел силу и начал беспокоить жителей Земли. Тогда Ума приняла форму Дэви Дурги и вступила с ним в долгую битву, в конце концов убив его.
После этого Господь Шива проявляется как Огонь на вершине холма. Затем он сливается с Дэви и дает даршан как Ардханаришвара, где Дэви является его левой половиной.
Это событие отмечается преданными как день Дипавали (Дивали), и Господь Ардханаришвараморти благословляет своих преданных в своей Джйоти Сварупе (форме Света).
Пураны
Согласно различным другим Пуранам, таким как Вишну-пурана, Вайю-пурана, Линга-пурана, Курма-пурана, Сканда-пурана и Маркандея-пурана, Рудра, аспект Шивы, появляется из лба Брахмы.
Рудра настолько горяч, что при этом испепеляет Брахму. Брахма просит его разделить себя, и последний соглашается сделать это, порождая таким образом несколько сотен существ, включая 11 рудр и множество женщин-шакти. Затем Богиня воссоединяется с Шивой и обещает ему, что она переродится на Земле как Сати и выйдет за него замуж в человеческом обличье.
Также распространено мнение, что Шива, будучи Верховным Господом, разделил себя на две половины, мужскую и женскую.
При этом некоторые школы шактизма считают, что это Шакти изначально разделила свое тело на мужскую и женскую половины.
Символизм Ардханаришвары
Эта форма божества олицетворяет собой идеальный гармоничный баланс мужской и женской энергий во Вселенной. Эта концепция говорит нам о том, что по своему существу два этих начала — это две силы, которые неотделимы друг от друга, и каждая из них должна дополнять другу, чтобы мир всегда существовал в равновесии.
В форме Ардханаришвары мы видим, что противоположности Пуруши и Пракрити на самом деле глубокого едины.
Пуруша — это пассивная вселенская энергия, а Пракрити — энергия динамическая, активная. Именно при соединении этих сил возможно созидание и поддержание вселенной.
Эта идея также порождается союзом Лингама Шивы и Йони Дэви, из которого родится весь космос. Концепция Ардханаришвары также наводит на мысль о каме, или вожделении, которое способствует продолжению рода.
Поклонение Ардханаришваре
Ардханаришвара — довольно популярный аспект Шивы, он находится в некоторых храмах Шивы в Индии, а также в Юго-Восточной Азии. Археологические свидетельства говорят о том, что в определённый период истории в древней Индии даже мог присутствовать целый культ поклонения Ардханаришвары. Который, впрочем, не стал широко распространенным.
Кроме того, некоторые тантрические секты считают гермафродитную форму Ардханаришвары своим божеством-покровителем, т.к. оно олицетворяет сакральное соитие между Пракрити и Пурушей.
Анастасия Ермакова