Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма
Технически шиваизм сам по себе квалифицируется как религия. У него есть своя особая философия, верования, практики, пантеон и традиции, насчитывающие тысячи лет. Шиваизм сыграл важную роль в становлении индуизма. Эта традиция обогатила индуизм и в значительной мере поспособствовала его успеху в противостоянии с джайнизмом и буддизмом. Большая часть индуистских тантрических и аскетических практик уходит корнями в древние практики шиваизма.
Хотя ни Шиваизм, ни Шива не фигурируют явно в древних и ранних ведических гимнах и Упанишадах, Шиваизм стал важной и неотъемлемой частью ведических религий во время расширения ведических общин в древней Индии на восток и юг.
В настоящее время в шиваизме существуют четыре основные школы. Каждая из них имеет свою долгую историю и содержит элементы как ведических, так и тантрических верований и практик. У каждого направления — свой отличительный характер, последователи и собственная философия.
Все школы считают Шиву высшим Верховным Брахманом, который проявляет все многообразие творения и удерживает существ прикованными к миру смертных, набрасывая на них сеть заблуждения или Майи.
Четырьмя основными школами или подразделами шиваизма являются: шайва-сиддханта, вира-шиваизм, кашимири-шиваизм и горакнатх-шиваизм. Кроме того, можно также упомянуть здесь Пашупатха-шиваизм, который является очень древней и эзотерической разновидностью шиваизма с ограниченным числом последователей.
Шайва Сиддханта
Эта школа популярна в основном на юге Индии и черпает свое учение из 28 шиваитских агам (текстов) и работ нескольких шиваитских святых и философов с юга.
Самым выдающимся среди них был Намби Андар Намби (Тирумулар), написавший «Тирумурай», который считается основополагающим произведением школы. Он включает в себя труды нескольких других святых, таких как Аппар, Сундарар и Самбандхар.
Основные положения:
- По мнению школы, Шива – высшая реальность. Живое существо (джива) имеет ту же сущность, что и Шива, хотя джива и не тождественна ему.
- Творение состоит из 36 таттв. Реальность состоит из Шивы и бесчисленных джив, или индивидуальных душ, которые связаны желаниями и привязанностями (паса) с циклом смертей и рождений. Существование мира и существ – это не иллюзия, а реальность.
- Шива является одновременно действенной и материальной причиной творения. Он проявляет мир через Шакти или Пракрити, настоящую материальную причину вселенной.
- В своем динамическом аспекте он выполняет пять функций: созидание, сохранение, разрушение, сокрытие и освобождение.
- Все живые существа подвержены заблуждению или майе, которая бывает разных типов. Когда существа достигают освобождения, преодолев свои заблуждения, они освобождаются от цикла рождений и смертей. Души бесчисленны. Они либо свободны, либо связаны иллюзией. Среди связанных душ некоторые остаются связанными навсегда.
- Освобождение достигается четырьмя способами: преданным поклонением (чарья), преданным служением (крия), практикой йоги (йога) и освобождающим знанием (джняна). Первые три являются подготовкой к четвертому, который считается высшим.
- После освобождения души достигают чистоты и высшего сознания, но сохраняют свою индивидуальность и некоторые отличия от Высшего Существа, Шивы.
Вира Шиваизм
Вира-шиваизм приобрел известность в средневековый период в Карнатаке и прилегающих районах Андхрапрадеша и Тамилнаду. Эта школа получила свое название от имени Самого Шивы в его свирепом аспекте как Вирабхадра.
Школа также известна как секта Лингаята, поскольку ее последователи носят Шивалингам на шее или на теле.
Направление стало популярно благодаря философу и поэту-мистику Басаве в регионе Карнатака в 12 веке нашей эры.
Основные положения
- Бог и отдельные души являются аспектами одной и той же реальности. Отдельные души составляют тело Бога, скрепленное силой Шакти, а Бог является его Душой.
- Шива – действенная причина творения. Он остается постоянным и неизменным в творении, в то время как Шакти эволюционирует и трансформируется в феноменальный мир.
- Каждая индивидуальная душа имеет ту же сущность, что и душа Шивы, и является аспектом (амса) Шивы. Она чем-то похож на Шиву, но не то же самое. Она также подвержено примесям эгоизма, привязанностей и заблуждений. Когда они преодолеваются, индивидуальная душа вновь обретает свою блаженную природу и переживает свое единство с тонким телом (линга шарира), которое по своей сути то же самое, что и тело Шивы.
Важными понятиями в вира-шиваизме являются:
- Гуру,
- Джангама,
- Лингам.
Гуру — это духовный учитель, Джангама — это осознавшая себя душа, стоящая выше гуру, а Лингам — это не кто иной, как Пара Шива.
Те, кто стремится к освобождению, должны признать эти три сущности и соблюдать восемь правил (аставарана) добродетельного поведения, которые помогут им в их очищении и преобразовании и окончательном союзе с Шивой.
Кашмирский шиваизм
В то время как две предыдущие школы признают некоторое различие (бхеда) между Шивой и отдельными душами, Кашимири-шиваизм считает Шиву единственной реальностью, а все остальное — иллюзией. Все творение, включая отдельные души, является проекцией Шивы. В конце творения они удаляются, и остается только Шива, высшая реальность.
Кашмирский шиваизм — это недвойственное учение, и оно получило свое название от региона Кашмир, где он приобрел известность первоначально до прихода ислама в Индию. Он также известен под другими именами, такими как Трикья, Спанда и Пратьябхиджна.
Слово Трикья относится к тройным принципам: Пати (Шива), Пасу (дживы) и Паша (рабство) существования.
Спанда относится к причинному, ответному и преобразующему аспекту жизни, посредством которого существа учатся адаптироваться к физическому миру и действовать в соответствии со своими желаниями и заблуждениями, что приводит к их рабству.
Пратьябхиджна же — это отчетливое осознание или воспоминание, которое возникает в душах во время их освобождения относительно их природы Шивы или их единства с Шивой.
Согласно этой школе, Шива — это высшая реальность. Нет ничего за пределами. Он есть все: и материальная, и действующая причина. Все многообразие есть либо отражение, либо проекция, либо явление Шивы только в качествах Природы.
Он проявляет это через свою шакти, которая в процессе творения становится пятеричной: сила ума (чит-шакти), сила блаженства (ананда-шакти), сила воли (ичча-шакти), сила знания (джняна-шакти) и действующая сила (крия-шакти).
Используя эти пять сил, Шива проявляется в мире в бесчисленных формах и формах как объекты и существа. Хотя индивидуальные души подобны Шиве, поскольку они подвержены тройной нечистоте эгоизма, привязанности и заблуждений, они забывают свою истинную природу Шивы. Через освобождение (мокшу) они обретают осознание и возвращаются в исходное состояние всеведения, совершенства и абсолютной чистоты.
Горакхнатх Шиваизм
Эта школа также известна как Натха-шиваизм или Горакшанатха-шиваизм. Она приобрела известность в XII и XIII веках в некоторых частях северной Индии. Преимущественно это аскетическая школа. Ее последователи практикуют аскетизм, тантру и хатха-йогу и подвергают свой ум и тело строгой дисциплине, часто истязая себя суровыми практиками, чтобы преодолеть свою привязанность к именам и формам и стабилизировать свой ум в созерцании Шивы.
Направление получило свое название от девяти или двенадцати легендарных учителей, называемых натхами. Последователи школы верят, что эти учителя до сих пор живы на физическом плане и следят за духовным преобразованием мира.
Самым выдающимся учителем этой секты является Горакнатх, живший в 12 веке нашей эры. Он также фигурирует в буддийских тантрических линиях парампары (передачи знаний от учителя к ученику). Ему приписывают ряд сочинений и тантрических практик.
Также известно, что он обладал несколькими магическими и духовными способностями (сиддхами), включая способность останавливать старение и преодолевать физическую смерть и разложение.
Члены этой школы покрывают свои тела пеплом, собранным с кладбищ, и практикуют различные тантрические ритуалы, чтобы тренировать свой разум и тело. Также в их арсенале — практика алхимии, магические ритуалы, кундалини-йога для пробуждения чакр. Их поведение часто считается неприемлемым в обществе: таким образом натхи стремятся вызвать общественное порицание и преодолеть свою гордыню. Они также используют травы и прибегают к химическим веществам, чтобы вызвать транс и подготовить разум к входу в измененные состояния сознания. Однако они избегают физической близости с женщинами.
Как и Кашимирский Шиваизм, эта школа также верит в недвойственность существования и не видит различия между Шивой и индивидуальными душами.
Олег Дургин
Еще по теме шиваизма:
Редчайшая книга по Шиваизму: видеообзор