Духовный путь

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сегодня в шиваизме выделяют 4 основные школы. Изображение: pinterest.com
Сегодня в шиваизме выделяют 4 основные школы. Изображение: pinterest.com

Технически шиваизм сам по себе квалифицируется как религия. У него есть своя особая философия, верования, практики, пантеон и традиции, насчитывающие тысячи лет. Шиваизм сыграл важную роль в становлении индуизма. Эта традиция обогатила индуизм и в значительной мере поспособствовала его успеху в противостоянии с джайнизмом и буддизмом. Большая часть индуистских тантрических и аскетических практик уходит корнями в древние практики шиваизма.

Хотя ни Шиваизм, ни Шива не фигурируют явно в древних и ранних ведических гимнах и Упанишадах, Шиваизм стал важной и неотъемлемой частью ведических религий во время расширения ведических общин в древней Индии на восток и юг.

В настоящее время в шиваизме существуют четыре основные школы. Каждая из них имеет свою долгую историю и содержит элементы как ведических, так и тантрических верований и практик. У каждого направления — свой отличительный характер, последователи и собственная философия.

Все школы считают Шиву высшим Верховным Брахманом, который проявляет все многообразие творения и удерживает существ прикованными к миру смертных, набрасывая на них сеть заблуждения или Майи.

Четырьмя основными школами или подразделами шиваизма являются: шайва-сиддханта, вира-шиваизм, кашимири-шиваизм и горакнатх-шиваизм. Кроме того, можно также упомянуть здесь Пашупатха-шиваизм, который является очень древней и эзотерической разновидностью шиваизма с ограниченным числом последователей.

Шайва Сиддханта

Эта школа популярна в основном на юге Индии и черпает свое учение из 28 шиваитских агам (текстов) и работ нескольких шиваитских святых и философов с юга.

Самым выдающимся среди них был Намби Андар Намби (Тирумулар), написавший «Тирумурай», который считается основополагающим произведением школы. Он включает в себя труды нескольких других святых, таких как Аппар, Сундарар и Самбандхар.

Шива -высшая реальность в учении Шайва-Сиддханты. Изображение: hinduismtoday.com
Шива -высшая реальность в учении Шайва-Сиддханты. Изображение: hinduismtoday.com

Основные положения:

  • По мнению школы, Шива – высшая реальность. Живое существо (джива) имеет ту же сущность, что и Шива, хотя джива и не тождественна ему.
  • Творение состоит из 36 таттв. Реальность состоит из Шивы и бесчисленных джив, или индивидуальных душ, которые связаны желаниями и привязанностями (паса) с циклом смертей и рождений. Существование мира и существ – это не иллюзия, а реальность.
  • Шива является одновременно действенной и материальной причиной творения. Он проявляет мир через Шакти или Пракрити, настоящую материальную причину вселенной.
  • В своем динамическом аспекте он выполняет пять функций: созидание, сохранение, разрушение, сокрытие и освобождение.
  • Все живые существа подвержены заблуждению или майе, которая бывает разных типов. Когда существа достигают освобождения, преодолев свои заблуждения, они освобождаются от цикла рождений и смертей. Души бесчисленны. Они либо свободны, либо связаны иллюзией. Среди связанных душ некоторые остаются связанными навсегда.
  • Освобождение достигается четырьмя способами: преданным поклонением (чарья), преданным служением (крия), практикой йоги (йога) и освобождающим знанием (джняна). Первые три являются подготовкой к четвертому, который считается высшим.
  • После освобождения души достигают чистоты и высшего сознания, но сохраняют свою индивидуальность и некоторые отличия от Высшего Существа, Шивы.

Вира Шиваизм

Вира-шиваизм приобрел известность в средневековый период в Карнатаке и прилегающих районах Андхрапрадеша и Тамилнаду. Эта школа получила свое название от имени Самого Шивы в его свирепом аспекте как Вирабхадра.

Школа также известна как секта Лингаята, поскольку ее последователи носят Шивалингам на шее или на теле.

Направление стало популярно благодаря философу и поэту-мистику Басаве в регионе Карнатака в 12 веке нашей эры.

Статуя Басавы. Фото в Басава-Кальяна, штат Карнатака, Индия. Фото: en.wikipedia.org
Статуя Басавы. Фото в Басава-Кальяна, штат Карнатака, Индия. Фото: en.wikipedia.org

Основные положения

  • Бог и отдельные души являются аспектами одной и той же реальности. Отдельные души составляют тело Бога, скрепленное силой Шакти, а Бог является его Душой.
  • Шива – действенная причина творения. Он остается постоянным и неизменным в творении, в то время как Шакти эволюционирует и трансформируется в феноменальный мир.
  • Каждая индивидуальная душа имеет ту же сущность, что и душа Шивы, и является аспектом (амса) Шивы. Она чем-то похож на Шиву, но не то же самое. Она также подвержено примесям эгоизма, привязанностей и заблуждений. Когда они преодолеваются, индивидуальная душа вновь обретает свою блаженную природу и переживает свое единство с тонким телом (линга шарира), которое по своей сути то же самое, что и тело Шивы.

Важными понятиями в вира-шиваизме являются:

  • Гуру,
  • Джангама,
  • Лингам.

Гуру — это духовный учитель, Джангама — это осознавшая себя душа, стоящая выше гуру, а Лингам — это не кто иной, как Пара Шива.

Ожерелье с подвеской, содержащей символ лингам Шивы. Фото: collections.lacma.org
Ожерелье с подвеской, содержащей символ лингам Шивы. Фото: collections.lacma.org

Те, кто стремится к освобождению, должны признать эти три сущности и соблюдать восемь правил (аставарана) добродетельного поведения, которые помогут им в их очищении и преобразовании и окончательном союзе с Шивой.

Кашмирский шиваизм

В то время как две предыдущие школы признают некоторое различие (бхеда) между Шивой и отдельными душами, Кашимири-шиваизм считает Шиву единственной реальностью, а все остальное — иллюзией. Все творение, включая отдельные души, является проекцией Шивы. В конце творения они удаляются, и остается только Шива, высшая реальность.

Кашмирский шиваизм — это недвойственное учение, и оно получило свое название от региона Кашмир, где он приобрел известность первоначально до прихода ислама в Индию. Он также известен под другими именами, такими как Трикья, Спанда и Пратьябхиджна.

Изображение священнослужителя и прихожан храма Шивы в Сринагаре , Кашмир, около 1850–1860 гг. / imagesonline.bl.uk
Изображение священнослужителя и прихожан храма Шивы в Сринагаре , Кашмир, около 1850–1860 гг. / imagesonline.bl.uk

Слово Трикья относится к тройным принципам: Пати (Шива), Пасу (дживы) и Паша (рабство) существования.

Спанда относится к причинному, ответному и преобразующему аспекту жизни, посредством которого существа учатся адаптироваться к физическому миру и действовать в соответствии со своими желаниями и заблуждениями, что приводит к их рабству.

Пратьябхиджна же — это отчетливое осознание или воспоминание, которое возникает в душах во время их освобождения относительно их природы Шивы или их единства с Шивой.

Согласно этой школе, Шива — это высшая реальность. Нет ничего за пределами. Он есть все: и материальная, и действующая причина. Все многообразие есть либо отражение, либо проекция, либо явление Шивы только в качествах Природы.

Он проявляет это через свою шакти, которая в процессе творения становится пятеричной: сила ума (чит-шакти), сила блаженства (ананда-шакти), сила воли (ичча-шакти), сила знания (джняна-шакти) и действующая сила (крия-шакти).

Диаграмма Шри Янтры с Десятью Махавидьями . Треугольники представляют Шиву и Шакти, змея представляет Спанду и Кундалини. Изображение: en.wikipedia.org
Диаграмма Шри Янтры с Десятью Махавидьями. Треугольники представляют Шиву и Шакти, змея представляет Спанду и Кундалини. Изображение: en.wikipedia.org

Используя эти пять сил, Шива проявляется в мире в бесчисленных формах и формах как объекты и существа. Хотя индивидуальные души подобны Шиве, поскольку они подвержены тройной нечистоте эгоизма, привязанности и заблуждений, они забывают свою истинную природу Шивы. Через освобождение (мокшу) они обретают осознание и возвращаются в исходное состояние всеведения, совершенства и абсолютной чистоты.

Горакхнатх Шиваизм

Эта школа также известна как Натха-шиваизм или Горакшанатха-шиваизм. Она приобрела известность в XII и XIII веках в некоторых частях северной Индии. Преимущественно это аскетическая школа. Ее последователи практикуют аскетизм, тантру и хатха-йогу и подвергают свой ум и тело строгой дисциплине, часто истязая себя суровыми практиками, чтобы преодолеть свою привязанность к именам и формам и стабилизировать свой ум в созерцании Шивы.

Направление получило свое название от девяти или двенадцати легендарных учителей, называемых натхами. Последователи школы верят, что эти учителя до сих пор живы на физическом плане и следят за духовным преобразованием мира.

Изображение Нава Натхов в мандире в Дели. Фото: wikipedia.org
Изображение Нава Натхов в мандире в Дели. Фото: wikipedia.org

Самым выдающимся учителем этой секты является Горакнатх, живший в 12 веке нашей эры. Он также фигурирует в буддийских тантрических линиях парампары (передачи знаний от учителя к ученику). Ему приписывают ряд сочинений и тантрических практик.

Также известно, что он обладал несколькими магическими и духовными способностями (сиддхами), включая способность останавливать старение и преодолевать физическую смерть и разложение.

Члены этой школы покрывают свои тела пеплом, собранным с кладбищ, и практикуют различные тантрические ритуалы, чтобы тренировать свой разум и тело. Также в их арсенале — практика алхимии, магические ритуалы, кундалини-йога для пробуждения чакр. Их поведение часто считается неприемлемым в обществе: таким образом натхи стремятся вызвать общественное порицание и преодолеть свою гордыню. Они также используют травы и прибегают к химическим веществам, чтобы вызвать транс и подготовить разум к входу в измененные состояния сознания. Однако они избегают физической близости с женщинами.

Как и Кашимирский Шиваизм, эта школа также верит в недвойственность существования и не видит различия между Шивой и индивидуальными душами.

Олег Дургин

Еще по теме шиваизма:

Редчайшая книга по Шиваизму: видеообзор

Девять типов преданности, о которых Шива рассказал Сати

Махешвара мурти: 64 образа господа Шивы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»