Кришна: племенной вождь, политик, интриган и только потом божество
Тема этого интервью немного провокационная – истинный образ Кришны, без современных искажений. Так получилось, что при упоминании имени Кришны у нас в стране всегда появляется образ людей, которые ходят в ярких одеждах, поют песни, играют на барабанах и предлагают прохожим книги.
Помню, когда я стал увлекаться Индией лет 25 назад, то все друзья почему-то стали меня называть кришнаитом, хотя кришнаитом я не был. Да и вообще, очень долгое время чуть ли ни всю восточную философию, и людей, которые исповедуют какую-либо восточную религию – не важно буддизм это или индуизм, их всех называли одним общим словом «кришнаиты». И так получилось, что образ Кришны у многих ассоциируется именно с той трактовкой, которую дают представители движения под названием Общество Сознания Кришны – ИСККОН.
Сегодня мы поговорим о Кришне с известным переводчиком-санскритологом, специалистом по древним индийским текстам и тантрам – Андреем Игнатьевым. И узнаем – а какой Кришна на самом деле, как он был представлен не только в знаменитой Бхагавадгите от Общества сознания Кришны, но и в других текстах.
— Андрей, первый вопрос будет таким. Как образ Кришны описан в древних текстах, таких как Махабхарата, Бхагавадгита, Харивамши и Пураны? Чем он отличается от современного восприятия? И также, какие аспекты личности Кришны, по твоему мнению, часто упускаются или искажаются в современных интерпретациях?
Очень хороший вопрос. Сразу скажу, что персонаж по имени Кришна встречается уже в Ригведе, и там он вождь враждебного ариям племени, который борется против Индры, верховного божества, и которого Индра убивает.
Вообще спорный вопрос о том, какое отношение этот Кришна из Ригведы имеет к Кришне, о котором мы говорим сегодня. Но я все же считаю, что имеет самое прямое, потому что эта вражда Индры и Кришны продолжается и позже. И уже в Бхагавата-пуране Кришна одерживает верх в борьбе с Индрой, когда он поднимает холм Говардхана и защищает своих односельчан и коров от дождя, насланный Индрой.
То есть в начале Индра побеждает Кришну, а потом уже Кришна побеждает Индру. На этот счет есть гипотеза, что Кришна — это божество дравидийских темнокожих племен, поэтому он самый черный, и так показана борьба двух культов, которая в итоге заканчивается исторической победой Кришны.
Второй раз мы находим Кришну в Чхандогья Упанишаде. Эта Упанишада одна из древнейших, она относится к седьмому веку. Здесь Кришна еще никакое не божество, а упоминается он просто как ученик гуру Гхоры Ангирасы и сын Деваки, и все. Больше никакой информации о нем здесь нет.
— Андрей, а в Ригведе он тоже не упоминается как божество, просто как предводитель племени?
— Да, да, это просто племенной вождь. Причем враждебный ариям, это тоже важно отметить. Далее Кришну мы находим в Махабхарате. Здесь Кришна упоминается уже как царь, правитель, воин, союзник братьев Пандавов в их борьбе с Кауравами.
Опять-таки, здесь он еще не божество. Это уже середина первого тысячелетия до нашей эры. Это самые ранние героические слои Махабхарты. Замечу, что Махабхарта создавалась не в один присест. Она создавалась где-то на протяжении тысячелетия. Первоначально она бытовала как устный героический эпос, который уже потом был записан брахманами, отредактирован и дополнен дидактическими философскими текстами, одним из которых была Бхагавадгита.
Важно отметить, что Бхагавадгита — более позднее дополнение к героическому слою Махабхараты.
То есть в героических сказаниях Махабхараты Кришна — это царь и воин. Причем он выступает зачастую в роли персонажа скорее негативного. Например, он подстрекает Пандавов прибегать к нечестным способам боя. Именно таким образом Пандавы убивают Дрону.
Также, когда шел поединок между Бхимасеной и Дурьодханой, именно Кришна стал подстрекать Бхимасену, чтобы он нанес Дурьодхане запрещенный удар палицей ниже пояса.
То есть мы видим, что здесь Кришна — это политик, воин и интриган.
— А хронологически Бхагавадгита — это какие даты?
Это где-то третий век до нашей эры, хотя это не точно. Явно то, что это уже более поздняя вставка в Махабхарату, которая первоначально формировалась как сборник героических преданий, как, например, славянские былины. А потом уже в нее брахманы-философы вставили тексты дидактического характера, в том числе Бхагавадгиту.
Скорее всего, некий безымянный автор Бхагавадгиты вложил свои философские концепции в уста популярного героя. Точно так же, как Платон свои философские взгляды в своих «Диалогах» вкладывал в уста известных политиков и других философов.
То есть, я уверен, что, даже если когда-то и была битва на Курукшетре, никакой философской речи перед ее началом Кришна на самом деле не произносил.Если логически подумать, то эта сюжетная вставка выглядит очень искусственно. Довольно странно такой длинный текст произносить перед началом битвы.
Поэтому, на мой взгляд этот философский текст сочинил какой-то брахман, который просто использовал имя Кришны, чтобы вложить в его уста свои взгляды. Точно также, когда позже брахманы писали тантры, они свои идеи вкладывали в уста Шивы и других богов. Это достаточно популярный прием в литературе на санскрите.
В любом случае, в Бхагавадгите Кришна для нас уже предстает как философ и как божество.
Но, повторюсь, изначально Кришна божеством не был. Это был царь, который скорее всего был обожествлен. Более того, представление о Кришне, как о божестве развиваются в Индии еще до нашей эры в рамках религии, которую условно именуют бхагаватизмом (от слова Бхагаван).
Здесь нужно также отметить, что Кришна, Рама, Вишну, Нараяна, Васудева и все прочие, изначально были персонажами отдельными друг от друга, никак друг с другом не связанными. А вот чтобы их связать, индийцы прибегли к универсальному способу, характерному для манифестационистского индийского мышления.
Чтобы породнить два божества, одно из них объявили аватарой, воплощением или вьюхой — формой другого.
И поэтому Кришна, Рама и другие персонажи становятся воплощениями Вишну, известного еще со времен Ригведы, как младшего помощника Индры.
Об этом можно говорить очень долго. Например, Васудевов тоже было двое. Один Васудева (с краткой первой А) — это отец Кришны. А другой Васудева (с длинной А) — это уже сам Кришна. Это патроним, отчество, обозначающее «Сын Васудевы».
И считается, что существовал культ божества Васудевы, обожествленного царя Матхуры, который стал отождествляться с Вишну. А уже позже и Кришна тоже стал отождествляться и с Вишну, и с Васудевой. Так говорят разные исторические источники.
Об сложной конструкции развития этого культа, в частности, пишет очень известный индолог Дандекар. Есть его книга по этой теме на русском языке, и желающие к ней могут обратиться. Называется она «От вед к индуизму: эволюционирующая мифология». Там он более популярно пишет, как все эти разные божества смыкались и объединялись в рамках бхагаватизма, являвшегося ранней формой вишнуизма.
И даже есть мнение, тоже популярное в научной среде, что вообще изначально был не один Кришна, а два, и даже, возможно, три Кришны. Первый Кришна — это царь из династии Вришни, воитель, правитель. А второй Кришна — это пастушеское божество племени абхиров, бог-пастух (Гопал). На санскрите Гопал — это хранитель или защитник коров.
И в результате эволюции эти два Кришны превратились в одного. Две разных личности образовали два периода в жизни одого Кришны — того, который нам известен.
Первый Кришна живет в деревне, пасет коров, заигрывает с гопи. А второй Кришна — это уже воитель и герой, который всех побеждает и потом помогает Пандавам.
Есть и третий Кришна — это Балакришна, или Кришна-ребенок. И есть гипотеза, что представления о Балакришне возникли уже гораздо позже, под влиянием христианства. Отсюда схожесть сюжета о том, что дядя Кришны Канса велел устроить избиение детей и христианской легенды об избиении младенцев Иродом.
И вот такой синтетический образ «деревенского» и «городского» Кришны, мы находим уже в Харивамше, которая возникает где-то в первые века нашей эры, то есть позже Махабхараты и позже Бхагавадгиты. Это буквально сказание о роде Хари. Иногда, кстати, Харивамша именуется 19-й книгой Махабхараты, Великого Эпоса.
После Харивамши образ Кришны получает развитие и в популярных Пуранах, таких как Вишну-пурана, Бхагавата-пурана, известная всем как Шримад Бхагаватам, которую прабхупадовцы издали огромными тиражами с комментариями своего учителя.
— А что насчет Радхи – спутницы и возлюбленной пастушки Кришны, тоже очень почитаемой у кришнаитов?
Во-первых, скажу, что образ Радхи — он очень поздний. Радхи нет ни в Харивамше, ни в Вишну-пуране, ни в Бхагавата-пуране. Здесь есть только пастушки.
А Радха появляется только в XII веке нашей эры в поэме Джаядевы «Гитаговинда». Джаядева — это бенгальский поэт, и в его поэме мы уже видим знакомые всем истории о любовных интригах и похождениях Кришны, когда Радха ревнует, страдает, и потом они счастливо с Кришной воссоединяются.
То есть можно сказать, что формирование образа Кришны именно такого, как мы его знаем, со всем его окружением, с Радхой, идет на протяжении тысячелетий и заканчивается только около XII века нашей эры. И в конце концов появляется Кришна, которого мы знаем из текстов современных кришнаитов.
То есть Кришна, который были в начале — это совсем не тот Кришна, который мы знаем сейчас.
— Андрей, некоторые речи у тебя очень еретические.
Кришнаиты на меня обидятся. Но я совсем не враждебен к ним, просто поскольку я ученый, для меня главное — это объективная истина, а не чьи-то там обиды.
— Андрей, расскажи — а какую роль играл Кришна в контексте индийской философии и духовности до появления таких движений, как ИСККОН?
Что касается философии, то впервые в этом контексте Кришна заявляет о себе в «Бхагавадгите», центральном тексте бхагаватизма — той древней религии, о котором я говорил. Здесь Кришна впервые провозглашает себя как божество —воплощение Вишну.
То есть мы видим, что изначально Кришна не был Верховной личностью Бога, он считался именно воплощением Вишну — древнего ведийского божества. А концепции, где Кришна выступает в роли уже верховного Бога, появляются довольно поздно, во втором тысячелетии нашей эры.
Это разные ответвления веданты, крупнейшими представителями которой были такие известные мыслители, как Нимбарка, Валлабха и, конечно же, Чайтанья.
Первый из них, Нимбарка, был брахманом, который родился на юге Индии, и был телугу. Он создал философию «Двайта-адвайта», в которой Кришна выступает в роли высшего бога, который правит всей вселенной.
Затем был еще более популярный учитель Валлабха (Валлабхачарья). Он жил где-то в 15−16 веках, одновременно с Чайтаньей и был основателем секты Пуштимарг. Также он основал одну из ветвей Веданты — Шуддха Адвайту (чистая недвойственность). У него Кришна также выступает в роли высшего божества.
И, наконец, Чайтанья, тоже популярный в ту пору проповедник и мыслитель, который стал основателем еще одной ветви Веданты. Она носит название Ачинтья-бхеда-абхеда и с сансркита буквально переводится как «немыслимое различие и неразличие».
И, конечно, все знают, что Чайтанья был проповедником Кришны. Но при этом кришнаиты, очень выделяют Чайтанью среди других и даже провозглашают его совместным воплощением Кришны и Радхи. Но в ту пору Чайтанья вовсе не был главным проповедником культа Кришны, потому что те же Нимбарка и Валабхачарья были не менее значимы.
А даже еще до этого в Бенгалии получила развитие бенгальская кришнаитская Сахаджия. Это вообще очень интересная тема, такая кришнаитская тантра, можно сказать. Кстати, Шрила Прабхупада эту Сахаджию очень не любил и частенько в своих тестах ее пинал. Позже расскажу почему.
То есть мы видим, что только в средневековье в Индии появляются сампрадаи (течения), для которых именно Кришна выступает в роли высшего божества, сточщего над всеми прочими богами индуизма, и в том числе над Вишну. А первоначально этого не было. Первоначально Кришна был всего лишь одним из аватар Вишну. Вот такая вот ситуация.
— А какие изначальные символы и атрибуты связаны с Кришной в древних текстах, как они интерпретированы сегодня?
Во-первых, возьмем само имя Кришна. Слово «Кришна», как я уже говорил, означает «черный». Кстати, оно родственно русскому слову «черный». Прабхупада же утверждал, что якобы слово «Кришна» означает «Всепривлекающий», но это уже поздняя искусственная трактовка, никакого «всепривлекающего» здесь нет.
Кришна — это просто название цвета черный.
Также отмечу, что в эпосе имя Кришна носят и другие персонажи. Например, Кришной зовут Вьясу, которому приписывается авторство Махабхараты и Пуран.
Потом еще Кришна — это имя Драупади, общей жены пятерых братьев-Пандавов, только в ее имени последняя «а» долгая, что указывает на женский род. Она черная, потому что она смуглая, а это считалась красивым. И слово черный было эпитетом «красивый». Как у нас Красная площадь означала «красивая площадь».
Также и здесь, чернота была признаком красоты. И поэтому Кришну стало принято изображать черным, темно-синий, либо даже лиловым и темно-зеленым, но это гораздо реже.
Это связано с тем, что индийцы в древние времена не разделяли черный и темно-синий цвета. В китайском языке была такая же ситуация, когда одно и то же слово обозначало и чёрный цвет, и тёмно-синий, и тёмно-зелёный, и лиловый. Отсюда и разнобой в изображении Кришны и цвета его кожи.
Второй важный артибут, который всегда присутствует на популярных изображениях Кришны – это флейта, с помощью которой он привлекает гопи. Но опять-таки, это уже более позднее наслоение. Эта флейта появляется, наверное, только в Харивамше.
Никакой флейты ни в Бхагавадгите, ни в Махабхарате и близко нет.
Также Кришна изображается обнаженным до пояса и облаченным в желтое дхоти. Именно так он показан в средневековых миниатюрах.
Еще один атрибут — перо павлина — появляется в пуранах.
— Понятно, то есть, основные атрибуты — это флейта и тёмный цвет кожи. Я вот вспоминаю, что везде, где бы мне ни попадались изображения Кришны, то если это не ребёнок, это всегда очень молодой юноша. То есть я не видел изображения Кришны старше средних лет. Может быть они и есть, но мне почему-то никогда не попадалось.
— Да, кстати, в Махабхарате нет никаких указаний, что Кришна был вечно юным молодым человеком. Это, скорее всего, тоже уже более поздняя, средневековая версия образа Кришны. Такой вечно прекрасный и юный Кришна.
Во второй части интервью Андрей рассказывает о Кришне, как о тантрическом божестве, воплощениии Кали и нарушителе общепринятых моральных норм.
Беседовал Александр Бондаренко