13-14 января в Северной Индии отмечают один очень важный праздник. Он называется Лори. Для жителей индийского Пенджаба фестиваль Лори имеет большое значение, поскольку он знаменует сезон сбора урожая в Пенджабе и окончание зимнего сезона.
Заканчивается унылый и холодный месяц Пох (середина декабря – середина января), а следующий день, который называется Макар Сакранти, открывает яркий и солнечный месяц Магх.
Главное событие праздника — разжигание огромного костра, который символизирует дань уважения Богу Солнца за то, что он принес тепло.
Празднованию Лори придается также особое значение, поскольку в этот день солнце входит в раши (зодиак) Макары (Козерога), что считается благоприятным, поскольку означает начало новой жизни.
И как это обычно бывает с праздниками в Индии, с Лори связано несколько интересных легенд.
Празднование Лори в Пенджабе в 2024 году. Фото: hindustantimes.com
Легенда о Боге Солнца
За несколько дней до Лори группа деревенских девушек собирается и посещает дома, чтобы попросить пирог из коровьего навоза. Девушки собираются вокруг дома и кричат:
«Мы пришли, все девчонки села! Мы пришли в ваш двор!»
И так они ходят от дома к дому, собирая лепешки из коровьего навоза, пока не соберут настоящую кучу. Они складывают их все в один дом и возвращаются к себе.
Зачем все это делается?
Дело в том, что Лори празднуется в последний день месяца Пох, чтобы отметить конец зимы. Говорят, что предки пенджабцев сформулировали священную мантру, защищавшую их от холода. Эта мантра призывала Бога Солнца послать им столько тепла, чтобы зимние холода не коснулись их. И в знак благодарности Богу Солнца они пели эту мантру вокруг костра в последний день Поха. А сухие коровьи лепешки служат хорошим топливом для костра наряду с дровами.
Девушки в традиционных нарядах танцуют вокруг костра во время празднования фестиваля Лори (Фото: Нитин Канотра/Hindustan Times/Getty Images)
Огонь Лори символизирует почтение солнцу. По этому поводу поется песня:
«Куда делись шали и жаровни?
К золотой горе. Куда пропала золотая гора?
К солнечному лучу. Куда ушел солнечный луч?
К солнцу. Куда пропало солнце?
К огню. Огонь горит, луч согревает,
Снега тают, холодные дни кончились.»
В древности люди верили, что пламя зажженных ими костров передавало их послание солнцу, и именно поэтому наутро после Лори, первого числа нового месяца Магх, солнечные лучи внезапно становятся теплыми и уносят холод из жилищ и тел людей.
Студентки колледжа Лайаллпур Хальса празднуют Лори. Фото: tribuneindia.com
Другая версия Лори
Есть еще одна версия Лори. В старину люди разводили костры, чтобы отгонять хищных животных и защищать свое жилище.
Каждый вносил свой вклад в этот общий костер, для которого молодые мальчики и девочки собирали дрова в джунглях. Поэтому даже сегодня, когда люди сжигают лепешки из коровьего навоза, их собирают подростки.
Костер Лори является символом старого метода защиты от суровой окружающей среды, а также формой поклонения огню.
Именно огню Лори молятся пары о ниспослании детей, а родители просят мужей своих незамужних дочерей.
Традиционные танцы во время Лори. Фото: hindustantimes.com
Легенда о Дулле Бхатти
Традиционно Лори также связан со свадьбами, и многие песни этого праздника основаны на старой истории любви Дуллы Бхатти.
Это легенда о человеке, который во времена правления Великих Моголов спас девочку от жестоких похитителей и усыновил ее. В конце концов он устроил ее брак, как если бы она была его собственной дочерью.
Эти песни призывают молодежь защищать честь своих сестер и дочерей и наказывать тех, кто пытается их опозорить. Повсюду в Пенджабе во время Лори поют и декламируют «вары» (песни) о героизме и доблести Дуллы.
Важность первого Лори для невест и новорожденных
Традиционное угощение во время Лори. Фото: Zee Zest
Первый Лори, который празднует новобрачная (которая вышла замуж в предыдущем году), а также новорожденный, представляет собой грандиозное событие. На пир и обмен подарками приглашаются родственники и друзья.
По окончании застолья, люди продолжают праздновать Лори традиционными танцами и пением у костра.
В первый Лори родственники недавно вышедшей замуж невесты или новорожденного люди приносят в жертву огню сухофрукты, реври (разновидность сладостей из сахара и кунжута), жареный арахис, кунжутное ладу и другие продукты. Также они делятся этим прасадом со своей семьей и друзьями, собравшимися у костра.
Люди танцуют особый танец «Бхангра» вокруг костра. Танцы и пение продолжаются до поздней ночи. Во время торжеств люди надевают новую традиционную одежду.
Сааг и Махи Роти. Фото: raveetawritesdotcom.wordpress.com
Фестиваль Лори невозможен без вкусных традиционных блюд. Сарсо да Сааг и Макке ди Роти — самые известные вкусности кухни Пенджаба.
День Магха: важная дата для сикхов
Сикхи во время празднования Магхи. Фото: wikipedia.org
Следующий день Лори известен как Магха, день, который означает начало месяца Магх. Считается, что это благоприятный день для омовения и раздачи милостыни.
Магхам мела также является сикхским днем памяти о сорока сикхских воинах, погибших во время битвы при Мукцаре в 1705 году.
*Сикхизм — это отдельная индийская религия и философия , зародившаяся в Пенджабе примерно в конце 15 века нашей эры. Сикхизм развился на основе духовного учения Гуру Нанака (1469–1539), первого гуру веры , и девяти сикхских гуру, которые стали его преемниками. Сикхи также традиционно считаются доблестными и свирепыми воинами. Их традиция приписывает им всегда носит особые тюрбаны. Ткань для некоторых из них достигает длины 300 метров.
Для сикхов Магха мела означает, прежде всего память о героической битве Чали Мукте, буквально Сорока Освобожденных, которые отдали свои жизни, отражая нападение имперской армии против Гуру Гобинд Сингха.
Это событие произошло возле водоема Хидране-ди-Дхаб 29 декабря 1705 года. Тела воинов были кремированы на следующий день, в первый день месяца Магх (отсюда и название фестиваля), который теперь обычно приходится на 13 или 14 января. Следуя обычаю сикхов отмечать годовщины как счастливых, так и трагических событий, Магха празднуется непрерывным чтением Гуру Грантха Сахиба и религиозными собраниями в гурудварах (сикхских храмах).
Люди собираются со всего Пенджаба и даже из других частей Индии, чтобы присоединиться к фестивалю, который на самом деле растягивается на многие дни. Торговцы выставляют на продажу свои товары, от безделушек до высококачественной электроники и оружия.
Амалия Тимофеева
Также читайте:
Есть ли в индуизме аналог Рождества?
Полнолуния и Новолуния 2024 года согласно ведической астрологии
Особые дни Вишну: Анвадхан и Ишти
Больше интересно в нашем Телеграм-канале: