Культура

Шива в образе карлика Ваманы: самое редкое изображение

Редкая скульптура Вамана-Шивы IV-V веков династии Вакатака. Раскопана в Мансаре, штат Махараштра. Национальный музей, Нью-Дели. Фото:  Google Arts & Culture
Редкая скульптура Вамана-Шивы IV-V веков династии Вакатака. Раскопана в Мансаре, штат Махараштра. Национальный музей, Нью-Дели. Фото: Google Arts & Culture

Это может показаться невероятным, но перед вами изображение индуистского бога Шивы. Те, кто хоть немного знаком с иконографией Господа Шивы наверняка будут удивлены. Ведь все мы привыкли, что традиционно Шива изображается совсем по-другому — в образе сурового аскета, медитирующего на вершине Кайлаша или как мужественный и суровый предводитель ганов, или как танцующий Натараджа, или… в общем в любом случае точно не в образе Ваманы — пухлого карлика с толстеньким животиком.

А еще многим Вамана известен как аватара Господа Вишну, когда он воплотился на Земле в этой форме, чтобы низвергнуть в нижние миры демонического царя асуров Бали.

Но факт остается фактом — это действительно изображение Шивы. Откуда же оно взялось? Давайте разбираться.

Необычная скульптура

Это необычное изображение Шивы IV-V веков нашей эры было найдено во время раскопок в Мансаре, штат Махараштра. Оно принадлежит эпохе правления Вакатаков.

Ученые считают, что оно изображает Шиву, описанному эпитетами храсвая и ваманайи, упомянутыми в Шатарудрия Кришна Яджурведа Тайттирия Самхита.

Скульптура представляет четырехрукого Шивы в образе вамана (пухлого карлика) с выпуклым животом, полными руками и ногами, большим носом, губами и коротким телом, характерным для скульптур эпохи Вакатака. Он сидит на подушке, прислонившись к большой круглой украшенной подушке. Шива здесь показан в веселом настроении, с такими атрибутами, как чандракала , полумесяц, капала, череп, аштапушпика, восемь любимых цветов. В руке у него акша-мала (четки), а на левом ухе украшение татанка, указывающее на его вечную форму Ардханаришвары. Также нана нем надета наганупура — змеиный браслет. Шея украшена жемчужным ожерельем. Также его обвивает змея, а волосы свисают локонами на правую сторону.

Фото: meisterdrucke.us
Фото: meisterdrucke.us

Вакатаки были могущественными правителями и одной из самых известных династий, процветавших в Южной Индии с III по VI вв.

На пике своего развития их империя простиралась от Малвы и Гуджарата на севере до Тунгабхадры на юге и от Аравийского моря на западе до Бенгальского залива на востоке.

Махараджи этой династии были покровителями литературы и искусства. Они спонсировали поэтов, пишущих на санскрите и пракрите, и вскоре это привело к появлению некоторых из величайших литературных произведений. Среди них — работы такого великого поэта, как Калидаса.

Территория династии Вакатаков. Изображение: ru.wikipedia.org
Территория династии Вакатаков. Изображение: ru.wikipedia.org

Шиваизм в эпоху Вакатаков

Кроме того, члены восточной ветви этой династии в основном поклонялись Махешваре.

А правитель Рудрасена I в царских родословных обычно упоминается как «первейший среди преданных Господа Махабхайравы». Это уже само по себе является важным свидетельством истории раннего шиваизма, поскольку это — одно из самых ранних упоминаний о поклонении гневной форме Шивы как Махабхайравы.

Кстати, правители Вакатаки даже использовали царские титулы с упоминанием имени Шивы — атьянтамахешвара или парамамахешвара, чтобы продемонстрировать свою веру. Само имя Шива в ээтих титуталх происходит из заявлений предков Рудрасены о том, что он произошел от Бхарашивов, «Дома, который был основан Шивой, довольным, что его члены носили Его эмблему — лингам, возложенную на их плечи как бремя».

В надписях Праварасены II, сына Рудрасены и Прабхавати Гупты, встречается утверждение, что он «установил крита-югу на земле милостью (прасадом) Шамбху» и что он «носил в качестве оружия копье, милость (прасад) Шамбху», т.е. Шивы.

Правители династии Вакатаков были набожными шиваитами. Изображение: istory-maps.com
Правители династии Вакатаков были набожными шиваитами. Изображение: istory-maps.com

Доброжелательный Шива

Известно, что, чтобы выразить преданность своему Господу, Праварасена построил храм Праварешвара в новой столице Праварапуре, в котором сохранились одни из самых необычных скульптур Шивы, в том числе «Мансара Шива», о которой и идет речь в этой статье.

Исследователи находят в этом уникальном образе выражение концепции Шамбху как «Доброжелательного».

А название храма (девакуластхана), Праварешвара, является одним из первых примеров царских святилищ, посвященных избранному божеству (Иштадевата), включающих в себя имя правителя. Эти храмы стали характерной чертой большинства раннесредневековых индийских царств, в которых шиваизм был нормой.

И именно такое изображение Шивы по мнению ученых говорит о взглядах и политике правителей того времени. Ведь здесь мы видим Шиву, который кажется очень «человеческим», предстающим перед своим преданными с доброжелательной улыбкой и любовью. В то время как дикие черты его характера, символ Шивалингама, третий глаз и оружие отсутствуют.

В этом непривычном образе, как Вамана, Шивы странным образом сочетаются два основных, хотя и противоположных аспекта бога Махешвары — жизнь и смерть, представленные, с одной стороны, отрекающимся от жизни йогином Пашупатой, побеждающим смерть на месте кремации, символом которого является череп на голове. А с другой стороны он же — жизнеутверждающий «Правитель Мира», милостиво одаривающий своих подданных благословением, драгоценным даром, представленным в его правой руке, протягивающейся к его преданным.

Поскольку Шива как Всевышний (Праварешвара) «является величайшим среди богов, и его владениями является великий мир, и он защищает великую вселенную», его традиционно называют Великим Богом — Махадевой, и этот эпитет вполне подходит этому обрауа Шивы, который можно рассматривать как воплощение веры династии Вакатаков в Махешвару.

Читайте также:

Пуруша Мрига: загадочный Сфинкс Индии и преданный Шивы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»