Духовный путьИнтервью
Тренды

«Я всегда буду править мужем и родом его»: правда и мифы о ведических женах

Интервью главного редактора «Индии Свами» Анастасии Ермаковой с переводчиком санскрита, специалистом по тантрическим текстам Андреем Игнатьевым, который развенчивает мифы о так называемой «ведической женщине».

— Мой первый вопрос будет о том, откуда вообще взялось само это понятие, это устойчивое словосочетание — «ведическая жена»? Откуда пошел этот термин и что он означает?

АИ: Сразу обратимся к санскриту. В санскрите такого выражения вообще нет — ни ведической жены, ни ведической женщины. И все оказывается просто: ведическая жена — это такой продукт или конструкт, придуманный современными ведическими психологами или лекторами. Самые известные из них – Торсунов, Валяева, Хакимов и целый ряд других. Они это все придумали и очень активно эксплуатируют.

Для чего они это делают? По моему мнению, их цель — зарабатывать деньги на тех женщинах, которые очень хотят замуж, хотят найти себе спутника жизни, счастливую семейную жизнь и так далее.

И вот они этих женщин используют. Устраивают многочисленные семинары, ездят по России, читают лекции и обещают такую очень радостную семейную жизнь, если эти женщины будут следовать их рекомендациям.

Я, конечно, не психолог, я историк, исследователь древних текстов, поэтому я не могу оценивать насколько идеал женщины, о котором говорят эти лекторы хороший или плохой. Но я могу сказать, что к ведам это отношения никакого не имеет.

Что такое вообще веды? В узком смысле есть четыре веды:

  • Ригведа — книга гимнов
  • Самаведа — книга напевов
  • Яджурведа — книга жертвенных формул
  • Атхарваведа — сборник магических заклинаний

Это самые священные книги индуизма. К ним еще примыкает три класса текстов – это Брахманы, Араньяки и Упанишады. Они очень известны, это такие ранее философские тексты.

Эти тексты прежде всего религиозного содержания. И каких-либо рекомендаций по поводу семейной жизни: что делать должен мужчина, что должна делать женщина, в них вообще нет. То есть веды — это совсем не про семейную жизнь.

Там есть, конечно, определенная информация, по которой мы очень предположительно можем судить об отношениях между мужчинами и женщинами в ту далекую ведийскую эпоху, когда эти тексты создавались.

И те сведения, что там имеются, они совсем не дидактического характера.

Например, это свадебный гимн в Ригведе или другие мифологические сюжеты, где общаются мужские и женские персонажи, где они вместе участвуют в этих сюжетах. Но опять-таки — это не какие-то семейные предписания и руководства.

Вообще, что касается вед, то на русский язык Татьяной Елизаренковой переведены Ригведа и Атхарваведа. А основные Упанишады перевел Александр Сыркин. Но беда в том, что современные люди читать не хотят.

Вместо того, чтобы взять ту же Ригведу в переводе Елизаренковой и убедиться, что с проповедью Торсунова там ничего общего нет, люди продолжают слушать эти лекции. Отдавать деньги за эти его семинары и верить в то, что он говорит. И даже пытаться ему следовать вместо того, чтобы взять хорошую, научную литературу, которая доступна на русском языке.

— В общем с ведическими женщинами, которых, как оказывается, на самом деле и нет — проясняется. А вот что касается ведического мужа – есть ли такое понятие: ведический муж, мужчина?

АИ: Ведического мужа действительно не существует. Этот конструкт не используют. Причина этого проста. Мужчины, как показывает практика, гораздо меньше интересуются вот этой всей индийской тематикой, медитациями, йогой, вегетарианством. Подавляющее большинство тех, кому это интересно – девушки и женщины.

Мужчины, если они хотят найти спутницу жизни, вряд ли пойдут к Торсунову. Они будут искать какие-то более традиционные пути — знакомиться в Интернете, в ночном клубе, где-то еще. Торсунов их вряд ли привлечет. Паства ведических лекторов, психологов – в основном это женщины.

Поэтому ведического мужа придумывать нет смысла, потому что мужчины особо на это не клюнут, за исключением редких персонажей.

Андрей, каково было истинное положение женщин в ведическую эпоху, и вообще во времена Древней Индии?  В Махабхарате, например, говорится о том, как царь Юдхиштхира проиграл в кости свою собственную жену Драупади. То есть женщины были настолько бесправны и общество было действительно жестко-патриархальным?

Драупади, главная героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата»

АИ: Индия — это огромная страна с очень длинной историей, поэтому положение женщин и в разных регионах, и в течение времени значительно различалась.

Эпоха Махабхараты — это все же уже более поздняя эпоха, не ведическая.

А практика действительно такая была, потому что в знаменитых законах Ману — Манава Дхармашастре — говорится о том, что муж может продать жену в рабство и получить за это деньги. Это случай нужды, и такое может быть. Хотя в одном месте это допускается, а в другом – осуждается. Но при этом еще говорится, что если муж продает жену в рабство, то она уже не может выйти замуж за своего хозяина. Такое вот предписание содержится в Дхармашастре – книге индуистского закона.

Что же касается вообще ведийской эпохи, то в ведах есть определенные сведения, по котором мы можем попытаться сделать какие-то выводы о положении женщин в ту далекую эпоху.

Итак, что мы имеем?

Во-первых, сведения, содержащиеся в Ригведе, сосредоточены в самых поздних гимнах этого памятника. Также в Атхарваведе есть магические заговоры, которые касаются именно женщин и мужчин. Это тоже источник. Еще кое-что есть в Упанишадах.

Начнем с Ригведы. Здесь мы имеем брачный гимн, где свадьба людей уподобляется свадьбе бога Луны Сомы и солнечной девы Сурьи, дочери бога Солнца. В этом гимне заявлено такое весьма уважительное отношение к женщине. Можно сказать, что здесь мужчина и женщина выступают равноправными партнерами. Это очень красивый поэтический гимн. Всем советую его читать вместо того, чтобы слушать Торсунова.

Затем в Ригведе есть также моменты, где женщины вообще выступают сильными самостоятельными фигурами, которые помыкают своими мужчинами, мужьями. То есть мы видим полную противоположность тому, о чем говорит Торсунов.

Например, есть такой «Гимн самовосхваления женщины», где женщина говорит о себе: «Я — глава, я – знамя, я всегда буду править этим мужем и родом его. Мои сыновья – убийцы врагов, а я сама — убийца соперниц». Говоря современным языком, в этом гимне заявлено женское доминирование, очень ярко представлена мощь женского начала.

Затем в Ригведе еще есть «Гимн игрока», тоже весьма интересный. В нем говорится о мужчине, который увлекается азартными играми, все проигрывает и жалуется на то, что жена его постоянно бранит за это и даже выгоняет из дому. То есть здесь женщина выступает такой самостоятельной фигурой, которая может своему мужу высказывать определенные претензии.

А в Атхарваведе мы находим женские заговоры, цель которых состояла, во-первых, в том, чтобы женщина могла приворожить понравившегося ей мужчину. А во-вторых — чтобы победить своих соперниц.

И тут есть такой парадокс, потому что в более поздние эпохи веды могли читать только мужчины, относящиеся к трём высшим варнам: брахманы, кшатрии и вайшьи. А вот здесь эти заговоры предназначены именно для женщин.

То есть, видимо, первоначально эти ведические заговоры могли читать и женщины. И то, что женщина использовала эти заговоры говорит о том, что она была свободна в плане выбора себе любимого мужчины. Она сама себе искала этого мужчину, а не кто-то выдавал ее замуж. И значит, это была уже взрослая девушка, женщина.

Потому что в Индии позже распространился институт детских браков, и явно дети такие заговоры использовать не могли. За них все решали родители.

Что еще касается мифологических сюжетов, представленных в Ригведе, то здесь я бы остановился на двух сюжетах.

В первом из них говорится о Яме и Ями. Это беседа между братом Ямой и его сестрой Ями, во время которой сестра пробует склонить своего брата к любви. Это яркий, наполненный эротикой гимн. Мы не знаем, получается ли это у Ями, но какое-то осуждение инцеста здесь есть. Потому что сам Яма говорит, что «плох тот, кто соединяет свое тело с телом сестры». Но опять-таки мы видим, что здесь женщина проявляет инициативу в любовных делах.

Второй сюжет – Пуруравас и Урваши. Смысл этого гимна в том, что земной царь Пуруравас женился на небесной красавице, апсаре Урваши, а затем они поссорились и расстались. И Пуруравас в этом гимне умоляет Урваши возвратиться к нему и продолжить вместе с ним жить. Но гордая небожительница Урваши отвечает ему:

«К чему мне теперь говорить с тобою?
Я прошла, как утренняя заря проходит.
Иди обратно домой, Пуруравас!
Словно ветер я: меня не удержишь!»

И также она говорит ему:

«Нельзя полагаться на дружбу женщин,
Сердце женщины - сердце гиены!»

То есть, опять мы видим женщину, которая помыкает мужчиной и ведет себя весьма жестоко по отношению к нему.

Затем есть еще интересный момент. В Ригведе упоминаются женщины-риши. То есть в ту пору, видимо, женщины могли читать веды, и авторство трех гимнов Ригведы приписывается женщинам! Самая известная из них – это Дхоша, дочь царя, женщина-риши, женщина-провидец.

Таким образом, женщина могла участвовать и в религиозной жизни и даже быть автором священных гимнов.

Женщина-мудрец фигурирует и в Брихадараньяка-упанишаде — Гарги Вачакнави, которая участвует в философском диспуте вместе с мужчинами.

Но в то же время, конечно, нельзя сказать, что положение женщин было совсем уж таким идеальным.

Особенно если судить по имеющимся у нас материалам, например, в той же Ригведе. Там есть такой уже поздний гимн, в котором упоминается о том, что царь увел жену у брахмана, забрав ее просто по праву сильного, могучего мужчины. И автор этого гимна призывает царя вернуть эту жену своему законному мужу. То есть такое тоже имело место.

Также в Ригведе мы встречаем упоминание о полигамии, когда один мужчина, какой-нибудь богатый могучий правитель мог иметь несколько жен. Хотя, конечно, подробно это всё не расписывается.

И все же, многие исследователи считают, что положение женщины именно в ведийскую эпоху было более высоким, нежели в более поздние времена, когда складывалась Махабхарата, пураны, Манава Дхармашастра и т.д. Потому что здесь мы уже видим положение женщин более приниженное. Женщина в независимости от того, кто её муж и к какой варне она принадлежит, фактически приравнивается к шудре. То есть женщины не имели право получать посвящение, не могли читать Веды.

В той же Манава Дхармашастра говорится о том, что женщина никогда не может быть самостоятельной. В детстве она должна подчиняться отцу, когда выйдет замуж – мужу, а когда ее мужа не станет – то своим взрослым сыновьям.

И все же мы видим, что то, о чем говорят ведические лекторы, весьма отличается от того, что было в ведах. Потому что, как в ведах женщины очень часто — это такие сильные фигуры, которые мужчинами управляют, помыкают и даже обижают.

— Андрей, а насколько образ современной работающей женщины противоречит или не противоречит образу ведической женщины? Насколько ведическая женщина была самостоятельна?

АИ: Ну здесь сразу надо заметить, что работы в нашем понимании в ту эпоху не было. Что такое работа? Это когда тебя кто-то нанимает, ты куда-то ходишь, тебе платят за это деньги, а в ведийскую пору жизнь была устроена совсем иначе.

Все люди были заняты в своем личном хозяйстве. Основой жизни ведийских ариев было скотоводство. И женщины и мужчины выращивали вместе скот. И в знаменитом брачном гимне Ригведы подчеркивается, что именно женщина ухаживает за скотом, что она должна быть добра к животным и т.д. То есть такова роль женщины, как и мужчины — уход за скотом, выращивание молодняка и прочее. То есть такая сельскохозяйственная работа.

К более позднему времени относится миф о Кришне, в котором мы видим, что у него все его подруги — это гопи. Кто такие гопи? Это пастушки, коровьи пастушки. Го – это коровы, Пи – хранительница. То есть и здесь мы видим, что женщины – это те, кто занимаются скотом.

Кстати, интересно, что на санскрите слово дочь — это духитар, что буквально означает доильщица, доярка.

Получается, что идеальная ведическая женщина — это доярка.

Позже, с развитием в Индии общества, конечно, произошли определенные изменения.

Если мы возьмем уже знаменитую Камасутру, то там мы увидим, что ее герои — это вообще свободные от любого труда мужчины и женщины.

Читая описание образа жизни горожанина в Камасутре, мы не нигде не встретим упоминаний о том, что он ходит на какую-то работу и вообще что-то делает. Нет. Он читает стихи, пишет картины, наслаждается общением с прекрасными куртизанками, соблазняет чужих жен. Вот это его основные занятия.

То есть в ту эпоху, как и во многих древних обществах, труд стал считаться уделом низших, бедных слоев населения – крестьян, деревенских людей и т.п. Тоже самое мы встречаем в античном обществе, где труд — это удел рабов. А богатым, свободным гражданам работать-то и не особо надо.

Мусульманский ученый Бируни, который застал Индию в десятом веке нашей эры, в своей книге пишет о том, что индийские мужчины и женщины из высших слоев специально отращивают себе ногти, чтобы показать, что они не работают. А только наслаждаются жизнью, ее радостями и удовольствиями.

Получается, что Торсунов не прав, потому что он считает, что мужчина должен работать, а женщина не должна. Ну вот индийской аристократии такая позиция не понравилось бы. Потому что там и мужчина презирал такой труд, и женщина тоже его презирала. И вместе они просто наслаждались жизнью.

— А вообще можно представить такую ситуацию, когда женщина могла как-то себя сама обеспечить? Могло ли такое быть, что женщина в эпоху вид живет без мужа? Или нигде не встречается таких упоминаний, когда женщину можно назвать самодостаточной?

Что касается эпохи вед, то здесь нам об этом сказать сложно. Здесь такая ситуация не просматривается.

Зато она просматривается в более поздних эпохах. Например, если женщина оставалась одна, то у нее была возможность пойти в подёнщицы, то есть в служанки или домработницы, говоря современным языком. Например, так представляется Драупади в Махабхарате, когда братья Пандавы приходит ко двору царя Вираты.

То есть такой вариант мог быть, когда женщина, оставшись без мужа, без средств к существованию могла пойти наняться на какую-то работу. Но это была именно вынужденная, крайняя ситуация, и каким-то почетом и уважением это совсем не пользовалось.

Какие еще женщины могли быть самостоятельными? Это куртизанки, гетеры. Это было такое сообщество женщин, которые от мужчин не зависили. Разве только в том плане, что они с них брали деньги за свои услуги. Но при этом они жили сами по себе, мужей у них не было, и они эксплуатировали своих клиентов.

Вообще, куртизанки в Индии были очень образованными женщинами, у которых могли быть свои поэтические кружки, где они собирали разных ученых и мыслителей. И даже сам Будда счёл за честь встретиться со знаменитой куртизанкой Амбапали, которая потом стала буддистской монахиней.

То есть в плане куртизанства женщина могла себя проявить как самостоятельная фигура. Но это уже в более позднюю эпоху. В эпоху вед такого не было.

— Тогда вопрос в тему: какое отношение в ведийскую эпоху было к такому аспекту женственности как сексуальность? Считалось ли это чем-то аморальным или табуированным?

Очень хороший вопрос. Индолог Андре Паду пишет, что с самого начала в Индии всегда было очень положительное отношение к сексуальной стороне жизни. Секс никогда не рассматривался здесь как грех, как что-то такое грязное и запретное.

Мы видим это уже в Ригведе, где сексуальный союз между мужчиной и женщиной уподобляется союзу неба и земли. Дождь – сравнивается с мужским семенем, которое проливается и оплодотворяет землю. То есть секс получал сакрализацию и считался священным действом.

В Брихадараньяка-упанишаде соитие мужчины и женщины сравнивается с актом жертвоприношения: как жрец, возливает масло на огонь, так и мужчина возливает свое семя в женское лоно. Секс описывался как нечто возвышенное и никак не осуждался.

Знаменитый индийский философ Радхакришнан писал в свое время, что арии быль очень жизнелюбивыми и полными сил. Также были у них и различные сексуальные обряды.

Читайте также: «Страдание — это кнут, а секс — пряник»: интервью с мастером тантры Алсу Белоглазовой

Известен такой ведийский ритуал, когда жертвенный конь целый год ходил по стране вместе с войском, а затем этого коня приносили в жертву. И когда это происходило, главная царица ложилась вместе с ним, имитируя с ним соитие. А находящиеся рядом женщины и жрецы произносили всякие непристойные вещи сексуального характера.

А вообще в самом архаичном варианте этого обряда царица соединялась не с конем, а с жрецом. Потом этого жреца убивали. Были и другие обряды сексуальной направленности.

Но при этом целью секса в ведах являлось прежде всего именно зачатие потомства. И прежде всего потомства мужского. Потому что считалось, что сын после смерти родителей обеспечивает им хорошую жизнь на небе Ямы, делая жертвенные подношения.

Поэтому восхвалялась женщина, у которой много сыновей.

Хотя рождение дочери в общем-то тоже не осуждалось в ведах. Например, в уже упомянутом Гимне самовосхваления женщины, героиня говорит о том, что ее дочь – властительница. То есть дочь тоже могла быть желанным ребенком именно в ведийскую эпоху.

Что же касается искусства любви, Камасутры, где говорилось уже о сексуальном наслаждении, отделенном от деторождения, то в ведах этого не было.

Такое отношение к сексу возникает уже в более поздние эпохи, когда появляется утонченная городская культура с ее культом красивой эротики и наслаждений.

В ведах же сексуальное соитие, как я уже сказал, рассматривалось с точки зрения зачатия потомства. Также для этой эпохи был характерен культ мужской силы, что вообще было распространено во всех древних цивилизациях.

Например, Урваши говорит Пуруравасу о том, что он трижды в день пронзал ее своим прутом. То есть подчеркивается именно вот это качество сильного мужчины, который готов наслаждаться женщиной регулярно, столько-то раз.

В Ригведе также есть гимн Вришакапи, где участвует бог Индра его жена, а также обезьяна Вришакапи и жена этой обезьяны. И каждая из этих женщин восхваляет мужскую силу своего супруга.

Ну и также в заговорах Атхарваведы есть заговор для мужской силы. Все это позже получит развитие в Камашастрах, где также описываются рецепты для хорошей потенции.

Интересно, что при этом в Ригведе нет фаллического культа в том виде, как он получит свое развитие в более позднюю эпоху. Даже само слово лингам не употребляется в значение фаллоса.

Зато в Ригведе упоминаются так называемые шишнадэвы, что в переводе означает членопоклонники. Это приверженцы фаллического культа. И здесь они выступают противниками ариев, врагами арийских племен. То есть, по-видимому, этот фаллический культ, культ лингама пришел в позднейший индуизм именно из верований и культовых практик аборигенов Индии, ее доарийского населения. А в ведах культа лингама мы не находим.

— Андрей, ну и напоследок. Есть такой философский вопрос: когда человек стоит перед Богом, гуру и родителями — кому первому он должен поклониться. А вот представим, что «ведическая жена» стоит перед Богом, Гуру, мужем и родителями? Кому первому должна поклониться она?

АИ: В ведах такой дидактики мы не найдем. Здесь никакой информации об отношениях женщины с ее родителями у нас нет, также, как и об отношениях с гуру. А что касается отношений с богом, то женщины могли принимать участие в религиозных ритуалах, жертвовать, участвовать вместе с мужчиной в обрядах. Такое могло быть. Это то, что мы знаем из гимнов Ригведы.

Вообще для женщины эпохи вед основное – это всё же её отношения с мужем. И в этом плане их союз уподобляется союзу, как я уже сказал, Сомы и дочери Солнца — Сурьи.

А вот моральной дидактики насчет родителей или наставников, в ведах все-таки мы не находим. Чего нет — того нет.

— Кстати, а вот что касается гуру. Мог у женщины в ту эпоху быть учитель гуру, какой-то наставник? Встречаются такие упоминания где-то?

АИ: Ну, если были такие женщины, которые участвовали в философских диспутах, как Гарги Вачакнави, то вполне возможно, что у нее мог быть Гуру. Хотя тоже никакой информации насчет этого нет.

А вот в уже более поздние эпохи все же участие женщины в религиозной жизни особо как-то не приветствовалось. Женщина прежде всего вела домашнее хозяйство, занималась семьей, воспитанием детей. Но все же были и женщины садхви, аскетки, которые себя всецело посвящали религиозной жизни.

У буддистов, например, были монахини. И вот у этих женщин, конечно, могли быть гуру-мужчины. А вот в тантре были и женщины-гуру. Об этом я писал в своей книге «Женщина в индуистской тантре». То есть женщина могла быть и ученицей мужчины, и сама могла быть выступать в роли гуру.

Но все это уже относится к более поздним временам, а в ведах, конечно, такого нет.

— То есть получается, что в тантре женщина могла быть наставником, учителем у мужчин или только у женщин?

АИ: В Генеалогии учителей кашмирского шиваизма как раз говорится именно о женщинах, которые могли быть наставниками мужчин. В садхана тантре сказано, что обрести женщину своим Гуру — это удача, которая даруется благодаря добрым делам во многих жизнях. Здесь описывается и внешность этой идеальной женщины-гуру. И в наши дни такие женщины тоже есть среди тантриков. Хотя, конечно, они несколько отличаются от того идеала, который мы находим в древних текстах.

— Андрей, спасибо за интересную беседу. Думаю, что это далеко не последний раз, потому что у нас очень много тем, которые хочется осветить и обсудить. Поэтому — до новых встреч!

АИ: Всегда с радостью отвечу на все вопросы. До свидания!

Беседовала Анастасия Ермакова

Одно Сообщение

  1. А здесь нет ничего, противоречащего тому, о чем говорит Торсунов в лекциях. Он нигде не говорит, что женщине надо быть слабой. Он говорит о том, что природа женской и мужской силы разные. И женщине не надо уподобляться мужчине. Также он говорит о божественности как женского, так и мужского начала. Он говорит в лекциях также, что брак — это равноправные отношения. Просто чтобы женщине управлять мужчиной, ей надо быть мягкой и женственной. И подчинение, на самом деле, условное. А ля, ну да, ты прав, ты главный, оденем на тебя корону, как атрибут. А у женщины своя корона.
    У него нет категорического запрета на то, чтобы женщина работала. Суть в том, что если женщина хочет семью, ей нужно определиться приоритетами. И, имея семью, многие женщины работать не успевают и истощаются. Конечно, у Торсунова нет никаких прямых цитат из вед, но он не учёный, а последователь этой традиции, адаптированной к современным реалиям.
    Так что спорите не с Торсуновым и конкретными личностями, а с собирательным карикатурным образом ведической жены из масскульта..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»