Джайнизм: одна из самых древних живых религий мира
Когда речь заходит об Индии и ее религиозных традициях, на ум сразу приходят индуизм и буддизм. И очень мало кто слышал что-либо о третьей важнейшей религии Индии — джайнизме.
А джайнизм в свою очередь – очень древняя мировая религия с историей более 3000 лет, также зародившаяся на Индийском субконтиненте. Джайнизм — это дхармическая религия, и хотя он имеет некоторое сходство с буддийской и индуистской традицией, он отличается от них некоторыми уникальными чертами, космологией и философией.
Джайнизм также старше буддизма и действительно является одной из самых древних и живых религий мира, преемственность которых не прерывалась тысячелетия подряд.
Джайна Дхарма, как ее называют, является, пожалуй, самой аскетической религией мира, в которой большое внимание уделяется этическому поведению и личной чистоте для освобождения индивидуальных душ.
Джайнизм не верит в Бога-Творца. Он принимает материальную вселенную как самосуществующую систему. Все в нем, включая индивидуальную Душу, является аспектом материи.
Каждая Душа вечна, но имеет состояния, формы и размеры. В связанном состоянии (бандхе) она подвержена влиянию кармы и перерождению. Она достигает освобождения только тогда, когда сможет полностью избавиться от кармы.
Согласно верованиям джайнов, джайнизм был основан 24 Совершенными Существами, известными как Тиртханкары, которые появились на земле в прошлом и заложили основу своего учения. Последним и самым популярным из Тиртханкаров был Махавира — его в джайнизме особенно почитают.
Почему о джайнизме так мало известно в мире?
Поскольку это сложная и суровая религия, джайнизм с древнейших времен пользовался популярностью лишь среди определенных слоев индийского общества, особенно среди купеческих общин. За пределы Индии эта традиция практически не вышла.
Мы начинаем цикл статей, в котором познакомим вас с основами истории, верований, практик, философии и этики джайнизма, а также сравним ее с другими религиями.
Суть джайнизма
По своей сути джайнизм – это больше, чем религия. Это образ жизни, который поддерживает принципы ненасилия (Ахимса), правды (Сатья), отказа от воровства (Астея), целомудрия (Брахмачарья) и отказа от собственности (Апариграха).
Эти Пять великих обетов, также известные как «Пять Махаврат», составляют основу этического и морального кодекса джайнов.
Они призывают своих приверженцев жить жизнью сострадания и самодисциплины, избегая причинения вреда всем живым существам, как разумным, так и неразумным.
Ахимса, или ненасилие, выступает в качестве первостепенного принципа, подчеркивающего сострадание и уважение ко всем живым существам, вплоть до того, что в некоторых особо аскетичных орденах джайнов принято прикрывать рот кусочком ткани, чтобы случайно не проглотить мошку или комара. Также джайны-монахи всегда имеют при себе специальную метёлку, которой метут дорогу впереди себя, чтобы не раздавить никаких насекомых.
По этой причине джайны являются строгими вегетарианцами — настолько строгими, что употребление в пищу корнеплодов запрещено, поскольку удаление корня приведет к гибели растения. Однако джайны могут есть овощи, растущие над землей, поскольку их можно собирать, оставляя остальную часть растения нетронутой.
Центральное место в джайнском учении занимает концепция «Анекаантваад», которая подчеркивает множественность точек зрения и признание многогранности истины.
Такой подход поощряет людей быть непредубежденными и учитывать множество точек зрения.
Философские основы
Философские основы джайнизма углубляются в природу реальности, вечную душу (дживу) и концепцию кармы. Мировоззрение джайнов утверждает, что каждое живое существо обладает душой, и конечная цель — достичь освобождения (мокши) путем освобождения души от цикла рождения и перерождения посредством стремления к правильному знанию, правильной вере и правильному поведению.
Карма в джайнизме
Джайнская теорией кармы основана на простом законе причины и следствия. Вы пожинаете то, что посеяли. Никто не может избежать последствий своих действий или бездействия, хороших и плохих. Эта доктрина делает переселение душ доказанным фактом, устанавливает непрерывность и бессмертие всех душ и дает рациональное объяснение разнообразным явлениям и переживаниям живущего. В то же время она устраняет необходимость любого внешнего вмешательства для этой цели, вознаграждения или наказания живых существ. Они и только они несут ответственность за свои действия и сами извлекают выгоду из последствий или страдают от них.
Человек – мера всех вещей. Он хозяин своей судьбы и может сделать ее или испортить по своему желанию.
Весь акцент делается на развитии сильной силы воли и сознательных личных усилий, чтобы помешать и уничтожить различные неблагоприятные влияния, силы Кармы, и таким образом осуществить духовную эволюцию, ведущую к конечной цели, самой Божественность, откуда нет возврата в «сансару». Это превращение человека в бога является реальным завершением религиозного поиска в джайнизме для искреннего искателя Истины.
Чтобы осуществить эту духовную эволюцию, необходимо правильно понять семь Таттв или основ:
1. Душа, которая является главной и в своем нынешнем воплощенном состоянии нуждается и ищет освобождения.
2. Материя, основа всего мирского существования, которая удерживает индивидуальную душу в рабстве, препятствуя ее освобождению.
3. Наложение на душу Кармы, когда душа действует против своей истинной природы, предаваясь гневу, ненависти, гордыне, обману, алчности, жестокости и т. д.
4. Кармическое рабство, когда душа становится рабой кармических сил, что приводит к хорошим или плохим результатам в зависимости от обстоятельств.
5. Остановка этого потока кармы посредством практики здорового самоконтроля.
6. Частичное уничтожение кармических сил посредством отречения, покаяния и аскезы.
7. Мокша или полное освобождение (Нирвана) души от кармического рабства, которая живет после этого в состоянии абсолютной чистоты, духовного совершенства, всеведения, блаженства и блаженства.
Нирвана
Джайнская «нирвана» — это не уничтожение индивидуальности и не погружение индивидуальности в некую универсальность. По сути, это религиозная концепция, рассматриваемая как последняя из семи упомянутых выше «Таттв», которые являются не просто метафизическими условиями, но имеют также и этическое значение.
Как религиозная цель и движущая сила нравственности, «нирвана» является положительным достижением души, которая, освободившись от «кармы», раз и навсегда обретает состояние совершенного и вечного блаженства.
Святые в джайнизме
Джайны чтят 24 джина, или тиртханкара: духовных лидеров, достигших просветления и освободившихся от цикла перерождений.
Одним из самых влиятельных Джинов был Махавира, который считается 24-м и последним Джиной. Он родился в касте кшатриев или воинов в 599 году до нашей эры, хотя многие ученые полагают, что он родился позже. Когда ему было 30 лет, он отказался от своих мирских благ, чтобы жить жизнью аскета ( того, кто практикует самоотречение от мирских вещей). После более чем 12 лет интенсивного поста и медитации Вардхамана достиг просветления и стал Махавирой (что означает «Великий герой»). Согласно традиции, на момент своей смерти он основал большую общину последователей джайнов: 14 000 монахов и 36 000 монахинь.
Сегодня большинство последователей джайнизма проживают в Индии, насчитывая, по оценкам, более четырех миллионов последователей. Кстати, Махатма Ганди восхищался приверженностью джайнов полному ненасилию и включил эту веру в свое движение за независимость Индии.
Заключение
Это первичные основы джайнизма. В следующих статьях мы расскажем о его космологии и мифах, основных ритуалах, мантрах и других интересных особенностях этого учения.
Анастасия Проскурина
Читайте также: