Адам и Ева по-индийски: история Ману и Шатарупы
В индуизме существует множество теорий о творении мира и людей. Различные Пураны дают разные идеи о сотворении и продолжении рода. В свою очередь Упанишады дают другую точку зрения, согласно которой все творение является лишь плодом нашего ума.
Но если мы начнем искать в индуизме какой-то эквивалент библейским Адаму и Еве, то найдем его в «Брахма Пуранам». Согласно этому тексту, Господь Брахма родил мужчину и женщину из своего тела. Мужчину звали Сваямбхува Ману, а женщину — Шатарупа. Все остальное человечество произошло от Ману и его жены. Поэтому все их потомки называются «манава». Кстати, лингвисты говорят о том, что слово «Человек» (Man) в английском языке произошло от Ману.
Давайте посмотрим подробнее, как появился первый мужчина и первая женщина, и что нам о них известно. Причем сразу оговоримся, что здесь мы рассматриваем не изначальный Мужской и Женский Принцип (Шива/Шакти) или Божественное начало, а именно человеческих Мужчину и Женщину.
Первый мужчина – Ману
Что означает слово Ману?
Вообще, Ману — слово, под которым в индуистских текстах понимают разные понятия. В писаниях более ранней эпохи это слово применяют к архетипическому или же первому человеку, который считается прародителем всего человечества. Сам термин «человек» (на санскрите — «манава») переводится как «Ману» или «дети Ману», т.е. все человечество.
Тексты более позднего времени слово Ману использует уже для обозначения не имени, а титула 14 царей Земли. Либо, как имя главы первой человеческой династии, начинающихся в каждой новой кальпе (эпохе), когда новая Вселенная рождается заново.
Как появился Ману?
Первый Ману был назван Сваямбху (Рожденный сам по себе), потому что он появился без какой-то причины и без биологических родителей, просто отделившись от тела Брахмы. Он появился с Кайей своего отца Брахмы ( Ка — Брахма, йа -форма). Интересно, что подобное описание мы находим в Библии:
«Человек был создан по образу своего Создателя».
Этот миф содержит множество аналогий у многих народов: Сын и Отец – Адам и Бог – Ману и Брахма. Наряду с Ману появляется женское начало в форме Шатрупы, аналог библейской Евы . В скандинавской мифологии для обозначения Ману и Шатрупы используются термины «Аск» и «Эмбла» , а например, зороастрийцы называли их Матшья и Машьяна.
Согласно Шива-пуране процесс творения был похожим, но с нюансами. Здесь говорится о том, «Чтобы начать процесс деторождения, Брахма становится чудесным мужчиной в одной половине и женщиной в другой».
Ману и миф о Великом Потопе
В индуистской космологии каждая кальпа (это «день Брахмы» — период существования каждый вселенной, продолжающийся 4,32 миллиарда лет) состоит из четырнадцати Манвантар, и каждую Манвантару возглавляет отдельный Ману. То есть каждый Ману является первым человеком свое расы в свое время. Считается, что той вселенной, в которой мы живем сейчас, управляет 7-й Ману и зовут его Вайвасвата. Еще семь Ману остаются грядущими. Всего их 14.
Итак, Ману Вайвасвата правил на Земле до мирового потопа. Его предупредил о грядущем наводнении Господь Вишну, воплотившись в свой Автар в форме рыбы — Матсью. Следуя его совету Ману сделал огромную лодку и погрузил в нее Веды, свою семью и 7 великих риши — мудрецов. Затем, при помощи Матьси лодка была отнесена в безопасное место (Гималаи).
Эта история в разных интерпретациях рассказывается в разных индуистских текстах, таких как Махабхарата и ряд Пуран. Подобную легенду мы находим в сказаниях многих древних народов, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше и библейской истории о Ное и его ковчеге.
Первый человек и первый правитель. Начало Солнечной и Лунной династий или рас
Ману был не только первым человеком, но и первым царем. Все королевские роды так или иначе происходят от него. Его главный сын, Икшаваку, правил в Айодхье. Один из сыновей Икшаваку, Викукши, продолжил династию Айкшаку, также известную как солнечная раса, в Айодхье, тогда как другой его сын, Ними, основал династию Видехи.
Второй сын Ману, Набханедиштха, основал царство Вайшали. Третий сын Шарьяти — царство Ананта. И его четвертый сын, Набхага — основатель династии Рати тарас.
У «дочери» Ману, Иды, был сын Пуруравас, который стал основателем айлы, или лунной расы, в Пратиштхане.
Роман Пуру Раваса с апсарой Урваши стал одной из самых популярных историй в санскритской литературе.
Читайте подробнее об этом мифе здесь: «Я всегда буду править мужем и родом его»: правда и мифы о ведических женах
Кроме того, в некоторых текстах Ману упоминается как первый, кто зажег жертвенный огонь. В частности, имя Ману связано с происхождением Шраддхи, ритуала почитания умерших.
Первая женщина — Шатарупа
Теперь давайте подробнее рассмотрим первую женщину. Ее звали Шатарупа, что с сансритка буквально означает «имеющая сто форм». Она — дочь Брахмы, вышедшая из его тела.
Согласно «Брахма-пуране», Шатарупа стала женой Ману, а согласно другим версиям, Ману был ее сыном от Брахмы.
В другом тексте, «Бхагавата-пуране» упоминается рождение Шатарупы и ее брак с Ману:
- «Пока он (Брахма) был поглощен созерцанием и наблюдал свою сверхъестественную силу, из его тела возникли две другие формы. Они до сих пор прославляются как тело Брахмы». — Бхагавата-пурана 3.12.52.
- «Два недавно разделенных тела объединились в соитии». — Бхагавата-пурана 3.12.53.
- «Из них тот, кто имел мужскую форму, стал известен как Ману по имени Сваямбхува, а женщина стала известна как Шатарупа, царица великой души Ману». — Бхагавата-пурана 3.12.52.
В других текстах считается, что именно манасапутры , рожденные разумом дети Брахмы, создали первого человека, Сваямбхуву Ману , и первую женщину, Шатарупу.
Шатарупа, вожделение Брахмы и его пять голов
В «Матья-пуране» Шатарупа упоминается под несколькими разными именами. Ее называют также Сандхью (Гаятри), Брахмани и даже Сарасвати.
Шатарупа присутствует в мифе, объясняющим наличие у Брахмы четырех лиц или голов.
Итак, говорится, что только лишь Брахма сотворил из себя Шатарупу (или когда она отделилась сама от его тела), он был так поражен ее красотой, что был охвачен вожделением и начал преследовать девушку, куда бы она ни бежала от него, несмотря на то, что она считалась его дочерью.
Шатарупа пыталась скрыться от него в разных направлениях, стремясь спрятаться от его взгляда. Однако, когда она меняла свое направление, каждый раз у Брахмы вырастала еще одна голова, следящая за ней. Так продолжалось до тех пор, пока голов не стало четыре, по одной голове, глядящей в каждую сторону света. Тогда Шатарупа, отчаившись, перескочила через Брахму, чтобы хоть на мгновение скрыться от его взгляда. Однако у Брахмы тут же выросла еще одна голова — пятая, возвышаясь над четырьмя другими.
Чтобы остановить охваченного ненормальной страстью Брахму, появился Господь Шива, и отрубил верхнюю голову бога. Также он решил, что, так как Шатарупа является дочерью Брахмы (хоть и не рожденной, но сотворенной им), страсть к ней была не естественной, а возможная связь — кровосмесительной.
И тогда Шива приказал, чтобы на Земле не было надлежащего поклонения «нечестивому» Брахме. Поэтому и в наши дни продолжают поклоняться только двум другим богам Тримурти — Вишну и самому Шиве , а Брахму почти полностью игнорируют.
Считается, что с тех самых пор Брахма читает четыре Веды, по одной из каждого рта, в попытке покаяться.
Шатарупа и происхождение всех видов животных
Другая версия истории описывает Шатарупу как божество, обладающее красотой и привлекательностью во всех своих формах. После того, как у Брахмы выросла пятая голова, Шатарупа превратилась в корову, чтобы избежать его похоти. Когда Брахма узнал об этом, он тут же превратился в быка, чтобы продолжать следовать за Шатарупой, и в конце концов нашел ее. Она спряталась в образе другого животного. Но, увы, Брахма снова узнал об этом и воплотился как подходящее животное мужского пола. И снова она приняла облик другого животного.
Так продолжалось до тех пор, пока не родились все животные всех видов в современном мире, и Шива, наконец, не оторвал одну из пяти голов Брахмы, чтобы положить конец невиданной похотливости Брахмы.
Различия и сходства в мифах о Ману и Адаме
- В библейской истории Бог намеренно создал Адама, в то время как Ману сам вышел из тела Господа Брахмы.
- В западной концепции женщина была создана из ребра Мужчины. Напротив, в индуистской традиции оба возникли самостоятельно из тела Брахмы, таким образом, присутствует изначальная идея о равенство полов.
- Опять же, в отличие от библейских и исламских повествований, здесь нет упоминания о первой паре, изгнанной из Эдемского сада, и нет концепции первородного греха первых людей.
- Нет также никаких упоминаний о дьяволе, замаскированном под змея, предложившего Еве вкусить запретный плод, который она передала Адаму, что привело к их изгнанию и обречению на муки:
«Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» — Бытие, 3:14—19 - Вместо этого Господь Брахма весьма охотно просит Ману и Шатарупу установить свое владычество на планете Земля и справедливо править ею.
- В западной теологии вера в то, что Адам и Ева были созданы взрослыми, привела к изображению первой человеческой пары без пупков. Эта идея состоит в том, что первые мужчина и женщина не развивались в утробе матери и поэтому не могли быть связаны с пуповиной, как другие люди. Это соответствует индуистской концепции Ману и Шатарупы, выходящих взрослыми из тела Брахмы без каких-либо биологических родителей, т.е. они не были рожденными.
Законы Ману
С именем Ману связан также очень известный текст – Манусмрити. Его другое название — Манава-Дхармашастра или Законы Ману и является одним из первых юридических сборников индуизма.
В древней Индии мудрецы часто записывали свои идеи о том, как должно жить общество, в рукописях. Считается, что первоначальный текст «Манусмрити» был изменен и дополнен комментариями и мнениями авторов, а первоначальное содержание, скорее всего было довольно сильно искажено, поскольку многое из написанного в рукописи противоречит друг другу.
Текст можно условно разделить на четыре части:
- Сотворение мира
- Источник дхармы
- Дхарма четырех социальных классов
- Закон кармы, возрождения и окончательного освобождения.
Особенностью законов Ману является преобладание религиозных норм, которые содержат правила должного поведения всех варн, в случае нарушения которых люди наказывались страшными болезнями и невзгодами при жизни и страданиями в посмертном существовании.
Анастасия Ермакова