Адвайта Веданта: почему этот мир на самом деле не дуален
Мы привыкли делить мир на плохое и хорошее, красивое и отвратительное, добро и зло. Современные психологи твердят о дуальности мира, разделяя реальность на бесконечное число полюсов (противоположностей). Адвайта Веданта — древнее индийское учение о недвойственности Всего, учение о тождестве человеческого духа (Истинного Я) с мировым Духом (Брахманом). Это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма.
Основные понятие адвайта веданты
- Майя (иллюзия) подразумевает, что все во вселенной является просто взаимодействием с человеческим разумом. То есть, всё нереально — это только иллюзия нашего ума. Значит, единственная реальность — это освобождение от эго, неподвижность — вакуум.
- Наши пять чувств — не что иное, как инструменты для понимания этой иллюзии, для убеждения ума в том, что нереальное реально.
- Три состояния материи — твердое, жидкое и газообразное — это иллюзия. На самом деле все атомы тесно или слабо связаны друг с другом и находятся в постоянной вибрации. Это Закон Вибрации. Твердые тела являются результатом того, что атомы связаны настолько тесно, что свет не проходит через них, жидкости являются результатом более слабо связанных атомов, которые пропускают через себя небольшое количество света, в то время как в случае газов атомы настолько слабо связаны, что свет может легко проходить через них.
Как тогда воспринимать мир, если все вокруг — иллюзия?
Восприятие — это искусство, которому учит Гуру. Ничто из существующего нельзя принимать за чистую монету. Все имеет скрытый смысл. И расшифровать этот скрытый смысл помогает не что иное, как Садхана (духовная практика).
Садхак — это тот, кто сначала овладевает чувствами, причем каждый орган чувств соответствует каждому из пяти элементов. Как только садхак овладевает чувствами, начинается следующая задача — выйти за пределы чувств!
Все, что мы воспринимаем — относительно. Это просто индивидуальная истина.
Универсальная Истина в том, что Истины нет. Кстати, в этом суть Тантры.
Читайте также: «Страдание — это кнут, а секс — пряник»: интервью с мастером тантры Алсу Белоглазовой
Ожидание того, что кто-то другой воспримет что-то так же, как и вы, — чистое эго. У разных людей может быть разное восприятие. Это игра множественных интерпретаций. И каждая интерпретация верна.
Иллюзия двойственности
Двойственный мир — это самая большая Иллюзия. Мужчина-Женщина, Хороший-Плохой, Черный-Белый, Положительный-Отрицательный — это только то, что разум вызывает в нашем в воображении. Это сила мысли (т.е. эго)!
Адвайта или недвойственность — это постоянная практика. Она требует строгого контроля над физическим и нефизическим «Я». Ум — прекрасный раб и опасный хозяин. Эго не желает Истины. Он просто желает постоянного подтверждения того, что его восприятие есть Истина.
Реальность же находится за завесой восприятия.
Цитата
То, откуда исходят все мысли о воплощенных существах, называется Сердцем. Только в тишине Сердца, где движение ума и интеллекта прекращается, вспыхивает яркий уникальный свет чистого Сознания.
— Шри Рамана Махарши
Итак, основное из Адвайта веданты:
- Основной тезис записан так: «Брахман реален. Мир нереален. Джива (индивидуальное сознание, эго) и Брахман — одно и то же».
- В этом же ключе учение трактует знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» («ты есть то»).
- Учителя: Гаудапада, Шанкара, Рамана Махарши, Пападжи, Мадукар.
Лидия Яхонтова