Пять тысяч лет – такой срок впечатляет, не так ли? Даже знаменитые пирамиды в Гизе не дотягивают до этой планки. А вот индийская система медицины Аюрведа может этим похвастаться. Об отношении к жизни, которому она учит, главный редактор нашего портала Анастасия Ермакова поговорила с доктором Унникришнаном.

Доктор закончил всемирно известный институт Аюрведы им. П.С. Варьера (г. Коттакал, штат Керала, Индия) в 1994 г. Уже 25 лет работает в России. Он — один из ведущих специалистов панчакарма-терапии в нашей стране.
Итак, слово нашему главреду.
Я встретилась с доктором Унни в клинике ARYAN East-West Clinic в Москве, где он ведет прием пациентов. Мы поговорили о принципах аюрведического подхода к здоровью, о позиции Аюрведы в отношении вегетарианства, а также о том, как адаптируются методы индийской медицины к жителям России и выяснили всем ли подходит знаменитая процедура Панчакарма.

Анастасия Ермакова: При подготовке к интервью я спросила у своих знакомых, что они знают об Аюрведе. Большинство из них пожали плечами и сказали: «Ну, это что-то связанное со спа и массажем». Поэтому мой первый вопрос: что такое Аюрведа простыми словами?
Доктор Унни: Аюрведа – это индийская медицинская система, которая появилась около 5000 лет назад. Знания о ней передавались из поколения в поколение, и сначала это была, можно сказать, народная медицина. Постепенно сформировалась ее основа, философия о том, как лечиться. Так знания стали формироваться в научную систему.
Эта система, кстати, распространена не только в Индии, но и в Шри-Ланке, Пакистане и других странах.
И для Индии, например, Аюрведа – это традиционная медицинская система, также же, как для России – алопатическая. То есть это один из видов медицины – есть гомеопатия, есть алопатия, есть Юнани (персидско-арабская традиционная медицина. – Ред.) и другие.
Если разбирать название Аюрведа по словам, то «аю» — переводится как жизнь, а «веда» — наука, знание. Получается, что Аюрведа – это наука жизни.
Ты родился, и у тебя до конца жизни есть промежуток. Что нужно для того, чтобы прожить его в радости, в комфорте, без болезней? Этому учит Аюрведа. Она говорит, что нужно делать, чтобы человек был здоров. То есть не о том, что нужно лечиться, это уже второе. Первым делом – что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье.
АЕ: Получается, что Аюрведа учит идти не от болезни, а от здоровья?
ДУ: Да, именно так. Болезнь – это второй этап. Когда человек уже болеет – ему нужно лечиться. Но Аюрведа учит, что есть два режима:
1. «Сваставритха» — режим здорового человека
2. «Атуравритха» — режим болеющего человека
И Аюрведа рекомендует много чего, чтобы быть здоровым.
АЕ: С чего начинается лечение у доктора Аюрведы? Допустим, к вам пришел пациент. Что будет первым, на что Вы обратите внимание?
ДУ: Также как и в других медицинских системах, первое, с чем люди приходит – это жалобы. То есть люди жалуются на определенные симптомы. Исходя из этого мы определяем – что это такое, когда это появилось, как это проявляется.
После этого мы начинаем анализировать человека. Именно человека, а не только болезнь.
Болезнь мы проанализировали и оставили. При этом смотрится еще много чего: пульс, глаза, язык, кожа, волосы.
После этого мы смотрим, какая конституция у человека. Есть три основных вида конституции: Вата (воздух), Пита (огонь) и Капха (земля). И понять, какая именно у человека конституция — очень важно. Потому что, например человек Вата-конституции может много и подробно говорить о своей болезни, а человека Капха-конституции может сильно болеть и при этом не говорить об этом, потому что у него терпения больше. У Вата-конституции терпения мало.
После того как мы определили конституцию, мы уже подбираем диету, даем рекомендации.

При этом бывает такое, что человек по конституции Вата и болезнь у него Вата, а бывает, что он Вата, а болезнь у него Капха. И это все нужно корректировать.
АЕ: Аюрведа – это индийская медицина. Она формировалась, исходя из потребностей и особенностей индийцев. А сейчас она принесена в Россию (последние 30 лет). Всем ли нам она подходит? Нужно ли что-то менять в ее методах для жителей России или она универсальна?
ДУ: Ну смотрите, на самом деле все люди одинаковые. У всех одни и те же органы – сердце, печень, почки, кожа – всё одинаковое. Однако многое зависит от того, где они люди живут. Например, если человек живет в холодном климате, он будет есть больше жирной пищи, мяса. А в Индии, например, жарко, и там люди едят больше овощей.
То есть разный стиль жизни, образ жизни, климат, а значит и менталитет. Из-за этого меняется пищеварительная система. И Аюрведа учитывает эти моменты. Поэтому, конечно, особенности лечения людей в Индии и России будут различаться.
Я в России уже 26 лет, поэтому знаю, какие дозировки препаратов назначать, как они будут влиять на организм людей и так далее.
Но в общем можно сказать, что Аюрведа – медицина для всех.
Есть и еще один важный момент. В аюрведические препараты входит много специй. У нас в Индии мы очень любим специи, мы используем их в большом количестве – черный перец, имбирь, чеснок, куркума, кумин. Поэтому лекарства, содержащие эти ингредиенты, для нас более привычны, и действуют на организм медленнее. А здесь, в России, для людей такой состав не привычен, и средство действует быстрее, чем в Индии. Это положительный эффект.
АЕ: У нас присутствует смена сезонов, как вы адаптируете Аюрведу к ним? Отличаются ли процедуры или лечение, которое вы рекомендуете в тёплое время года и в холодное?
ДУ: В Индии тоже присутствует смена сезонов, разный климат в разных частях страны. Конечно, не как в России, но тоже четыре сезона есть. И в текстах Аюрведы написано, о том, как человек должен себя вести, какой режим должен соблюдать в каждый из четырех сезонов, какие продукты нужно употреблять и т.п.
Например, зимой рекомендуется употреблять сало, мясо, весной – шашлык, вино. А летом рекомендуется уже легкая пища, в основном – фрукты, овощи. Это все написано в аюрведических текстах.
То есть в разные сезоны необходимо разное питание. Также по сезонам различаются и некоторые процедуры, например, очистительные.
Однако, если какая-то процедура необходима человеку именно сейчас, то все процедуры можно делать независимо от сезона, в любое время.
АЕ: Предполагает ли аюрведическое лечение переход на вегетарианство?
ДУ: Аюрведа – это наука жизни. Это не вегетарианство.
В аюрведических книгах нигде не написано о необходимости вегетарианства. Наоборот, перечисляются разные виды мяса для употребления в пищу: курица, говядина, свинина, даже мясо тигра.
И в книгах Аюрведы говорится о том, как разные виды мяса действуют на организм. Это не значит, что нужно постоянно есть мясо, но и о том, что его не нужно есть – нигде не говорится.
Аюрведа – наука жизни, и она должна подходить всем, не только вегетарианцам или мясоедам.

АЕ: А вообще с Вашей точки зрения, как доктора, всем ли подходит вегетарианство? Насколько оно полезно для организма?
ДУ: Есть много видов вегетарианского питания. Кто-то не употребляет мясо, но ест рыбу, яйца и молоко, кто-то – ест только овощи, как веганы. А кто-то не ест и определенные овощи – лук, чеснок.
В Индии примерно 750 млн человек являются вегетарианцами. Но они употребляют молочные продукты.
На мой взгляд, нельзя сказать в общем, какой режим питания плохой, а какой – хороший.
Нужно всегда понимать, что хорошо и что подходит именно тебе.
Часто пищевая культура идет из семьи. Например, папа и мама у человека – вегетарианцы, и он тоже становится вегетарианцем. А если в семье все едят мясо, то и ребенок привыкает есть мясо. Конечно, в том и в другом случае бывают исключения.
Всё индивидуально. Самое главное – не то, что ты ешь, а полезно тебе это или нет. Нельзя сказать, что мясо всем полезно или всем не полезно. Также и с овощами.
Часто бывает, когда у человека проблемы с газообразованием – дело как раз в овощном питании, в овощах.
Или, например, если человек диабетик, когда он ест много углеводов, у него будет сахар повышаться. А если он будет есть больше мяса, белка, сахар будет ниже.
Есть, конечно, такие понятия как еда саттвы, раджаса или тамаса. Питание саттвы – это в основном овощи, злаки, молоко. Но это не значит, что каждому человеку это подходит. У всех людей есть три гуны. Человек-саттвика просто не будет употреблять мясо, а если у него раждас – то мясо он будет есть точно.
Не нужно смотреть на то, как питаются другие. Организм всегда сам подсказывает – что ему необходимо, что ему полезно.
У меня был случай в практике, когда мужчина привел на прием своего сына-десятиклассника. Тот очень плохо учился, постоянно был вялым, ни на что не было сил. И я спросил у него: «Тебе нравится мясо?». А он ответил: «Папа не дает».
Поэтому, никогда нельзя заставлять людей есть или не есть мясо. И я порекомендовал отцу разрешить сыну есть мясо, потому что ему нужна энергия для учебы, для подготовки к экзаменам. Если вам не нужно мясо, это не значит, что оно не нужно вашим детям. Со временем, они могут прийти к этому сами.
АЕ: Одна из самых известных аюрведических процедур – очистительная процедура Панчакарма. Почему она так важна?
ДУ: Панчкарма – это очень обширная тема. Я объясню так.
Представьте, что вы купили машину. Сначала она новая, вы ездите на ней каждый день, наливаете бензин и едете, едете, едете. И на сервис вы не заезжаете. Не меняете колесо, не меняете масло. Что будет в этом случае?
Поломка.
Поэтому необходимо вовремя отвозить свой автомобиль в сервис. Но важно не только это. Также важно и ездить по хорошей дороге, важно выдерживать оптимальный скоростной режим и т.д.
Тоже самое и с нашим организмом.
Мы – это не наше тело. Тело – это наш каркас, и этот каркас очень важен. От тела зависит, можем ли мы ходить, перемещаться, общаться, выполнять всевозможные действия. Если наше тело в плохом состоянии – мы не можем ничего этого делать.
Поэтому очень важно:
- во время его кормить,
- вовремя мыть,
- вовремя уложить спать,
- во время двигаться
- и что очень важно — вовремя почиститься.
Питание, воздух – все это приводит к зашлакованности каждой нашей клетки. И если вовремя, хотя бы один раз в год чистить свой организм, тогда клетки будут обновляться. Вы будете и выглядеть лучше, и иммунитет будет лучше, будет хорошее здоровье.
Да, конечно, влияние панчакармы на всех людей будет не одинаковым. Потому что в генетике человека уже заложено всё – его внешний вид, примерная длительность жизни, состояние здоровья. Это и есть его конституция, это и есть пракрити.
Но можно как сломать заранее свой автомобиль, а можно ухаживать за ним, и комфортно ездить как можно дольше.
Тело — это автомобиль, в котором мы едем по жизни. И как с любым автомобилем, нужно проводить его регулярное техосблуживание. Панчакарма в Аюрведе — это то самое техосблуживание, которое поможет вам управлять вашим автомобилем как можно дольше и комфортнее.
доктор Унникришнан
АЕ: Скажите, исходя из Вашего огромного опыта, какую из процедур Аюрведы Вы обязательно порекомендовали бы большинству россиян, кроме Панчакармы?
ДУ: Я бы всем рекомендовал Абхъянгу, масляный массаж. Пропаривание. Есть еще Широдхара. Это специальная медитативная процедура. У нее есть как лечебный эффект, так и просто расслабляющий.

АЕ: А теперь давайте поговорим о том, что волнует большинство современных людей. Это постоянное недосыпание, нехватка энергии и проблемы с весом. Какие рекомендации по этим проблемам может дать Аюрведа?
ДУ: Начнем с недосыпания. Это всё зависит от нашего отношения к жизни. Очень важен режим дня. У людей в большинстве случаев нет режима дня. Многие бодрствует по ночам, ложатся не вовремя.
А если человек будет регулярно спать по 7-8 часов – у него уже решиться много проблем со здоровьем. Но важна не только продолжительность сна, но и качество. А качество сна зависит от отношения к своей жизни. Если человек постоянно нервничает, всё время чем-то недоволен, то и сон будет беспокойный. Тогда даже и 8 часов человеку не хватит, чтобы выспаться. А если сон полноценный, то и 5 часов будет достаточно.
Что касается нормализации веса:
Здесь я рекомендую Панчакарму. При чем как при лишнем весе, так и при его недостатке. Также еще нужна диета и движение, спорт. Кому-то подойдет йога, кому-то танцы, тренажер или бег.
Теперь насчет энергии. Это тоже отношение к жизни.
На что мы тратим свою энергию? На сопротивление. В течение дня и в течение всей нашей жизни мы постоянно чему-то сопротивляемся. Особенно внутри себя.
Допустим, вы разговариваете с кем-то, чьи слова вам не нравятся. И внутренне вы этому сопротивляетесь. Вы устанете за 5 минут такого разговора. А если тема вам приятна, интересна, вы можете проговорить два часа и еще получить энергию.
Если вы приходите домой после работы, и у вас нет энергии, вам просто хочется лежать на кровати. Это значит, вы работаете неправильно. Не потому что вы много работаете, а потому что вы сопротивляетесь целый день тому, что вы делаете. Сопротивляетесь тому, что вам не нравится. И поэтому вы устаете.
Если же вам нравится эта работа и то, что вас окружает, то вы не будете чувствовать такой усталости.
Где мы находимся – там наша жизнь. И если вы здесь и сейчас не можете радоваться, то когда вы будете радоваться?
А люди постоянно думают на работе о доме, дома – о работе и так далее. Они думает о той жизни, которая будет «потом». Но наша жизнь – только здесь, где мы сейчас.
Это первая причина отсутствия энергии.
Вторая причина – зашлакованность организма. Утомляемость, вялость, постоянная усталость – симптомы зашлакованного организма. В таком случае нужно чистить организм. И тут очень помогает Панчакарма.
Если же причина не в этом, а в отношении к жизни, тогда нужны другие методы.
Ко мне однажды пришла женщина, которая жаловалась на плохое самочувствие. Она рассказала, что у нее есть трехлетний сын. Мальчик совершенно ее не слушал, она начинала нервничать, кричать на него. А он не слушает и всё. И это не проблема ребенка, это проблема мамы.
И я сразу понял, что ей нужна не Панчакарма, а другие рекомендации. Потом она приняла своего сына как самое дорогое, что у нее есть, приняла его как ребенка, и перестала от него требовать того, что требовала бы от взрослого человека.
АЕ: То есть такие моменты тоже корректируются аюрведическими методами?
ДУ: Да, например, есть специальная техника – Смрити-медитация. Ее разработал профессор, доктор аюрведы Дилипкумар.
АЕ: Расскажите, пожалуйста, о ней в двух словах.
ДУ: Мы как потерянные дети, заблудившиеся. У нас может быть очень много страхов, негативных эмоций, переживаний. И это не потому что с нами что-то плохое происходит сейчас. Много чего мы накапливаем в течение жизни и сталкиваемся с этим только потом.
Медитация позволяет нам пройти этот путь обратно, вернуться в тот момент, когда что-то случилось. В медитации ты проходишь этот путь и видишь, что здесь было что-то хорошее, а здесь – что-то плохое. И мы в процессе это всё корректируем. И когда человек все это осознает и анализирует, у него из головы это уходит.
Ко мне как-то пришла женщина, сорока лет на медитацию. В процессе медитации, она начала жаловалась на боль в коленях. При медитации погружаясь в себя она дошла до момента, когда она увидела себя трехлетней. В три года ее родители поставили в угол на колени. При этом она была не виновата в той ситуации. Была виновата ее сестра. Во время сеанса она смогла внутри себя собраться с силами, чтоб подойти к маме и сказать о том, что ее вины нет. Так она отпустила эту ситуацию, и узрела истинные причины большинства своих проблем, а именно – страх перед родителями, который со временем превратился в обиду за навязанное чувство вины.
Беседовала с доктором Анастасия Ермакова

Записаться на прием к доктору Унникришнану можно:
По тел: + 7 (495) 123-65-55
Эл. почта: info@aryan-ewc.ru
Сайт клиники: https://www.aryan-ewc.ru/