Брахмаракшаса – один из самых могущественных призраков в Индии
Брахмаракшаса – вид злобного демонического существа из индийской мифологии. По сути — это призрак брамина, совершившего тяжкие грехи при жизни. Считается, что это одна из самых могущественных злобных сущностей, от которой очень сложно избавиться. С другой стороны, брахмаракшасы обладают определенными способностями и могут благословлять людей, если их умилостивить. В некоторых индуистских храмах есть изображения брахмаракшасов, которым им поклоняются. В Индии есть районы, где им посвящены даже отдельные храмы.
Слово Брахмаракшаса состоит из двух слов, а именно. Брахма и Ракшаса. Слово Брахма здесь используется как краткая форма касты брахманов, а Ракшаса — это тип демона, пожирающего человеческую плоть. Следовательно, слово Брахмаракшаса означает «демон брамина».
Как выглядит брахмаракшаса?
Во многих историях эти существа изображаются в виде демонов с огромными телами, свирепого вида, с выступающими бивнями, клыками, и рогами, а также собранными пучками волос, как у браминов.
Обитают они, как правило, на деревьях, свешиваясь вниз головой с ветвей.
«Катхасаритасагара» Сомадевы описывает это так:
«В этот момент внезапно появился демон-брахман, черный, как сажа, с волосами, желтыми, как молния, похожий на грозовую тучу. Он сделал себе венок из внутренностей и носил жертвенную веревку из волос; он грыз человеческую голову и пил кровь из черепа».
Как становятся брахмарашасами?
Манусмрити
Манусмрити утверждает, что брамин, который общается с неприкасаемыми, соблазняет жен других мужчин или крадет собственность других брахманов, после своей смерти станет брахмаракшасом.
Пураны
Брахма-пурана описывает разговор между чандалой (человеком, который занимается избавлением от трупов, и принадлежит к низшей касте) и брахмаракшасом. Когда чандала спросил демона о совершенном им грехе, брахмаракшас ответил, что когда-то он был брамином по имени Сомашарма. Поскольку он совершил жертвоприношение от имени изгнанного царя, при служении которому было запрещено использовать мантры , после смерти его превратили в брахмаракшаса.
В «Нарада-пуране» описывается эпизод беседы царя Калмашапады с брахмаракшасом, обителью которого было баньяновое дерево. Брахмаракшас рассказал царю, что раньше он был богатым брахманом из страны Магадха по имени Сомадатта. Освоив Веды, Сомадатта возгордился от полученных знаний и своей молодости, из-за чего перестал прислушиваться к своему наставнику. Таким образом, он был низведен до состояния брахмаракшаса. Неспособный испытать счастье, он, как описано, поедает плоть брахманов и ведет жизнь в агонии.
«Сканда-пурана» содержит легенду о царе Видурате из Видарбхи . Случайно убив мудреца во время охоты, он был вынужден переродиться одиннадцать раз в ужасных формах. Во время своего седьмого рождения Видуратха родился брахмаракшасом. Он описывает, что у него были острые и изогнутые клыки, ужасная пасть и сухие конечности. Питался он плотью и кровью, и в конце концов был убит царем Ними.
В «Шива-Пуране» говорится, что приняв денежные подарки от недостойных людей, брамины попадут в ад. Некоторые из них станут брахмаракшасами.
Женщины-брахмаракшасини
Женщины-брамины также могут стать брахмаракшасини.
Одна легенда говорит, что однжды в Керале жил раджа, и был у него друг по имени Мус, который был брамином. Этот раджа был не очень красив, в то время как Мус был привлекателен, и жена раджи влюбилась в него. Брамин же ничего не знал об этом и был очень набожным человеком.
Когда раджа узнал о любви его жены к Мусу, он рассердился и приказал убить брамина.
Однако слуги царя по ошибке убили младшего священника, жена которого впоследствии стала брахма-ракшасини, и начала беспокоить народ. Впоследствии радже пришлось построить для нее храм, чтобы умилостивить духа.
Сила брахмаракшасов
Согласно легендам, брахмаракшасы достаточно могущественны, чтобы даровать любое благо, деньги, золото, если им понравился какой-либо человек.
Также они могут поедать людей и причинять им всякое зло, если их потревожить, например срубить дерево, на котором они живут. Особенно это касается дерева Пипал.
В каких случаях Брахмаракшас беспокоит людей?
1. Если кто-то срубит дерево Пипал или дуб, на котором обитает демон.
2. Если кто-то найдет закопанные деньги, которые охраняет брахмаракшас. Если такие деньги взять, призрак начнет преследовать человека.
3. Тантрическая магия. Некоторые тантрики достаточно сильны, чтобы заставить Брахма-ракшаса войти в чей-то дом и навредить его обитателям.
Как избавиться от брахмаракашаса?
Согласно одной легенде санскритский поэт VII века Маюрбхатта, автор 100 прославляющих Сурью гимнов однажды был проклят некой женщиной и заболел проказой.
Чтобы излечиться, он совершал аскезу сидя под деревом Пипал, что росло в храме Солнца Део в Бихаре. Произнесение поэтом разозлило брахмаракшаса, обитавшего в дереве, и он начал отвлекать поэта от его аскезы, повторяя стихи за ним. Чтобы избавиться от него, Маюрбхатта решил говорить все слова через нос. Поскольку у брахмаракшаса не было носа, он не смог больше повторять за поэтом и покинул дерево, которое сразу же засохло, не подпитываемое силой ракшаса. После ухода Маюрбхатта смог мирно закончить сочинение гимнов Сурьи, которые излечили его от болезни.
История спасения одного преданного Вишну от брахмаракшасов
Когда-то жил великий преданный Господа Намби (одна из форм Вишну) по имени Нампадуван, который каждый день возносил ему хвалу в храме.
Однажды вечером, когда он шел в храм, ему преградил путь нескольлко голодных брахмаракшасов. Они пригрозили Нампадувану, что съедят его, чтобы утолить голод. Нампадуван не испугался и ответил, что сначала посетит храм и пропоет хвалу Намби, а затем брахмаракшасы смогут съесть его. Но демоны ему не поверили. Тогда Намбадуван пообещал, что, если он не вернется, ему достанутся грехи всех тех, кто приравнивает Господа Вишну к другим божествам.
Услышав это, брахмаракшасы остались довольны и позволили ему пойти в храм. Спев религиозные песни, Нампадуван начал возвращаться к демонам. По пути он встретил старика, который спросил его, куда он идет. Преданный рассказал ему историю встречи с брахмаракшасами.
Старик посоветовал ему не ходить к демону. Но Нампадуван был очень набожным человеком и никогда не нарушал своего обещания. Поэтому он не послушал совета старика и продолжил свой путь. Тогда старик явился перед ним в своей настоящей форме – господа Намби — и благословил его.
Нампадуван подошел к брахмаракшасам и предложил себя съесть. Но по милости Господа Намби голод демонов был утолен. Поэтому они попросили его просто отдать фрукты, которые он купил в храме после восхваления Господа Намби. После того, как они съели плоды, их грехи были уничтожены, и они приняли свой первоначальный вид, обретя покой.
Он поблагодарил Нампадувана и рассказал ему, что в своем последнем рождении он был брамином по имени Сома Шарма и был проклят стать Брахма-ракшасом из-за своих нарушений в проведении яджны.
Храмы брахмаракшасов
Во многих индуистских храмах Махараштры и штатов Южной Индии, таких как Керала и Карнатака, идолы брахмаракшасов изображаются на внешних стенах, и в честь них такжевыполняется пуджа. Перед их кумирами регулярно зажигается масляная лампа.
Есть много храмов, где существ почитают как полубогов, например, в храме Маллиёр в Коттаяме. В храме Коттаратхил Бхагавати в Керале святилища брахмаракашсов расположены на южной стороне, обращенной на восток.
А в комплексе храма Кандиур Шивы недалеко от Мавеликкары существует отдельный храм для брахмаракшаса.
В Нджараккале, штат Керала , существует 800-летний храм Бхагавати , к которому примыкают храмы Шивы, Нагараджи и брахмаракшаса.
Скульптуры Брахмаракшасов встречаются также и в других странах — как в индуистских, так и в буддийских храмах стран Юго-Восточной Азии, например на Яве, в Камбодже и Таиланде.
Амалия Тимофеева
Читайте также:
Не только ракшасы: призраки, ведьмы и вампиры в индийской мифологии
«Мантра — главный инструмент тантрического мага в Индии»
Больше интересного в нашем Телеграм-канале: