Духовный путь

Брахмаракшаса – один из самых могущественных призраков в Индии

Брахмаракшаса – вид злобного демонического существа из индийской мифологии. По сути — это призрак брамина, совершившего тяжкие грехи при жизни. Считается, что это одна из самых могущественных злобных сущностей, от которой очень сложно избавиться. С другой стороны, брахмаракшасы обладают определенными способностями и могут благословлять людей, если их умилостивить. В некоторых индуистских храмах есть изображения брахмаракшасов, которым им поклоняются. В Индии есть районы, где им посвящены даже отдельные храмы.

Слово Брахмаракшаса состоит из двух слов, а именно. Брахма и Ракшаса. Слово Брахма здесь используется как краткая форма касты брахманов, а Ракшаса — это тип демона, пожирающего человеческую плоть. Следовательно, слово Брахмаракшаса означает «демон брамина».

Как выглядит брахмаракшаса?

Брахмаракшасы изображаются как демоны с двумя рогами и клыками. 
Изображение: https://demonhunterscompendium.blogspot.com

Во многих историях эти существа изображаются в виде демонов с огромными телами, свирепого вида, с выступающими бивнями, клыками, и рогами, а также собранными пучками волос, как у браминов.

Обитают они, как правило, на деревьях, свешиваясь вниз головой с ветвей.

«Катхасаритасагара» Сомадевы описывает это так:

«В этот момент внезапно появился демон-брахман, черный, как сажа, с волосами, желтыми, как молния, похожий на грозовую тучу. Он сделал себе венок из внутренностей и носил жертвенную веревку из волос; он грыз человеческую голову и пил кровь из черепа».

Как становятся брахмарашасами?

Манусмрити

Манусмрити утверждает, что брамин, который общается с неприкасаемыми, соблазняет жен других мужчин или крадет собственность других брахманов, после своей смерти станет брахмаракшасом.

Пураны

Брахма-пурана описывает разговор между чандалой (человеком, который занимается избавлением от трупов, и принадлежит к низшей касте) и брахмаракшасом. Когда чандала спросил демона о совершенном им грехе, брахмаракшас ответил, что когда-то он был брамином по имени Сомашарма. Поскольку он совершил жертвоприношение от имени изгнанного царя, при служении которому было запрещено использовать мантры , после смерти его превратили в брахмаракшаса.

В «Нарада-пуране» описывается эпизод беседы царя Калмашапады с брахмаракшасом, обителью которого было баньяновое дерево. Брахмаракшас рассказал царю, что раньше он был богатым брахманом из страны Магадха по имени Сомадатта. Освоив Веды, Сомадатта возгордился от полученных знаний и своей молодости, из-за чего перестал прислушиваться к своему наставнику. Таким образом, он был низведен до состояния брахмаракшаса. Неспособный испытать счастье, он, как описано, поедает плоть брахманов и ведет жизнь в агонии.

Барельеф Брахмаракшаса в храме, Махараштра, Индия. Фото: en.wikipedia.org
Барельеф Брахмаракшаса в храме, Махараштра, Индия. Фото: en.wikipedia.org

«Сканда-пурана» содержит легенду о царе Видурате из Видарбхи . Случайно убив мудреца во время охоты, он был вынужден переродиться одиннадцать раз в ужасных формах. Во время своего седьмого рождения Видуратха родился брахмаракшасом. Он описывает, что у него были острые и изогнутые клыки, ужасная пасть и сухие конечности. Питался он плотью и кровью, и в конце концов был убит царем Ними.

В «Шива-Пуране» говорится, что приняв денежные подарки от недостойных людей, брамины попадут в ад. Некоторые из них станут брахмаракшасами.

Женщины-брахмаракшасини

Женщины-брамины также могут стать брахмаракшасини.

Одна легенда говорит, что однжды в Керале жил раджа, и был у него друг по имени Мус, который был брамином. Этот раджа был не очень красив, в то время как Мус был привлекателен, и жена раджи влюбилась в него. Брамин же ничего не знал об этом и был очень набожным человеком.

Когда раджа узнал о любви его жены к Мусу, он рассердился и приказал убить брамина.

Однако слуги царя по ошибке убили младшего священника, жена которого впоследствии стала брахма-ракшасини, и начала беспокоить народ. Впоследствии радже пришлось построить для нее храм, чтобы умилостивить духа.

Изображение: monbook.ru
Изображение: monbook.ru

Сила брахмаракшасов

Согласно легендам, брахмаракшасы достаточно могущественны, чтобы даровать любое благо, деньги, золото, если им понравился какой-либо человек.

Также они могут поедать людей и причинять им всякое зло, если их потревожить, например срубить дерево, на котором они живут. Особенно это касается дерева Пипал.

В каких случаях Брахмаракшас беспокоит людей?

1. Если кто-то срубит дерево Пипал или дуб, на котором обитает демон.

2. Если кто-то найдет закопанные деньги, которые охраняет брахмаракшас. Если такие деньги взять, призрак начнет преследовать человека.

3. Тантрическая магия. Некоторые тантрики достаточно сильны, чтобы заставить Брахма-ракшаса войти в чей-то дом и навредить его обитателям.

Как избавиться от брахмаракашаса?

Согласно одной легенде санскритский поэт VII века Маюрбхатта, автор 100 прославляющих Сурью гимнов однажды был проклят некой женщиной и заболел проказой.

Чтобы излечиться, он совершал аскезу сидя под деревом Пипал, что росло в храме Солнца Део в Бихаре. Произнесение поэтом разозлило брахмаракшаса, обитавшего в дереве, и он начал отвлекать поэта от его аскезы, повторяя стихи за ним. Чтобы избавиться от него, Маюрбхатта решил говорить все слова через нос. Поскольку у брахмаракшаса не было носа, он не смог больше повторять за поэтом и покинул дерево, которое сразу же засохло, не подпитываемое силой ракшаса. После ухода Маюрбхатта смог мирно закончить сочинение гимнов Сурьи, которые излечили его от болезни.

Фото: osmisteriosdelatierra.es
Фото: osmisteriosdelatierra.es

История спасения одного преданного Вишну от брахмаракшасов

Когда-то жил великий преданный Господа Намби (одна из форм Вишну) по имени Нампадуван, который каждый день возносил ему хвалу в храме.

Однажды вечером, когда он шел в храм, ему преградил путь нескольлко голодных брахмаракшасов. Они пригрозили Нампадувану, что съедят его, чтобы утолить голод. Нампадуван не испугался и ответил, что сначала посетит храм и пропоет хвалу Намби, а затем брахмаракшасы смогут съесть его. Но демоны ему не поверили. Тогда Намбадуван пообещал, что, если он не вернется, ему достанутся грехи всех тех, кто приравнивает Господа Вишну к другим божествам.

Услышав это, брахмаракшасы остались довольны и позволили ему пойти в храм. Спев религиозные песни, Нампадуван начал возвращаться к демонам. По пути он встретил старика, который спросил его, куда он идет. Преданный рассказал ему историю встречи с брахмаракшасами.

Старик посоветовал ему не ходить к демону. Но Нампадуван был очень набожным человеком и никогда не нарушал своего обещания. Поэтому он не послушал совета старика и продолжил свой путь. Тогда старик явился перед ним в своей настоящей форме – господа Намби — и благословил его.

Нампадуван подошел к брахмаракшасам и предложил себя съесть. Но по милости Господа Намби голод демонов был утолен. Поэтому они попросили его просто отдать фрукты, которые он купил в храме после восхваления Господа Намби. После того, как они съели плоды, их грехи были уничтожены, и они приняли свой первоначальный вид, обретя покой.

Он поблагодарил Нампадувана и рассказал ему, что в своем последнем рождении он был брамином по имени Сома Шарма и был проклят стать Брахма-ракшасом из-за своих нарушений в проведении яджны.

Храмы брахмаракшасов

Фото: Fine Art America
Фото: Fine Art America

Во многих индуистских храмах Махараштры и штатов Южной Индии, таких как Керала и Карнатака, идолы брахмаракшасов изображаются на внешних стенах, и в честь них такжевыполняется пуджа. Перед их кумирами регулярно зажигается масляная лампа.

Есть много храмов, где существ почитают как полубогов, например, в храме Маллиёр в Коттаяме. В храме Коттаратхил Бхагавати в Керале святилища брахмаракашсов расположены на южной стороне, обращенной на восток.

А в комплексе храма Кандиур Шивы недалеко от Мавеликкары существует отдельный храм для брахмаракшаса.

В Нджараккале, штат Керала , существует 800-летний храм Бхагавати , к которому примыкают храмы Шивы, Нагараджи и брахмаракшаса.

Скульптуры Брахмаракшасов встречаются также и в других странах — как в индуистских, так и в буддийских храмах стран Юго-Восточной Азии, например на Яве, в Камбодже и Таиланде.

Амалия Тимофеева

Читайте также:

Не только ракшасы: призраки, ведьмы и вампиры в индийской мифологии

«Мантра — главный инструмент тантрического мага в Индии»

Больше интересного в нашем Телеграм-канале:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»