Духовный путьКолонка редактораПутешествия

Буддийские ступы Ладакха

Ступа у монастыря Тикси

Ступа на санскрите означает верхушка, холм. Тибетское название — чортен. В буддизме изначально — это погребальное или мемориальное сооружение, внутри которого находятся фрагменты мощей Будды, его учеников, последователей, а также разные предметы культа. Позже ступы стали строить, отмечая какие-либо значимые места или в честь важных событий.

Восемь первых чортенов не сохранились до наших дней. Как считается, их построили в Древней Индии в VI в. до н. э., чтобы захоронить останки Будды Шакьямуни, разделённые на восемь частей после после кремации его физического тела.

В Ладакхе ступы разбросаны по всей территории региона. Есть целые «поля» древних, обветренных временем, полузарушенных ступ. Есть новенькие, ярко покрашенные чортены вдоль дорог, у монастырей, в деревнях и городах.

Читайте также: Ладакх: край, где Бог открывает сердце

Кстати, ступы в Ладакхе не принято реставрировать. Считается, что ступа должна разрушаться и состариваться естественным образом. Это символизирует один из главных принципов буддизма, о том, что в мире нет ничего постоянного и все изменчиво во времени.

Давайте посмотрим, какие ступы можно встретить в разных частях Ладакха и в столице региона — высокогорном городе Ле.

Шанти Ступа

Шанти ступа на закате

Одно из самых высоких мест города Ле.

Эта буддийская белокупольная ступа находится на вершине холма Чанспа на высоте около 3700 м.

Ступу построил в 1991 году японский буддист бхикшу Гёмё Накамурой в рамках миссии Пагоды мира.

В основании ступы хранятся реликвии Будды, которые были завещаны 14-м Далай-ламой.

Как отмечает издание The Hindu, это «самая посещаемая туристическая достопримечательность» в округе Ле.

Ступы Ле

Ле — город ступ. Многоярусный, с запутанными узкими улочками, спускающими с окружающих столицу холмов, словно горные ручьи, Ле таит в себе множество интересных местечек. И если не полениться и обследовать город как следует, можно отыскать что-то действительно интригующее.

Например, древнюю Гоманг ступу нетипичной прямоугольной ступенчатой формы.

Гоманг Ступа

Если свернуть с дороги, ведущей на более популярную Шанти ступу, которая возвышается над городом и притягивает сотни туристов, можно натолкнуться на уютно пристроившейся среди домиков и гестхаусов другой чортен. Эта святыня, к слову, гораздо более древняя, чем Шанти, построенная в 1991 году.

Гоманг ступу же воздвигли аж в IX веке. Она окружена многочисленными малыми чортенами. А поблизости есть несколько резных камней Мани. В том числе с изображением Будды в натуральную величину. Вокруг — колоритные узенькие улочки, движение по которым перекрывают «караваны» из коров. Можно встретить и уютные дворики с привычной глазу цветущей сиренью.

Чортены у монастыря Це мо и Дворца Ле

Такие ступы можно встретить, поднимаясь к сердцу города — Лехскому дворцу, построенному царем Сэнге Намгьял в XVII веке.

Более древние ступы, многие из которых уже изрядно потрепало время, можно встретить на подступах к монастырю Намгьял Цемо. В гомпе находится огромная позолоченная статуя Будды Майтреи, статуи бодхисаттв Авалокитешвары и Манджушри. А также буддийского святого Падмасамбхавы и богини Зелёной Тары.

Сохранившееся древние ступы — это часть обветшавшего сейчас старинного дзонга, крепости, в которой в прошлом располагалась административная власть города.

Неподалёку можно еще увидеть несколько маленьких святилищ. Во время утренней пуджи и вечером сюда приходит монах из гомпы, чтобы подлить в светильники масло перед изображениями божеств.

В цветах Сансары и Освобождения

Ступы неподалеку от Базго гомпы

Конечно, множество ступ можно увидеть возле каждого буддийского монастыря Ладакха. А их здесь просто огромное количество. Путешествуя по этому удивительному краю, порой вообще кажется, что вся жизнь региона буквально сосредоточена вокруг этих многочисленных гомп.

Может быть интересно: Зачем в Ладакхе и Тибете везде развешивают разноцветные флажки лунгта?

Примечательно, что при строительстве ступ в Ладакхе используют в основном только три цвета. Белый, синий и желтый. Эти цвета относятся к некой негласной, но общепринятой в буддизме палитре. Конечно, они несут в себе определенное значение. Так, белый здесь называют матерью всех цветов, поскольку от него происходят все другие цвета. Он символизирует святость, непорочность и чистоту. Считается, что белый помогает обрести самообладание и спасение из круга перрождений — Сансары.

Желтый цвет означает материальный и духовный мир, а также любовь. Часто Будду Шакьямуни изображают в одеждах именно такого оттенка.

Синий в буддизме — это символ внутреннего мира человека, роста и изменений. Цвет символизирует превращение клеш (иллюзий) в праджню (мудрость). 

Также часто можно встретить на ступах и статуях божеств золотой цвет. Золотой означает высшую ступень просветления, состояние Будды и нирвану. 

Вообще, золотой (желтый), синий, красный, белый считаются основными цветами рая в буддизме. По крайне мере именно так гласит один из канонических текстов буддизм -«Малая Сукхавативьюха сутра». В другом источнике — «Сутре великого освобождения» именно эти цвета особо выделяются Буддой. И рассматриваются им как некие ступени познания истины. Поэтому даже простое созерцание ступ может вести к устремлению духа на новые уровни развития. К просветлению и освобождению.

Анастасия Ермакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»