Буддийские ступы Ладакха
Ступа на санскрите означает верхушка, холм. Тибетское название — чортен. В буддизме изначально — это погребальное или мемориальное сооружение, внутри которого находятся фрагменты мощей Будды, его учеников, последователей, а также разные предметы культа. Позже ступы стали строить, отмечая какие-либо значимые места или в честь важных событий.
Восемь первых чортенов не сохранились до наших дней. Как считается, их построили в Древней Индии в VI в. до н. э., чтобы захоронить останки Будды Шакьямуни, разделённые на восемь частей после после кремации его физического тела.
В Ладакхе ступы разбросаны по всей территории региона. Есть целые «поля» древних, обветренных временем, полузарушенных ступ. Есть новенькие, ярко покрашенные чортены вдоль дорог, у монастырей, в деревнях и городах.
Читайте также: Ладакх: край, где Бог открывает сердце
Кстати, ступы в Ладакхе не принято реставрировать. Считается, что ступа должна разрушаться и состариваться естественным образом. Это символизирует один из главных принципов буддизма, о том, что в мире нет ничего постоянного и все изменчиво во времени.
Давайте посмотрим, какие ступы можно встретить в разных частях Ладакха и в столице региона — высокогорном городе Ле.
Шанти Ступа
Одно из самых высоких мест города Ле.
Эта буддийская белокупольная ступа находится на вершине холма Чанспа на высоте около 3700 м.
Ступу построил в 1991 году японский буддист бхикшу Гёмё Накамурой в рамках миссии Пагоды мира.
В основании ступы хранятся реликвии Будды, которые были завещаны 14-м Далай-ламой.
Как отмечает издание The Hindu, это «самая посещаемая туристическая достопримечательность» в округе Ле.
Ступы Ле
Ле — город ступ. Многоярусный, с запутанными узкими улочками, спускающими с окружающих столицу холмов, словно горные ручьи, Ле таит в себе множество интересных местечек. И если не полениться и обследовать город как следует, можно отыскать что-то действительно интригующее.
Например, древнюю Гоманг ступу нетипичной прямоугольной ступенчатой формы.
Гоманг Ступа
Если свернуть с дороги, ведущей на более популярную Шанти ступу, которая возвышается над городом и притягивает сотни туристов, можно натолкнуться на уютно пристроившейся среди домиков и гестхаусов другой чортен. Эта святыня, к слову, гораздо более древняя, чем Шанти, построенная в 1991 году.
Гоманг ступу же воздвигли аж в IX веке. Она окружена многочисленными малыми чортенами. А поблизости есть несколько резных камней Мани. В том числе с изображением Будды в натуральную величину. Вокруг — колоритные узенькие улочки, движение по которым перекрывают «караваны» из коров. Можно встретить и уютные дворики с привычной глазу цветущей сиренью.
Чортены у монастыря Це мо и Дворца Ле
Такие ступы можно встретить, поднимаясь к сердцу города — Лехскому дворцу, построенному царем Сэнге Намгьял в XVII веке.
Более древние ступы, многие из которых уже изрядно потрепало время, можно встретить на подступах к монастырю Намгьял Цемо. В гомпе находится огромная позолоченная статуя Будды Майтреи, статуи бодхисаттв Авалокитешвары и Манджушри. А также буддийского святого Падмасамбхавы и богини Зелёной Тары.
Сохранившееся древние ступы — это часть обветшавшего сейчас старинного дзонга, крепости, в которой в прошлом располагалась административная власть города.
Неподалёку можно еще увидеть несколько маленьких святилищ. Во время утренней пуджи и вечером сюда приходит монах из гомпы, чтобы подлить в светильники масло перед изображениями божеств.
В цветах Сансары и Освобождения
Конечно, множество ступ можно увидеть возле каждого буддийского монастыря Ладакха. А их здесь просто огромное количество. Путешествуя по этому удивительному краю, порой вообще кажется, что вся жизнь региона буквально сосредоточена вокруг этих многочисленных гомп.
Может быть интересно: Зачем в Ладакхе и Тибете везде развешивают разноцветные флажки лунгта?
Примечательно, что при строительстве ступ в Ладакхе используют в основном только три цвета. Белый, синий и желтый. Эти цвета относятся к некой негласной, но общепринятой в буддизме палитре. Конечно, они несут в себе определенное значение. Так, белый здесь называют матерью всех цветов, поскольку от него происходят все другие цвета. Он символизирует святость, непорочность и чистоту. Считается, что белый помогает обрести самообладание и спасение из круга перрождений — Сансары.
Желтый цвет означает материальный и духовный мир, а также любовь. Часто Будду Шакьямуни изображают в одеждах именно такого оттенка.
Синий в буддизме — это символ внутреннего мира человека, роста и изменений. Цвет символизирует превращение клеш (иллюзий) в праджню (мудрость).
Также часто можно встретить на ступах и статуях божеств золотой цвет. Золотой означает высшую ступень просветления, состояние Будды и нирвану.
Вообще, золотой (желтый), синий, красный, белый считаются основными цветами рая в буддизме. По крайне мере именно так гласит один из канонических текстов буддизм -«Малая Сукхавативьюха сутра». В другом источнике — «Сутре великого освобождения» именно эти цвета особо выделяются Буддой. И рассматриваются им как некие ступени познания истины. Поэтому даже простое созерцание ступ может вести к устремлению духа на новые уровни развития. К просветлению и освобождению.
Анастасия Ермакова