Как индуистский храм соотносится с телом человека и Бога?
По приблизительным оценкам, в Индии насчитывается более 1 миллиона 300 тысяч маленьких или больших храмов. Это помимо «комнат для пуджи» (комната для вознесения молитв с установленными идолами или фотографиями божеств) почти во всех индуистских домах. В каждой деревне или городе обычно есть один или несколько храмов, посвященных определенному божеству, и большинство горожан регулярно посещают этот храм. Хотя посещение храмов не является обязательным, многие возносят молитвы в важные дни индуистских праздников или в любое благоприятное событие у себя дома.
Архитектура индуистского храма глубоко метафорична и имеет множество неочевидных символов, проводящих параллели между физическим и духовным миром.
Обычно индуистский храм имеет следующие элементы:
1. Шриковил или Гарбхагриха, часть, в которой установлен идол божества в индуистском храме, т.е. святая святых храма, внутреннее святилище. Территория вокруг святилмища называется Чуттампалам или Пракарам. Обычно в Шриковиле есть специальный коридор — Прадакшина и еще один за его пределами. По этому коридору преданные могут совершать Прадакшину или парикраму – ритуальный обход святыни. Во внутреннем пракараме могут распологаться вспомогательные святилища.
2. Шикхара или вимана, что буквально означает «горная вершина». Это башня или пирамидальная структура, которая расположена прямо над гарбхагрихой или внутренним святилищем, где находится мурти (статуя) верховного божества. Она является самой заметной и видимой частью индуистских храмов.
3. Намаскара мандапам — сооружение, похожее на крыльцо, которое спроектировано как открытый зал или павильон с колоннами для проведения общественных ритуалов. Находится перед внутренним святилищем.4. Внутренняя стена
5. Балипитам — алтарь6. Дваджастхамбам или флагшток7. Гопурамы — ворота-башни в южно-индийских храмов.8. Внешняя стена.
Структура храма и символика
Давайте теперь узнаем о значении каждой из структур храма и о том, какие ритуалы верующие должны соблюдать во время посещения храма.
В священном индуистском тексте «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит, что «тело — это храм».
И индуистские храмы действительно сопоставляются с человеческим телом – храмом пребывающего в нем Духа Божьего (Антарьямин). Разные части храмовых зданий соответствуют разным частям человеческого тела. Получается, что храм — это физическое тело (стхула шарира), в котором есть Божественное присутствие.
Весь храм, начиная с главного входа и самого дальнего пракарама, представляет собой тело Господа. Следовательно, в знак почитания и уважения к Богу, нельзя входить в храм в обуви.
Сопоставим части тела и элементы храма
Шриковил — голова. Внутренняя пракарама, где установлены дигпалаки и саптаматруки, — это лицо. Стена за пределами внутренней пракары, называемая Антахара, является сундуком Бога.
Намаскара мантапа между ними — это шея. Как правило, главный священник также проводит здесь пуджи.
За пределами Наламбалама находится агнимандала, называемая мадьяхара. Вокруг этой стены горят лампы.
Внешний пракарам, где установлен Балипитам (алтарь), образует талию Бога. Главный вход с гопурамом — это стопы бога.
Стхула шарира, или грубое тело, — это материальное физическое смертное тело, которое ест, дышит и движется (действует).
Чтобы лучше понять структуру храма и философию каждого из элементов, важно иметь базовое представление о Панчакоше и системе чакр. Давайте рассмотрим их.
Читайте также: Чакры – понятие не для врачей, психологов и бизнесменов, а для аскетов и мистиков
Панчакоша
Панчакоша — это концепция йогической философии, согласно которой высшее «Я» человека имеет покрыто пятью слоями или оболочками. Термин происходит от санскритского панча, что означает «пять», и коша, что означает «оболочка».
Панчакоша состоит из:
- Аннамая коша – физическая оболочка
- Пранамая коша – праническая оболчка
- Маномайя коша – ментальная оболочка
- Виджнаянамая коша – оболочка интеллекта или психическая оболочка
- Анандамая коша – оболочка блаженства
Считатеся, что путь йоги улучшает понимание и осознание этих оболочек. В конце концов, цель йоги — двигаться внутрь, путешествуя по этим оболочкам и раскрывая свою истинную природу, или Атман (внутреннее Я). Человек находит единство с Богом по мере того, как реализуются отношения Атмана с Брахманом (универсальным Сознанием).
Каждая из кош по-своему связана с нашим самоощущением:
Аннамайя коша — это физическое тело, которое нуждается в пище и питании, чтобы жить. Говорят, что это самая уязвимая из кош, в ней проявляются любые недостатки на других слоях. Практика асан хатха-йоги в первую очередь работает с аннамайя кошей. Внешняя стена храма представляет собой аннамая кошу.
Пранамая коша — это оболочка, которая существует внутри физического тела и состоит из энергии жизненной силы, или праны. Он течет в кровеносной, лимфатической и нервной системах. Пранаяма (дыхательные практики) работает с этой кошей. Внутренний пракарам храма представляет Пранамая Кошу.
Маномайя коша — это разум, который управляет восприятием мира, и именно здесь развивается чувство собственного достоинства, а также то, как оно себя ведет. Йога-нидра выходит за пределы двух внешних кош, позволяя проникнуть в маномайя-кошу. Внутренняя стена – вилаккумадам, представляет собой маномаякошу.
Виджнаянамая коша — это психическое тело и интеллект, которые управляют чувством этики и морали. Она также отвечает за внутренний рост и приобретение знаний. В индуистском храме это тело представлено внутренним пракарамом.
Анандамая коша — это самое тонкое тело, которое обычно воспринимается только в виде кратких вспышек блаженства. Именно здесь мы переживаем единство с универсальным Сознанием. Шриковил храма представляет собой Анандамая коша.
Это переживание абсолютного блаженства можно реализовать только тогда, когда сознание расширяется за границы материального мира. Ежедневная медитация в течение не менее 20 минут помогает ощутить анандамая кошу.
В свою очередь система чакр (энергетических центров) соотносится с системой кош.
Таким образом, мы видим, что само здание храма в индуизме является символом присутствия Божественного в мире.
Амалия Тимофеева