Духовный путьИнтервьюПутешествия

Махашиваратри в ашраме Саи Бабы: как это было 20 лет назад

Приближается большой индуистский праздник – Махашиваратри или Великая ночь Шивы. В этом году она выпадает на 18-19 февраля. Мы поговорили с основателем нашего портала, основателем магазина и онлайн школы «Ганготри» Александром Бондаренко, который поделился с нами воспоминаниями о своей первой поездке в Индию и праздновании Махашиваратри в ашраме Саи Бабы в марте 2002 года.

Александр, Вы бывали в Индии много раз, ездили туда на протяжении нескольких лет. Наверняка вам довелось принимать участие в праздновании такого значимого праздника, как Великая ночь Шивы. Расскажите, как это было?

АБ: С Махашиваратри у меня связано важное событие в жизни – моя первая поездка в Индию. Я мечтал об этой стране с детства – любил, изучал её культуру, традиции, философию, индийский мистицизм. И так получилось, что моё знакомство с Индией началось именно с праздника Махашиваратри.

Вообще, эта поездка была запущена довольно мистическим способом. Однажды я узнал про великого индийского святого и Гуру Саи Бабу и решил поехать к нему в ашрам. И всё так сложилось, что поехал я туда как раз на Махашиваратри.

И как я уже сказал, сама поездка реализовалась очень странным образом. Я просто зашёл в агентство узнать – сколько это будет стоить, и случайно познакомился с человеком, который в тот момент тоже находился в агентстве и забирал билеты в Индию.

– Как тебя зовут? – спросил он.

– Саша, – ответил я.

– А меня Игорь, – представился он и добавил, – Поехали к Саи Бабе вместе. Ты будешь потрясён, ты увидишь Бога, ты побываешь на великом празднике Махашиваратри.

Эта знаменательная встреча произошла в понедельник, а в субботу я уже был в аэропорту Домодедово и летел в Индию. То есть ещё в начале недели я и предположить не мог, что уже в воскресенье увижу страну, о которой мечтал.

Мы прилетели в Дели и отправились на юг Индии, в Путтапарти, где располагается ашрам Саи Бабы. Это были первые числа марта, и до Махашиваратри оставалось буквально несколько дней.

А чувствовалось ли вокруг приближение праздника? Например, у нас в конце декабря бывает вот это предновогоднее ощущение. Есть ли в Индии нечто подобное перед Махашиваратри?

АБ: Вообще это очень известный, великий праздник. Но я не могу сказать, что в Индии его отмечают так же, как у нас Новый год. Есть те, кто его действительно празднует, другие просто воспринимают его как некий особый день, а кто-то вообще никак не реагирует.

В Индии очень много конфессий, и, например, помимо не отмечающих Махашиваратри  мусульман, есть ещё сикхи, которые тоже спокойно относятся к этому празднику. Да и у самих индуистов к нему разное отношение. К примеру, для кришнаитов или вайшнавов Махашиваратри тоже не является основным праздником.

Поэтому не сказать, что там повсюду местные гуляния, но те, кто отмечают, они, конечно, празднуют эту ночь и этот день. А кроме того, есть некоторые места, где этот праздник особенно почитают, например в городе Варанаси или в том же Путтапарти, где находится ашрам Саи Бабы.

И вот там царила действительно особенная атмосфера. Когда мы приехали в Путтапарти, там уже было довольно много народу. Люди приезжали со всего мира, и помимо огромного количества индусов, было множество иностранцев: и европейцев, и африканцев, откуда-то из ЮАР, из Уганды и других государств. Многие из приезжающих ходили на спине с платочками, на которых были написаны названия их стран. Было много приехавших из Белоруссии, Украины, со всего бывшего Советского Союза. И все совершенно нормально относились друг к другу, были дружны, и чувствовалось, что готовится какой-то праздник.

И по мере его приближения, день ото дня народу в Путтапарти становилась всё больше и больше.

Люди приезжали в деревню, ставили палатки на траве, на газоне, в самом ашраме размещались на лужайках. В гестхаусе рядом с ашрамом, где мы жили, начали появляться семьи индусов с детьми, которые стали спать прямо на полу – в коридорах, на балкончиках…

Говорят, что на такие празднования собираются чуть ли не миллионы людей? Действительно было так много народу?

АБ: Да, народу было просто огромное количество. Всё было забито людьми. Может быть и не миллион, но сотни тысяч точно. Люди приезжали автобусами, приезжали отовсюду. Было очень интересно наблюдать особенно за группами индусов. К примеру, мужчины все были в одинаковых чёрных дхоти, а женщины в одинаковых оранжевых сари. И вот они ходят своими группами. При этом различались эти группы и этнически, потому что приезжали индусы со всей Индии.

Ашрам Саи Бабы в Путтапарти

И все эти люди ехали в ашрам, в том числе, чтобы увидеть Саи Бабу. Что в общем-то неудивительно — его неординарная личность действительно окружена ореолом самых разных удивительных слухов и рассказов. А какие у Вас остались воспоминания о нём?

АБ: Да, существует огромное множество всевозможных мифов, легенд о Саи Бабе. И скажу так. Чуть ли не большинство этих мифов рождается в головах людей. Саи Баба не имеет к ним вообще никакого отношения. Просто в какой-то момент сам человек может посчитать, что Саи Баба выходит с ним на какую-то ментальную телепатическую связь и управляет его жизнью.

Большинство мифов и легенд о Саи Бабе рождается в головах людей, и Саи Баба не имеет к ним вообще никакого отношения.

Также человек может подумать, что в определённых событиях в его жизни участвует Саи Баба или же косвенно присутствует. И если это событие позитивное, человек может стать не просто почитателем Саи Бабы, а фанатом в негативном смысле этого слова, фактически одержимым. А если у человека в жизни происходит какой-то негатив, если ситуация начинает развиваться не так, как человек хотел бы этого, он может подумать, что Саи Баба бросил его или ещё что-то.

В общем, множество легенд крутится. И очень многое придумано самими людьми. К сожалению, так часто происходит с известными, медийными личностями, в том числе с духовными учителями.

Что касается лично меня, то мне Саи Баба не матереализовывал никакие вещи (Один из известных фактов о Саи Бабе заключается в том, что он обладал способностью материализовать предметы. – Ред.). Но то, что он делал для меня осязаемые чудеса – это 100%. Я точно знаю, что какое-то количество чудесных событий в моей жизни произошло именно благодаря вмешательству Саи Бабы, и меня никто не переубедит в том, что это не так. Может быть, в моей жизни и ещё какие-то события происходили благодаря его вмешательству, но я не отследил эту связь.

Получается, все эти сотни тысяч людей ехали к Саи Бабе за чудом?

АБ: С одной стороны – да. Но я думаю, что такое огромное количество людей ехало туда еще и потому, что он создал очень хорошие условия в своём ашраме.  Особенно для юга Индии. Ашрам был действительно очень качественно организован. Всё было хорошо продумано: где поселиться, где питаться, были столовые, пища в которых подходила и европейцам, и индусам. Были специальные блоки, жилые помещения для семейных людей, довольно комфортные, с душем и т.п. Были и комнаты, которые назывались шеды для малообеспеченных, где они селились очень-очень большим количеством. Всё было продумано так, чтобы люди с самым разным достатком могли побывать в ашраме.

На территории были магазины, палаточки, при том цены на питание, и вообще на всё, были ниже рыночных. Там действительно можно было жить даже с очень ограниченным бюджетом и при этом чувствовать себя нормально.

Были созданы и условия для духовной практики. Всегда можно было пойти в библиотеку, взять духовную литературу. На территории самого ашрама не курили, не пили, там было очень-очень чисто. Были места, где ты мог уединиться, просто посидеть на природе среди красивых садиков со скульптурами и фонтанчиками. То есть это было место, где ты действительно мог чувствовать себя в абсолютной безопасности. По вечерам там собирались группы по интересам, духовно ищущие люди рассказывали истории из жизни, кто-то собирался на общей медитации, пели баджаны.

В ашраме Саи Бабы

Там действительно было классно. С одной стороны ты был погружён в духовную практику, в духовную атмосферу, но это не было связано с какими-то суровыми аскезами, постами. Ты приобщался к этому на уровне, так скажем, хорошего философствования. А кроме того, вокруг тебя было огромное количество единомышленников.

И ещё один интересный момент, который  мне запомнился – это то, что там присутствует любовь.

Саи Баба всегда говорил, что любовь очень важна, и люди старались в себе развивать эти качества – добросердечность, добролюбие. И это чувствовалось. Когда  ты  начинал общаться с каким-то человеком, он старался быть к тебе максимально дружелюбным. А если вокруг тебя находится огромное количество людей, практикующих дружелюбие к тебе, то ты и сам начинаешь отдавать им это.

В этом отношении там, конечно, было очень здорово – именно на уровне энергии любви. Не как в ашраме Ошо, где любовь такая, очень быстро спускающаяся вниз. У Саи Быбы в ашраме была сегрегация: мальчики отдельно, девочки отдельно, никаких разнузданностей не допускалось. Был и определенный дресс-код, например, мужчины не могли ходить там в шортах, женщины тоже не должны были одеваться вызывающе.

А что насчет самой Индии в целом, ведь это была Ваша первая поездка, наверное, впечатления были невероятные?

АБ: Конечно! Я только знакомился с Индией изнутри, с её кухней, с разным менталитетом индусов с севера и юга, с их непривычным для нас образом жизни и манерой поведения.

Например, у них совершенно иное понятие личных границ, «интимной зоны» – то есть насколько ты можешь приблизиться к человеку, насколько комфортно тебе смотреть другому человеку в глаза и понимать, что твой взгляд не вызовет какой-то негативной реакции. Как у хищников, которым нельзя смотреть в глаза, чтобы не спровоцировать их агрессию, потому что это воспринимается как вызов.

А здесь ты мог смотреть на человека, улыбаться ему, или не улыбаться, и это не вызывало у людей никаких вопросов. И это здорово.

Было ли что-то необычное, что Вас поразило в самом праздновании Махашиваратри?

АБ: Про саму Ночь Шивы я не буду много рассказывать, потому что об этом и так все знают. Нужно не есть, не пить весь день, а затем всю ночь не спать.

Но кое-что необычное всё-таки было, и связано это с Саи Бабой. Дело в том, что в этот день Саи Баба «рождал» лингам. Это, конечно, очень специфическое зрелище. Выражаясь языком физиологов, он его изрыгал, то есть его «рвало» лингамом. Это происходило во время того, как он читал лекцию для огромный толпы людей. В какой-то момент он начинал делать сокращательные движения горлом и из своего рта изрыгал Шивалингам. Есть очень много видеосъёмок этого момента.

Саи Баба и Шивалингамы

Зрелище это действительно специфическое, для многих европейцев не совсем понятное, но не для последователей Саи Бабы. Они считают, что внутри него действительно рождается лингам, который является всей вселенной. И Саи Баба каждый раз на Махашиваратри рождал новую вселенную, новый мир.

И считалось, что если ты лицезрел этот момент, ты стал свободным. То есть если тебе посчастливилось увидеть рождение лингама, ты освобождался от следующего круга воплощений. Ты получал так называемую мокшу – освобождение. 

Вообще, у Саи Бабы было, да сейчас, думаю, есть, очень много последователей, людей, которые признали его своим Гуру, своим святым. Воплощённым аватаром, то есть воплощением Бога, Абсолюта на Земле. При этом он считался пурна-аватаром, у которого проявлены все качества божества. И множество людей избрали его себе в качестве объекта поклонения.

А мне повезло в свою первую же поездку попасть к нему на Махашиваратри, и, конечно же, после этого я еще сильнее влюбился в Индию.

И всё-таки, о самом празднике Махашиваратри: какое значение для Вас имеет этот день?

АБ: Я считаю, что человек, если он практикующий, он может соблюдать Экадаши, другие посты, что-то ещё. Но любой человек может использовать Махашиваратри, этот один день в году, чтобы проверить самого себя, испытать самого себя. И пусть это даже не будет относиться к Шиве как к Богу. Это возможность ответить самому себе на вопрос – а могу ли я справиться сам с собой? Могу ли весь день не есть и не пить, а потом попробовать всю ночь не спать?

Потому что, когда ты стараешься не заснуть, ты стараешься пробудиться. Вот этот момент, это понятие пробуждения встречается во всех культурах.

Во всех духовных и религиозных традициях присутствует призыв к человеку пробудиться, освободиться от сна, в котором многие из нас пребывают. И вот в этот день можно попробовать побороться с собой, поучить себя быть пробуждённым. Вот что такое Махашиваратри.

Поэтому я призываю всех в независимости от религиозной конфессии: просто попробуйте один день в году провести этот эксперимент: не ешьте, не пейте, и всю ночь бодрствуйте.

Беседовала с Александром Амалия Тимофеева.

Дорогие читатели! Портал «Индия Свами» поздравляет вас с праздником Махашиваратри. Пусть он станет отправной точкой для позитивных изменений в жизни и, как сказал Александр, поможет сделать несколько шагов к Пробуждению и Богу в самом широком смысле этого слова.

Читайте также: Вышла книга идейного вдохновителя портала «Индия Свами» Александра Бондаренко  –  «Тибетские поющие чаши. Полный самоучитель».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»