Методы поклонения в шиваизме
Шиваизм — один из трех основных типов современного индуизма, наряду с вишнуизмом (сектами, посвященными богу Вишну) и шактизмом (сектами, посвященными богине Шакти, также известной как Деви). Современный шиваизм – традиция не однородная, в нее входит несколько движений, в том числе философская школа Шайва-сиддханта*, кашмирский шиваизм, социально обособленное поклонение лингаму, феномен шиваитских аскетов, таких как саньясины дашнами, и множество народных разновидностей поклонения.
*Шайва-сиддханта — это форма шиваизма, популярная в Южной Индии и Шри-Ланке, которая предлагает религиозную философию с конечной целью — испытать единение с Шивой. Он основан в основном на тамильских религиозных гимнах, написанных шиваитскими святыми с 5 по 9 века, позже включенных в сборник Тирумурай.
Происхождение шиваизма
В Ведах упоминается Рудра («Ревун»), загадочный и странный бог, имя которого впоследствии стало эпитетом Шивы (Шива переводится как «Благоприятный»). Шива является значимым богом в двух великих санскритских эпосах, Махабхарате и Рамаяне, и рассматривается как важный бог в Шветашватара Упанишаде. Однако структурированное поклонение Шиве возникло позже – около II века до нашей эры.
После этого по всей Индии стали возникать храмы и религиозные праздники, посвященные Шиве, ашрамы шиваитских святых и места паломничества.
В целом Шиваизм — это совокупность южноазиатских традиций, основанная на поклонении Шиве, индуистскому богу мужского начала.
Как мы уже сказали, Шиваизм может быть датирован, по крайней мере, вторым веком до нашей эры, хотя его корни, вероятно, уходят значительно глубже в историю индийских религий. Шива изображается одновременно как разрушитель, уничтожающий космос в конце каждого космического цикла, и как божество йоги и аскетизма в индуистской мифологии. В результате он представляет собой принципиально противоречивое божество, которого некоторые исследователи называют «эротическим аскетическим началом», связанным как с энергиями созидания, так и с энергиями разрушения.
Шива обитает в Гималаях. Его тело покрыто пеплом, а волосы спутаны и длинные. Он держит тришулу или трезубцем и украшает себя гирляндой из кобр и полумесяцем в волосах. Его часто сопровождают жена Парвати и двое детей, Сканда и Ганеша с головой слона.
Формы поклонения: бхакти, мантры и праздники
Поклонение Шиве в наше время имеет множество форм и выражений, начиная от народного религиозного поклонения (бхакти) и заканчивая более экстремальными и эзотерическими группами, такими как капалики (носители черепа) и тантрики, которые намеренно используют в своих ритуалах эпатажные элементы, такие как вино, мясо, и половой акт.
Одна из самых противоречивых и сложных для понимания западного человека — шиваитская секта агхори, которых также называют подателями трупов. Ее представители поклоняются Шиве в самой радикальной форме — живут на местах кремаций, презирают все нормы привычной нам морали, в том числе ритуально поедают плоть сжигаемых на кострах трупов.
*бхакти — один из важнейших терминов индуизма, обозначающий преданность и любовь поклоняющегося (бхакта) к личному божеству, служение ему.
Шиваизм распространился на большую часть Южной Азии к одиннадцатому или двенадцатому веку в виде множества сект, интеллектуальных систем и религиозных форм.
В XX веке благодаря усилиям таких гуру, как Свами Муктананда и Сатья Саи Баба, он стал известен по всему миру, привлекая не только индийское население, но и большое количество последователей в Европе и Америке.
Ом Намах Шивая — одна из наиболее часто поющихся мантр среди шиваитов. Другие важные шиваитские мантры – это мантра Махамритьюнджая, мантра Рудры, мантра Шивы Гаятри и мантра Шива Дхьян.
Главный праздник шиваитов — Маха Шиваратри, или Великая Ночь Господа Шивы, празднуется в четырнадцатый день убывающей луны месяца Фальгун (выпадает на февраль-март). Маха Шиваратри широко празднуется не только в Индии, но и в Непале, особенно в знаменитом там шиваитском храме Пашупатинатх в Катманду, который во время праздника привлекает до 100 000 преданных.
Как получить благословение Господа Шивы?
Согласно шиваизму, благословения Господа Шивы можно получить четырьмя способами. Шраванам — это первый путь, который включает слушание или прослушивание историй о Шиве, чтение литературы о нем, участие в дебатах о нем и т.п.
Киртанам – второй путь, который предполагает пение гимнов в честь Господа. Это самый простой из четырех методов, и его можно выполнять в одиночку или в группе.
Третий путь, известный как Мананам, включает воспевание мантр Шивы или чалис и концентрацию на Господе.
Четвертый метод, известный как Нидхидхьясанам, направлен на поклонение ему любым способом.
Шиве поклоняются как статуе или изображению — его одного или с супругой Парвати, а также как Шивалингаму, когда ему поклоняются как имеющему определенную форму.
Шиве поклоняются как Брахману, Высшей Истине, тому, кто находится над временем и чувствами, когда ему поклоняются как ниргуне, или без формы.
Читайте также: Шива: бесформенный Абсолют, разрушитель, первый йогин или семьянин?
Расскажем подробнее о каждом из методов поклонения.
Шраванам
Слушание называется Шраванам. Это значит слушать истории о необъятности и величии Господа Шивы, а также его знания. Уши — основной инструмент преданности в Шраванаме. Ее цель – очистить их, а значит, и психику. Можно использовать один или несколько из следующих методов:
- Слушание рассказов о Шиве из Пуран и эпосов о его деяниях и великолепии.
- Участие в дебатах и беседах Господа Шивы с единомышленниками.
- Чтение или прослушивание книг, мантр, молитв, писаний, комментариев, философии и литературы на тему Шивы.
Если человек окружает себя единомышленниками или слушает гуру, хорошо сведущего в мудрости Господа Шивы, практиковать Шраванам становится легко. Если это невозможно, можно посещать храмы Шивы и регулярно слушать мантры и молитвы, читаемые там. Кроме того, можно пригласить других преданных Господа Шивы и устроить у себя дома сатсанг (собрание преданных, философская дискуссия).
Киртанам
Киртанам переводится как «пение». Этот путь предполагает пение песен в честь Господа Шивы. Это можно делать как в одиночку, так и в группах. Когда оно исполняется в группе, оно называется бхаджаном. Бхаджан — это песня преданности, которую преданные исполняют индивидуально или хором с другими.
Считается, что внутреннее спокойствие и чистоту ума можно обрести, исполняя религиозную музыку. Медитация становится проще по мере того, как ум концентрируется на Боге.
Мананам
Мананам переводится как «воспоминание». Здесь рассматриваются Господь Шива, его разнообразные формы, титулы, мантры и йогическая мудрость. Это самый простой из трех мананамов для практики, поскольку он не требует компании людей или походов к гуру или в храм.
Мананам можно практиковать, когда пожелаешь. Сосредоточение мыслей на Господе Шиве помогает очистить ум и чувства, позволяя достичь более высоких сфер осознания.
Нидхидхьясанам
Нидхидхьясана переводится как «перевернутая концентрация». Это также может относиться к мысленному поклонению. Господу Шиве можно поклоняться двумя разными способами. Один способ – почитание Шивы в его физической форме (сагуна Шива), другой – поклонение без его физической формы (ниргуна Шива).
Первый метод предполагает поклонение изображению или статуе Господа Шивы, либо поклонение Шиве в форме лингама.
Согласно Шивапуране, Шива — единственное божество среди троицы богов, которое может быть одновременно богом с качествами и без них. На высшем уровне Господь Шива — это СадаШива, или Верховный Брахман, творец всего, не имеющий ни начала, ни конца, а на самом низком уровне — Господь Шива, или Рудра, который, как член троицы, играет функцию разрушителя.
Где и как еще поклоняются Шиве?
Смотрите наше видео: Индусы варят рис прямо в священном источнике в храме Шивы
Кроме Индии, есть еще несколько стран, где шиваизм довольно популярен, а Господь Шива почитается как главное божество. Например, в соседних странах – Шри-Ланке и Непале – шиваиты многочисленны, несмотря на то, что преобладающей религией является буддизм. Другие страны, принявшие этот обычай, это Сингапур, Индонезия и Малайзия.
Шиваизм также распространился по всей Юго-Восточной Азии, включая Яву, Бали и другие регионы континента, включая Камбоджу.
Согласно некоторым подсчётам, в мире насчитывается более 200 000 000 преданных Шивы.
Наряду с вишнуизмом и шактизмом, поклонение Шиве входит в число наиболее важных религиозных форм Санатана Дхармы. Несмотря на то, что вайшнавитов численно больше, чем шиваитов, некоторые историки говорят, что шиваизм является более сплочённым и последовательным из этих двух монотеистических школ.
Вообще считается, что Шиваизм — второе по популярности религиозное течение в Индии. Считается, также что Господу Шиве легко угодить, легче, чем, например, Вишну.
Амарнатх, Кедарнатх, Каши, Кайлашнатх, Сомнатх, Брихадешвара, Таракешвар, Чидамбрам и Линграддж — главные места паломничества преданных Шивы, здесь расположены главные шиваитские святыни в Индии.
Что касается, различных течений внутри традиции, то в наше время шиваиизм разделен на различные школы.
Шайва-сиддханта, например, признает три принципа: Пати («Владыка», «Пастырь» – Бог Шива), пашу («паства» – вечные души, пребывающие в оковах кармы, материи), пашам («узы плоти», не иллюзорная материальная действительность, звенья, привязывающие душу к земной жизни). Миссия души – освободиться от оков и достичь Шиваватвы («сущности Шивы»).
Чарья (внешние атрибуты поклонения), крия (интимные, личностные действия служения Богу), йога (и ее аспект медитации) и гьяна (знание) — это пути, которые ведут преданного к этой цели.
Кстати, именно движение Шайвабхакти привело к рождению и росту вишнуитского бхакти, проявившегося в творчестве мистических поэтов-альваров, о которых мы расскажем в одной из наших следующих статей.
Анастасия Ермакова