ИнтервьюЙога и тантра

Особенности йоги для детей: нужны ли ребенку бандхи, крийи и пранаямы?

Интервью с основательницей студии йоги FITANDLOVE Анастасией Гамаюновой

«Мальчики в этом видят ловкость, силу, стабильность, а девочки — больше гибкость и мягкость»: Анастасия Гамаюнова о детской йоге. Все фото для публикации предоставлены Анастасией.

Анастасия, у вас такой большой путь в йоге — всегда интересно, как человек выбирает этот путь. Расскажите, как это все начиналось?

Моя жизнь с раннего детства была связана с большим количеством активного движения, самовыражения себя через танец, с 14 лет я уже преподавала сама. Я профессионально занималась танцами, потом акробатикой, и 15 лет назад у меня произошла травма спины. 

Я и до этого пробовала йогу, но не изучала ее, мне просто нравилось состояние, и ходила я на поздние классы Кундалини. А когда нужно было заняться восстановлением — поняла, что в направлениях йоги Хатха и Айенгара есть все, что мне необходимо. И тогда я погрузилась в это изучение и наблюдение. Травма ушла, а любовь осталась. 

Человек занимается йогой, изучает ее, и вдруг он понимает, что готов начать обучать других людей — как это происходит?

Я начала преподавать очень давно, еще училась в школе. Так было всегда со мной, всегда находились те, кому необходимы эти знания и моя поддержка. Я всегда делюсь и с радостью передаю опыт и знания. Для меня никогда не было барьера тут, просто делись и поддерживай. А когда ты передаешь учение или техники йоги, ты просто живешь этой идеей и этой жизнью.

Уже невозможно разделить — это твоя йога на рассвете дома или с клиентами в студии. Это все один большой поток и обмен. 

У меня даже есть пунктик отмечать, чему научили на каждом занятии меня ученики. 

В классической йоге учитель — это Гуру. Преподаватель йоги должен понимать, что он Гуру и несет ответственность за своих учеников? Как вы считаете быть инструктором йоги — это уровень ответственность гуру или все-таки нет?

Анастасия на Региональном Фестивале йоги в Подмосковье.

Есть разделение между Гуру, учителем и инструктором. Гуру — тот, кто дает знание, его канал — открытая коммуникация с Высшим знанием. Учитель путем возвышения и развитой интуиции передает знание, инициирует, находит ключ к ученикам и ведет. Но точность передачи знания и его личные качества дополняют друг друга, его возможность найти ключ к каждому, быть честным иногда строгим, но открытым. Это передача духовного следования и поддержка в пути, опираясь на знание и прожитый собственный опыт.

Инструктор — этот тот, кто передает технику выполнения и помогает ее делать безопасно и правильно. Передача техники для получения собственного опыта.

Вы работаете с Федерацией йоги России. Вы сертифицируете преподавателей йоги. Назовите три главных критерия, по которым вы понимаете, что человек действительно готов передавать знания йоги?

Теоретическая подкованность, личная практика, и огонь в глазах. Это про желание находить пути объяснения, готовность к испытаниям и творчеству. 

Вы также ведете уникальное и редкое у нас направление — йога для детей. Как вы пришли к работе с детьми? 

Повторюсь, что работала с детьми будучи еще сама подростком. Для меня нет разницы в возрасте, просто разный подход к каждому. Понятно, что всех условно делят по возрастам и запросам, но иногда классификации мешают что-то разглядеть.

Некоторым взрослым очень подходит детский подход, но и детям иногда заходит настоящий взрослый йоговский стиль занятия с погружением, дыханием и сосредоточением.

С какого возраста детям можно заниматься йогой? 

Вот как в малыша в животе душа пришла, так и самое время начинать. Сначала через маму, дальше уже бэби йога, и так далее. 

Можно ли детям давать такие практики как бандхи, крийи, пранаямы? 

«У меня две дочки 10 и 12 лет, они мне очень помогают, тоже занимаются йогой, участвуют в детских фестивалях йоги», — говорит Анастасия

Конечно, многие охотно выполняют. Замки обычно подключают уже после 10-12 лет на занятии, это корректирует и дает понимание им работы в теле. Есть крийи и последовательности адаптированные, облегченные под детей разных возрастов или которые им подходят. Конечно, техника выполнения может быть упрощена, и время сокращено, но эффект всегда есть. И детские дыхательные техники, похожие на пранаямы, конечно тоже: дети же тоже дышат, несложно и недолго, но тренировка внимания и дыхания необходима.

Кому из детей больше нравится заниматься йогой — мальчикам или девочкам? 

Всем, хорошее настроение нравится всем. Мальчики в этом видят ловкость, силу, стабильность, девочки — больше гибкость и мягкость. Детская йога дополняет их двигательную активность, учит владеть собой. Мне как-то недавно мальчик один на занятии сказал, что понял смысл не в движении, в том как он его делает и в каком состоянии, такое занятие про жизнь.  

Есть ли разница в преподавании для мальчиков и для девочек?

Да, мальчикам нужно больше силовых и стабилизирующих моментов, чтобы уверенней себя чувствовали, а девочкам на самом деле заходит все, просто мальчишкам гибкость сложнее дается, их нужно поддерживать тут.

У меня у самой две дочки 10 и 12 лет, они мне очень помогают, тоже занимаются йогой, участвуют в детских фестивалях йоги, которые проводит Федерация, даже беру их на лекции в помощь. Может, поэтому мне с девочками немного проще. Но парни, которые занимаются йогой у меня, вызывают такое уважение, что это всегда дает найти к ним подход. 

Насколько проще работать с детьми и что самое сложное в работе с детьми? 

Также как и со взрослыми, к каждому свой ключ. Но дети более активны, чем взрослые и часто менее сосредоточены. Выше требования безопасности пространства, безопасности движения. Когда работаешь с детьми — сам на время представляешь себя ребенком или их другом.

Как детям лучше заниматься — в группе или индивидуально?

Смотря какая цель занятий. Если есть цель коррекции, то, конечно, индивидуальная работа — это идеально. Тут можно двигаться любыми темпами и не усреднять интенсивность и внимательность к деталям. Все занятие подстроено под индивидуальный запрос. 

А в группе дети тянутся друг за другом, и в общем поле всё получается само собой при примерно общем уровне подготовки и физических возможностях. 

Расскажите немного о процессе — как много дети выполняют асан стоя и лежа, что для них предпочтительнее? Сколько по времени длится занятие? 

Любая активность должна быть разнообразная, а для детей еще и увлекательная. Так что и стоя, и лежа, и сидя и в полете и вниз головой асаны и выполняют и делают из них варианты виньяс. Малыши до 5-6 лет — меньше часа, а с 7-8 лет часовое занятие вполне удерживает их внимание.

Обсуждаете ли вы с детьми философско-этические принципы йоги?

Конечно. Как может быть для них не ясна цель и история происхождения занятия? Иногда рассказываю историю, иногда мифологию, что-то из вед или основные принципы в философском подходе йоги. Мои дочки обожают истории про Шиву и Ганешу, старшая на фестивале даже поставила себе номер с гамаком под Shiva Stotram Tandava.

Часто в йога-семьях возникает спорный момент. Например, родители — вегетарианцы, и некоторые дают право выбора питания самим детям, разрешая им мясную пищу, а некоторые с детства переводят на вегетарианское питание. Как по вашему мнению — какой подход более правильный? 

Для меня близок подход, когда дети сами интуитивно выбирают. Своим дочкам даю свободу, они едят мясо выборочно и не всегда. Растущий организм сам выберет лучшее.

Тут, наверное, большее внимание нужно обратить на сладости и сахар, если мы заговорили о детском питании. Здесь тоже этика питания и натуральность важна. Сознательный выбор еды у детей очень помогает в воспитании. 

Занимаетесь ли вы с особенными детьми?

Конечно, занимаюсь, и на курсе детской йоги в Федерации йоги России веду отдельный блок занятий на эту тему.  

Анастасия, очень многие люди хотят заниматься йогой, но не могут найти в себе силы начать. Что бы вы, как учитель йоги, пожелали нашим читателям? Ваш совет будет очень ценен.

Главное докатиться, доползти и сделать вдох и выдох, дальше чудо произойдет уже само собой. Мы так говорим нашим гостям в моей студии. Главное довериться, и мы вас проведем, все произойдет. Откладывать занятия собой, обретение себя — все равно что саботировать процесс жизни и не убираться в своем пространстве. 

САТ НАМ.

Вопросы подготовлены: Александр Бондаренко, Анастасия Ермакова

Читайте также:

Можно ли совмещать хатха и кундалини-йогу?

«Главное — непоколебимая вера в себя»: организатор Фестиваля йоги Анна Тресвятская

Кнопка «Наверх»