Почему Мурти – это не просто статуэтки Богов и где можно их купить?
Сегодня
Часто, увидев где-то в поездке красочные статуэтки индуистских божеств, во множестве выставленные на колоритных развалах у торговцев и в лавочках, туристы скупают их, совершенно не задумываясь о том, что приобретают не просто красивый сувенир, а мурти – изображение бога.
В индуизме традиционно считается, что мурти — это воплощение божественного, высшей реальности или Брахмана, пришедшего на землю в образе различных богов. Конечно, не все индуистские изображения богов и святых являются мурти, например, есть чисто декоративные скульптуры в храмах и на улицах или небольшие ремесленные статуэтки. При этом это не означает, что к ним можно относится как к обычным безделушкам. Это все равно изображение бога или богини, а значит такая вещь требует почитания и уважения. Очень нежелательно просто купить приглянувшуюся статуэтку, к примеру Ганеши или Шивы, просто поставить ее на полку и оставить пылиться. Так лучше не делать.
Что же касается мурти, то обычно они создаются в одной из двух форм:
- Раудра или угра мурти (гневная форма) призвана вызывать страх, трепет и благоговение перед необузданной силой и праведным гневом божества
- Шанта или саумья мурти изображаются как сострадательные символы мира и доброты.
Традиций, связанных с изготовлением мурти много. Например, у вайшнавов считается, что мурти, которые Бог дал для поклонения по своему повелению, бывают восьми типов:
- Шайли – камень
- Готово — дерево
- Кожа — металл
- Лепья — земляная или сандаловая паста
- Лекхья — выгравированное или нарисованное изображение
- Сайкати — песок
- Манимайи – драгоценные камни
- Маномайи – ментальный
Считается, что Бог Сам лично входит в эти мурти и пребывает в них. Преданный Богу, который поклоняется этим мурти, должен поддерживать такое же уважение к ним, как и к проявленной форме Бога. Точно так же Бог пребывает в сердце святых людей, поэтому аскетов и садху в Индии принято уважать и относиться с пиететом.
Оживление мурти: открыть глаза Бога
Превращение каменного или деревянного изображения в воплощение Божественного является важным ритуальным процессом. Если божества во временном святилище не освещены, индуистский священнослужитель может возносить молитвы призывания Божественного прийти и присутствовать на период поклонения, а в конце ритуала отпуская Божественное.
Однако после того, как построен постоянный храм и проведены обряды освящения, изображение становится наполненным постоянным присутствием Бога. Как только это будет сделано, священник должен находиться в святилище, чтобы предлагать поклонение Божественному гостю каждый день недели, каждую неделю года, с этого дня и далее, независимо от того, есть ли в храме кто-то еще или нет. Мурти нельзя оставлять без поклонения и подношений. Это очень важно.
Так же, как весь храм освящается посредством обрядов кумбхабхишекам, «окропления священной водой», так и изображение. Разжигаются священные огни, и присутствие Божественного призывается в огонь и горшки с водой. Тем временем изображение (статую) помещают в большую ванну и погружают на одну ночь в воду, на другую ночь в зерна, на третью — в лепестки цветов. В течение этого периода освящения изображение может быть ритуально омыто мирянами храма. Это первый и единственный раз, когда кому-либо, кроме священнослужителей разрешено приблизиться к божественному изображению напрямую.
Фото: gangotri.ru
Есть еще два обряда, которые выполняются для божественного воплощения в мурти: это открытие глаз и установление дыхания бога.
В церемонии открытия глаз мастер вырезает зрачки глаз на гранитном (или другом) изображении, ритуально открывая Божественные глаза. После этого становится возможным даршан, что буквально означает «видение» Божественного образа.
Человек идет в храм для даршана — чтобы увидеть образ и взаимно оказаться в Божественном взгляде.
Говорят, что первый момент Божественного зрения после открытия глаз мурти чрезвычайно силен. Настолько, что ни один простой смертный не может вынести воздействия взгляда Божества. Поэтому, когда глаза открываются, священник помещает зеркало перед лицом Бога, так что первый взгляд возвращается к нему самому. Даже тем, кто впервые входит в святилище для даршана божеств, предписывается сначала посмотреть на Божественный образ в зеркале, и только затем обратить свой взор прямо на лицо мурти.
Как только глаза мурти открылись, брамины приводят в святилище корову, чтобы она стала первым благоприятным получателем взгляда Божественного. Второй взгляд должен упасть на молодых девственных девушек.
Второй обряд — «установление дыхания» (прана пратиштха). Он наполняет изображение духом или дыханием Бога. Божественное присутствие вызывается в молитве на огненном алтаре, и сила Божества ритуально передается через серебряные или золотые нити, которые были натянуты от огненного алтаря к изображению. Как только дыхание и глаза Божества ритуально установлены, изображение из камня становится для поклоняющегося носителем духа и зрения Бога.
В кульминации всех этих действий вода в кумбхах (кувшинах), теперь содержащая силу пропетых над ними мантр, выливается на изображения божеств. Вместе с этой водой брамины выливают на мурти молоко, мед, йогурт, сандаловую пасту и иногда другие благоприятные субстанции. Это первый абхишекам, или «ритуальный душ», который теперь будет предлагаться божеству еженедельно или чаще (все зависит от традиции).
Конечно, в индуизме считается, что Божественное, обитает не только в каменных или металлических изображениях, но вездесуще во вселенной. Но оно милостиво снисходит на земной план, чтобы обитать в изображении, став доступным для обычных людей. Освященное изображение становится окном, открывающимся к Богу.
Фото: gangotri.ru
Где купить статуэтки индуистских и буддийских божеств в России?
Большой выбор изображений божеств можно найти в этническом магазине «Ганготри». Магазин находится в Москве, и можно прийти и выбрать статуэтки на месте, или заказать через интернет-магазин. Заказы отправляют по всей России.
Реклама ИП Бондаренко А.Ю., ИНН 502700592938, erid: 2SDnjckSAhx