Искусство спасаться от жары: индийские веера
К жаре, царящей в летние месяцы в Индии, привыкнуть трудно. Снести можно все — острую еду, обилие самых разных запахов на улицах, индийскую навязчивость торговцев и всевозможных чистильщиков ушей. Но жара изнуряет всегда, к ней не привыкнешь. Чтобы как-то облегчить тяготы такого климата, еще в древности в Индии были распространены ручные веера — панкха.
Это небольшое, но гениальное «устройство» издревле составляло компанию вельмажам и торговцам, махараджам и простолюдинам в долгие летние дни. С появлением электрических вентиляторов ручные панкхи постепенно стали экспонатами в музеях, и лишь немногие общины в Индии до сих пор изготавливают эти прекрасные изделия вручную. И еще меньше тех, кто использует их в своей жизни.
Споры о происхождении ручного веера продолжаются и поныне. Некоторые историки утверждают, что он возник в Китае, в то время как другие называют местом происхождения веера Японию. Литературные источники обоих этих регионов связывают веер с древними мифическими и историческими персонажами.
Иллюстрированные записи, показывающие некоторые из самых ранних вееров, датируются примерно 3000 годом до нашей эры, и есть доказательства того, что вавилоняне, греки, этруски и римляне использовали веера в качестве охлаждающих и церемониальных устройств. Например, два сложных веера были даже найдены в гробнице фараона Тутанхамона.
В Индии литературные упоминания о панкхах восходят к Махабхарате и Рамаяне. Великий поэт Вальмики писал о веере, который он когда-то сделал для Господа Рамы:
Веер сиял, как полумесяц в тусклую ночь, и был украшен драгоценными камнями ярких цветов. А его ручка была невероятно прочной и красивой.
Веер сквозь века
Само слово punkha или pankha происходит от корня «pankh», что означает перо птицы. Pankha используется для обозначения всех вееров, тогда как слово pankhi обозначает небольшой веер с перьями, используемый в древней Индии.
Доказательства существования и использования pankhi в Индии можно найти и в буддийской настенной живописи в Аджанте. Эти рисунки датируются II веком н. э. Здесь можно увидеть, как pankhawala обмахивает веером знатную семью.
Другие изображения punkha можно найти в вышивке, скульптурах и резьбе . На салфетке, найденной во время раскопок в Чамбе, был изображен индуистский бог Ганеша, сидящий под пальмой. Махараджа и его супруга стоят на коленях возле дерева и используют веер-флажок, чтобы обмахивать божество.
Вообще, в древние времена панкхи действительно использовались в храмах для обмахивания божеств. Их также использовали при королевских дворах для обмахивания королей. Панкхи различались по размеру от крошечных до огромных, для перемещения которых требовался специальный слуга. Правившие в Индии в средние века Моголы, по сути, нанимали помощников, известных как панкха валла, которые стояли позади них и управляли ручными опахалами. С тех пор панкха приобрела почетное положение королевского атрибута.
Когда в Индии пришли британцы, Ост-Индская компания установила торговые пути из Индии в остальную Европу, и панкхи стали одним из самых значимых распространенных культурных предметов, вывозимых из Индии. Они были экзотическим и стильным символом богатства и роскоши.
И хотя в его использовании по всей Индии было много общего, в разных деревнях и городах развивались разновидности традиционных панкх. Каждое место изготовляло панкхи из своих особых материалов и с разными традиционными для этих мест узорами.
В разных регионах делали панкхи из бамбука, тростника, пальмовых листьев, шелка, латуни, кожи и серебра с декоративными бусинами и камнями.
Конечно, в наше время спрос на ручные вентиляторы снизился. Их заменили электрические вентиляторы и кондиционеры, и теперь их используют в основном в качестве декора.
Панкхи стали традиционными предметами ремесла в некоторых частях сельской Индии. Причем в каждом регионе есть свои особенности.
Раджастан
Например, аппликационный ручной веер Раджастхана — это старинный панкха, сделанный из кусков ткани разных форм и узоров, пришитых к другой ткани с использованием декоративной вышивки. Очень похож на этот тип панкхи потолочный вентилятор из того же региона. Обычно он использовался в королевских домах средневековой Индии и работал при помощи слуги-панкхавалы, который тянул устройство за веревки, чтобы оно двигалось.
А, например, ручной веер Зардози из Раджастхана отличается богатством и роскошью, потому что делался с использованием сверкающей золотой нити. В Раджастхане также популярны храмовые ручные веера. Они сделаны путем гравировки латуни и имеют длинную ручку. Раскрашенный веер, картонная панкха с различными изображениями, обычно предлагается богам, особенно Кришне.
Гуджарат
В соседнем штате Гуджарат есть свой подход к панкха. Здесь делают так называемые «зеркальные веера»— это элегантные вещицы из чистого хлопка, украшенные зеркальными кусочками. А веер Beads покрыты разноцветными бусинами и имеет серебряную ручку.
Гуджарат — центр бисерного ремесла в Индии, и эти изящные украшения обычно используются в качестве настенных украшений.
Город Кач в Гуджарате известен своими сшитыми вручную кожаными веерами, украшенными нитками и шерстью по швам. Раньше надомные работницы неустанно трудились в домах вельмож над панкха, чтобы изготовить вышитые веера с традиционной зеркальной работой и вышивкой крестиком разных форм и размеров.
Бенгалия
Западная Бенгалия известна своими веерами Sola Pith и Palm Leaf. Ремесленники в Бенгалии изготавливают изящные панкхи из особой молочно-белой губчатой древесины дерева Sola, которая также широко используется для поклонения Деви.
Веера Palm Leaf (пальмовые листья) местные называют Tal Patar Pankha. Их легко носить с собой, и в каждом бенгальском доме есть такие изделия как предмет интерьера.
В других штатах Индии тоже есть свои вариации вееров. Веер Пхадх из Уттар-Прадеша украшен чистым золотом, серебряными зари, шелком и атласными оборками, в Одише -это большие круглые веера из пальмовых листьев, а в музее Дели можно увидеть веер полностью из перьев павлина
Многие племена в Индии переняли это ремесло, чтобы сделать свои собственные версии ручного веера. Для этого используют траву и металл, которые вставляются в веера с помощью бамбуковых палочек. Используются тростник и пальмовые листья, в ход идут шелк и латунь, а павлиньи перья берут для эстетического украшения.
Племена часто используют своим народные геометрические узоры для оформления панкх:
Некоторые панкхи имеют две ручки и могут вращаться на 360 градусов, обеспечивая подачу воздуха во всех направлениях. У других вееров ручка одна, они вращаются, направляя воздух лишь в одно определенное место.
В Индии даже выпущена серия почтовых марок, посвященная панкхам.
Искууство панкха, к сожалению, постепенно угасает. Но остаются энтузиасты, которые продолжают сохраняют эту красивую традицию.
«В панкхе есть поэзия и романтика. Электрический вентилятор движется монотонно, но ручной веер можно использовать по-разному. Это инструмент для уговаривания, соблазнения, заботы и любви», — гласит подпись к ветрине с веерами в одном из магазинов Дели.
И в этих словах действительно что-то есть…
Амалия Тимофеева