Духовный путь

Поощряет ли индуизм попрошайничество?

В буддизме и индуизме аскеты традиционно просят подаяние. Фото: outoftown.ru
В буддизме и индуизме аскеты традиционно просят подаяние. Фото: outoftown.ru

В современном мире попрошайничество законодательно запрещено во многих странах мира. Нищих обычно считают неприятностью, а иногда даже угрозой. Во многих странах Африки, в латиноамериканских фавелах нищие сколачивают уличные банды, грабят прохожих и нагоняют ужас на туристов.

В Индии же попрошайничество (бхикша) с древних времен было давней религиозной и духовной традицией. Во времена Будды монахов называли бхикшу (бхикку). Странствующие монахи буквально усеивали Индийский субконтинент с самого начала индийской цивилизации в поисках пищи на день (бхикшатана) и освобождения (мокша) на всю жизнь.

Таким образом, в духовной традиции Индии бхикша (поиск пищи) был неотъемлемой частью поиска мокши (освобождения).

В мирской жизни попрошайничество — это последнее средство выживания, когда у людей не остается другого выбора.

Иногда это становится путем наименьшего сопротивления для тех, кто хочет уйти от тягот жизни. В первой главе «Бхагавадгиты» Арджуна утверждает, что лучше искать милостыню и жить как нищий, чем убивать своих друзей и родственников.

Нищие аскеты и просители подаяния в Индии всегда находились как бы на задворках общества, но в прошлом они служили важной цели, напоминая людям об их религиозных и духовных обязанностях и помогая им в ответ благословениями и исцелением.

В Индии нищие аскеты всегда служили важной цели, напоминая людям об их религиозных и духовных обязанностях quora.com
В Индии нищие аскеты всегда служили важной цели, напоминая людям об их религиозных и духовных обязанностях quora.com

Согласно индуистской дхарме варнашрама или миряне обязаны не отказывать никому, кто обращается к ним за едой или водой, и отдавать все, что у них есть, даже если это означает, что им придется самим остаться голодными.

Из Упанишад мы узнаем, что если брахман или кто-либо другой обращается к какому-либо человеку за едой, ему нельзя отказывать. Согласно «Чандогья-упанишаде» (1.10), когда Усита Чакраяна, ученый-брахман, попросил деревенского домовладельца дать ему бобы, которые он ел, хозяин дал их, хотя это были остатки еды, потому что на этом настаивал брахман.

Упанишады говорят, что если брахман или кто-либо другой обращается к какому-либо человеку за едой, ему нельзя отказывать. Фото: indiatimes.com
Упанишады говорят, что если брахман или кто-либо другой обращается к какому-либо человеку за едой, ему нельзя отказывать. Фото: indiatimes.com

Индуистская этика не отговаривает людей помогать нищим, потому что это удобный способ заниматься благотворительностью, которой людям советовал заниматься Брахма, зная их слабости.

Однако в индуизме разрешено просить только еду и воду, поскольку это жизненно важно для выживания.

Попрошайничество денег и других мирских вещей рассматривается неблагоприятно с этической точки зрения, поскольку может способствовать праздности. Человек может просить денег, и кто-то может их давать, но это не обязательно, как в случае с едой и водой. Помощь бедным и нуждающимся также является частью долга правителя. Однако практика бхикши в основном направлена ​​на еду и воду.

С духовной точки зрения бхикшак (нищий) — это воплощенная душа и жертва собственной кармы. Возможно, он решил стать нищим, но он является частью порядка и закономерности мира и подчиняется воле Бога. Через свою зависимость и беспомощность он служит другим, предоставляя им многочисленные возможности помочь ему и заработать взамен хорошую карму.

Индуизм полагает, что мир не сможет существовать дальше, если люди не будут помогать друг другу, когда это необходимо.

С духовной точки зрения бхикшак (нищий) — это воплощенная душа и жертва собственной кармы. Фото: Shutterstock
С духовной точки зрения бхикшак (нищий) — это воплощенная душа и жертва собственной кармы. Фото: Shutterstock

Люди, которым разрешено просить милостыню в индуизме

В индуистской духовной практике попрошайничество — это предписанный метод аскезы и средство развития отстраненности и духовной чистоты. Это приемлемый кодекс поведения для следующих групп людей:

  1. Люди, которые являются инвалидами и не имеют другой поддержки.
  2. Нищие и аскеты, принявшие обет отречения и отказавшиеся от приготовления пищи.
  3. Студенты, принявшие обет безбрачия во время изучения Вед и других писаний под руководством традиционного гуру.
  4. Люди, совершившие тяжкие грехи и желающие искупить себя через покаяние и искупление.
  5. Любой, чье выживание находится под угрозой из-за голода или эпидемии.

В индуизме мирским людям предписано не отказываться от своих обязанностей и ответственности и не убегать от жизни. Следовательно, домохозяевам строго запрещено попрошайничество, пока они не вступят в последнюю фазу жизни или санньясу. 

О том, что это такое читайте здесь: Отрекаются любя: что такое санньяса

Как домохозяева (грихасты), они обязаны совершать ежедневные жертвоприношения и давать еду, воду и, если необходимо, кров тем, кто нуждается этом. Нет никаких обязательств помогать им деньгами. Приготовление пищи исключительно для себя и не предоставление ее другим, когда это необходимо, считается греховным.

В Бхагавад-гите говорится, что те, кто готовит еду лишь себе, не делясь ею, воистину едят грех.

Почему индуизм поощряет людей заниматься благотворительностью

Подача милостыни нуждающимся людям поощряется и считается добродетелью в индуистской этике по следующим причинам.

  1. Это помогает в сохранении жизни, продолжении дхармы, а также порядке и балансе мира.
  2. Это дает вам возможность служить Богу, который присутствует во всем. Когда вы предлагаете еду и воду другим, вы предлагаете пищу Богу потому, что Он присутствует во всем.
  3. Помогая другим, у людей есть возможность преодолеть эгоизм, жадность, привязанность к пище и другим мирским вещам.
  4. Это хорошо для освобождения, поскольку помощь другим без ожиданий – это хорошая карма и часть дхармы (долга) любого человека.
  5. Подача другим еды и воды — это жертва, потому что вы предлагаете еду и воду не человеку, а богам в теле. Тело состоит из нескольких органов и таттв, которые являются божествами в микрокосме. Когда вы питаете других своим подношением, вы действительно совершаете жертвоприношение богам, в котором пища и вода является подношением.
  6. Это дает людям возможность отказаться от всякого планирования, действий, основанных на желаниях, и жить спонтанно, без ожиданий и с доверием к Богу.

Когда попрошайничество оправдано

Недавно Высокий суд Дели постановил, что получение милостыни не является преступлением. Фото: counterview.net
Недавно Высокий суд Дели постановил, что получение милостыни не является преступлением. Фото: counterview.net

В Индии существовала давняя традиция брахманов, провидцев, святых, аскетов и даже царей, ищущих милостыню на улицах у незнакомцев либо для того, чтобы выполнить свои обеты, либо для того, чтобы смыть свои грехи.

Существуют многочисленные истории и легенды, которые говорят о том, что боги часто спускаются на землю в образе нищих, чтобы испытать своих приверженцев. Один из аспектов Шивы как странствующего аскета известен как Бхикшатанамурти.

Попрошайничество, таким образом, не является презренным поступком, но имеет в себе определенное достоинство и благородство.

Просить милостыню от других принято в индуизме по следующим причинам.

  1. Попрошайничество — единственный способ для отрекшихся сохранить свое тело живым и продолжить свое духовное путешествие.
  2. Человек, который просит милостыню у других, на самом деле дает им возможность практиковать добродетель милосердия и зарабатывать хорошие заслуги. Так что есть заслуги у обеих сторон обмена.
  3. Для студента или отрекшегося от мира попрошайничество является лучшим средством преодоления эго, гордости, тщеславия и привязанности к статусу, имени и форме, а также развития таких добродетелей, как смирение, отстраненность, бесстрастие, выносливость и терпимость.
  4. Когда человек ходит в поисках милостыни, у него развивается отвращение к мирской жизни. Когда он видит невзгоды и страдания, присущие существованию, и когда он наблюдает мир и людей в их истинном свете, ему становится легче уйти из мира страданий и стремиться к своему освобождению.
Индийские садху просят подаяние. Фото:  iStock

Индийские садху просят подаяние. Фото: iStock

Подведем итог. В индуизме попрошайничество разрешено только в отношении еды и воды, а также как часть религиозной или духовной практики или в тех случаях, когда человек не в состоянии прокормить себя.

Священные писания не поощряют попрошайничество как профессию или как способ уйти от своих обязанностей и бремени жизни. При правильных условиях это форма жертвоприношения и средство преодоления мирских привязанностей.

Амалия Тимофеева

Читайте также: Мумбайский нищий: сколько денег у самого богатого в мире попрошайки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»