Поощряет ли индуизм попрошайничество?
В современном мире попрошайничество законодательно запрещено во многих странах мира. Нищих обычно считают неприятностью, а иногда даже угрозой. Во многих странах Африки, в латиноамериканских фавелах нищие сколачивают уличные банды, грабят прохожих и нагоняют ужас на туристов.
В Индии же попрошайничество (бхикша) с древних времен было давней религиозной и духовной традицией. Во времена Будды монахов называли бхикшу (бхикку). Странствующие монахи буквально усеивали Индийский субконтинент с самого начала индийской цивилизации в поисках пищи на день (бхикшатана) и освобождения (мокша) на всю жизнь.
Таким образом, в духовной традиции Индии бхикша (поиск пищи) был неотъемлемой частью поиска мокши (освобождения).
В мирской жизни попрошайничество — это последнее средство выживания, когда у людей не остается другого выбора.
Иногда это становится путем наименьшего сопротивления для тех, кто хочет уйти от тягот жизни. В первой главе «Бхагавадгиты» Арджуна утверждает, что лучше искать милостыню и жить как нищий, чем убивать своих друзей и родственников.
Нищие аскеты и просители подаяния в Индии всегда находились как бы на задворках общества, но в прошлом они служили важной цели, напоминая людям об их религиозных и духовных обязанностях и помогая им в ответ благословениями и исцелением.
Согласно индуистской дхарме варнашрама или миряне обязаны не отказывать никому, кто обращается к ним за едой или водой, и отдавать все, что у них есть, даже если это означает, что им придется самим остаться голодными.
Из Упанишад мы узнаем, что если брахман или кто-либо другой обращается к какому-либо человеку за едой, ему нельзя отказывать. Согласно «Чандогья-упанишаде» (1.10), когда Усита Чакраяна, ученый-брахман, попросил деревенского домовладельца дать ему бобы, которые он ел, хозяин дал их, хотя это были остатки еды, потому что на этом настаивал брахман.
Индуистская этика не отговаривает людей помогать нищим, потому что это удобный способ заниматься благотворительностью, которой людям советовал заниматься Брахма, зная их слабости.
Однако в индуизме разрешено просить только еду и воду, поскольку это жизненно важно для выживания.
Попрошайничество денег и других мирских вещей рассматривается неблагоприятно с этической точки зрения, поскольку может способствовать праздности. Человек может просить денег, и кто-то может их давать, но это не обязательно, как в случае с едой и водой. Помощь бедным и нуждающимся также является частью долга правителя. Однако практика бхикши в основном направлена на еду и воду.
С духовной точки зрения бхикшак (нищий) — это воплощенная душа и жертва собственной кармы. Возможно, он решил стать нищим, но он является частью порядка и закономерности мира и подчиняется воле Бога. Через свою зависимость и беспомощность он служит другим, предоставляя им многочисленные возможности помочь ему и заработать взамен хорошую карму.
Индуизм полагает, что мир не сможет существовать дальше, если люди не будут помогать друг другу, когда это необходимо.
Люди, которым разрешено просить милостыню в индуизме
В индуистской духовной практике попрошайничество — это предписанный метод аскезы и средство развития отстраненности и духовной чистоты. Это приемлемый кодекс поведения для следующих групп людей:
- Люди, которые являются инвалидами и не имеют другой поддержки.
- Нищие и аскеты, принявшие обет отречения и отказавшиеся от приготовления пищи.
- Студенты, принявшие обет безбрачия во время изучения Вед и других писаний под руководством традиционного гуру.
- Люди, совершившие тяжкие грехи и желающие искупить себя через покаяние и искупление.
- Любой, чье выживание находится под угрозой из-за голода или эпидемии.
В индуизме мирским людям предписано не отказываться от своих обязанностей и ответственности и не убегать от жизни. Следовательно, домохозяевам строго запрещено попрошайничество, пока они не вступят в последнюю фазу жизни или санньясу.
О том, что это такое читайте здесь: Отрекаются любя: что такое санньяса
Как домохозяева (грихасты), они обязаны совершать ежедневные жертвоприношения и давать еду, воду и, если необходимо, кров тем, кто нуждается этом. Нет никаких обязательств помогать им деньгами. Приготовление пищи исключительно для себя и не предоставление ее другим, когда это необходимо, считается греховным.
В Бхагавад-гите говорится, что те, кто готовит еду лишь себе, не делясь ею, воистину едят грех.
Почему индуизм поощряет людей заниматься благотворительностью
Подача милостыни нуждающимся людям поощряется и считается добродетелью в индуистской этике по следующим причинам.
- Это помогает в сохранении жизни, продолжении дхармы, а также порядке и балансе мира.
- Это дает вам возможность служить Богу, который присутствует во всем. Когда вы предлагаете еду и воду другим, вы предлагаете пищу Богу потому, что Он присутствует во всем.
- Помогая другим, у людей есть возможность преодолеть эгоизм, жадность, привязанность к пище и другим мирским вещам.
- Это хорошо для освобождения, поскольку помощь другим без ожиданий – это хорошая карма и часть дхармы (долга) любого человека.
- Подача другим еды и воды — это жертва, потому что вы предлагаете еду и воду не человеку, а богам в теле. Тело состоит из нескольких органов и таттв, которые являются божествами в микрокосме. Когда вы питаете других своим подношением, вы действительно совершаете жертвоприношение богам, в котором пища и вода является подношением.
- Это дает людям возможность отказаться от всякого планирования, действий, основанных на желаниях, и жить спонтанно, без ожиданий и с доверием к Богу.
Когда попрошайничество оправдано
В Индии существовала давняя традиция брахманов, провидцев, святых, аскетов и даже царей, ищущих милостыню на улицах у незнакомцев либо для того, чтобы выполнить свои обеты, либо для того, чтобы смыть свои грехи.
Существуют многочисленные истории и легенды, которые говорят о том, что боги часто спускаются на землю в образе нищих, чтобы испытать своих приверженцев. Один из аспектов Шивы как странствующего аскета известен как Бхикшатанамурти.
Попрошайничество, таким образом, не является презренным поступком, но имеет в себе определенное достоинство и благородство.
Просить милостыню от других принято в индуизме по следующим причинам.
- Попрошайничество — единственный способ для отрекшихся сохранить свое тело живым и продолжить свое духовное путешествие.
- Человек, который просит милостыню у других, на самом деле дает им возможность практиковать добродетель милосердия и зарабатывать хорошие заслуги. Так что есть заслуги у обеих сторон обмена.
- Для студента или отрекшегося от мира попрошайничество является лучшим средством преодоления эго, гордости, тщеславия и привязанности к статусу, имени и форме, а также развития таких добродетелей, как смирение, отстраненность, бесстрастие, выносливость и терпимость.
- Когда человек ходит в поисках милостыни, у него развивается отвращение к мирской жизни. Когда он видит невзгоды и страдания, присущие существованию, и когда он наблюдает мир и людей в их истинном свете, ему становится легче уйти из мира страданий и стремиться к своему освобождению.
Индийские садху просят подаяние. Фото: iStock
Подведем итог. В индуизме попрошайничество разрешено только в отношении еды и воды, а также как часть религиозной или духовной практики или в тех случаях, когда человек не в состоянии прокормить себя.
Священные писания не поощряют попрошайничество как профессию или как способ уйти от своих обязанностей и бремени жизни. При правильных условиях это форма жертвоприношения и средство преодоления мирских привязанностей.
Амалия Тимофеева
Читайте также: Мумбайский нищий: сколько денег у самого богатого в мире попрошайки?