Шива и богатство – несовместимы?
Шива традиционно ассоциируется с аскетизмом и отрешением от мирских благ, ведь Он сам – первый Йогин и отшельник. Обычно люди, поклоняющиеся Шиве понимают, что делают выбор в пользу отказа от удовольствий, роскоши и комфорта материального мира, т.к. ступили на путь освобождения (мокши).
Всем известен образ нищего аскета-шиваита, почти (а иногда и совсем) обнаженного, предающего свою плоть различным суровым испытаниям, питающегося на подаяние и ведущего отстранённый от общества образ жизни.
Тем удивительнее будет узнать, что есть в Индии одна удивительная община «богатых шиваитов». Это торгово-финансовая каста Четтираов, которая считается самой влиятельной в южно-индийском штате Тамил Наду.
Кто такие четтиары?
Среди четти особенно много торговцев, банкиров и ростовщиков, а также землевладельцев. Само слово четти по одной из версий происходит от санскритского шрештхи, что переводится как «богатство».
Первые упоминания о четтиарах датируются ок. 3000 г. до нашей эры. А в 789 г. до н.э., когда один из правителей-буддистов заставил четти финансировать буддийские религиозные центры, четтиары, будучи шиваитами, отказались сделать это, и, отстояв свою веру, сделали свой город Чидамбарам самым богатым и успешным городом Царства Чола.
С конца 18-го века, четти, уроженцы Южной Индии, начали покидать родину и переезжали в британские колонии для ведения бизнеса. В каждом значимом британском порту они открывали обменные пункты и занимались ростовщичеством. Некоторые из их заведений со временем превращались в семейные банковские учреждения и коммерческие фирмы.
Обширные сообщества четти возникли в таких местах, как Коломбо, Джафна, Рангун, Джорджтаун, Куала-Лумпур и Сингапур. В Бирме они контролировали предприятия по добыче полезных ископаемых и получили исключительные права на треть рисовых плантаций. В Малайзии у них были каучуковые плантации и шахты по добыче олова. На Цейлоне — чайные плантации. Четти также имели деловые интересы на Яве, Суматре и в Сайгоне.
Обогатившись на торговле рисом, солью, специями, чаем и заёмными операциями, четти начали инвестировать свои капиталы в промышленное производство и развитие плантаций.
В наши дни четтиары по-прежнему занимают позиции одного из наиболее состоятельных и влиятельных обществ Южной Индии. Четтиарские общины спонсируют множество шиваитских храмов в Южной Индии, Сингапуре, Мьянме и других странах Юго-Восточной Азии.
Особая форма Шивы, приносящая богатство
Но как связано богатство четтиаров и поклонение Шиве? Здесь есть один интересный момент. Далеко не все знают, что существует особая форма Шивы, в которой он считается приносящим богатство.
Имя Шивы в этой форме — Айшвария Ишваран или же Сварна Акаршана Бхайрава, здесь Он — источник всего Божественного богатства.
Считается, что Шива как Сварна Акаршана Бхайрава устраняет все виды страданий и благословляет своих преданных вечным счастьем и процветанием. «Сварна» означает золото. «Акаршана» означает привлечение. Поэтому многие верят, что Сварнакаршана Бхайрава дарует богатство и исполняет желания, связанные с богатством.
Но в первую очередь Он дарует это богатство Кубере и Лакшми, как мы видим на этом изображении:
История этой формы Шивы рассказывается в Шива-Пуране, а в Рудраямала-тантре Шива сам рассказывает об этом своему преданному Нанди Джи.
Однажды, после после 100 божественных лет войны между богами и демонами казначей богов Кубера столкнулся с истощением своей казны, а богиня процветания и богатства Лакшми тоже потеряла все свое сияние.
Вместе они отправились к Господу Шиве и вместе с другими богами молили о восстановлении сокровищ Ма Лакшми и Якшараджа Куберы. Тогда Господь Шива поведал им о Сварнакаршане Бхайраве, который является воплощением Сокровища Манидвипы — небесной обители Махадеви (верховной богини, согласно традиции шактизма в индуизме).
Ма Лакшми и Кубера совершили множество покаяний и преданно поклонялись Сварнакаршане Бхайраве в особом месте — Бадринатх-дхаме. Наконец, довольный их аскезами, появился Сварнакаршана Бхайрава и осыпал их золотом из своих четырех рук, что вернуло процветание и богатство не только Лакшми и Кубере, но и всем богам.
Иконография
Сварна Акаршана Бхайрав, изображается с золотистой кожей и четырьмя руками, в своих верхних ладонях он держит калаш (сосуд) и барабанчик дамару. На некоторых изображениях в его руках можно заметить оленя и уникальное оружие.
Кувшин обычно украшен кокосом и священными листьями манго. Одной из нижних рук он любовно обнимает свою спутницу Бхайрави, тогда как другая рука либо исполняет Абхая мудру – жест благословения и защиты или дрежит трезубец.
В отличие от других представлений Бхайравы, эта форма не изображается с гирляндой черепов или с черной собакой – его традиционным ездовым животным (ваханой). Также, эта форма божества изображена с множеством золотых украшений и прочих драгоценных атрибутов. Его наряд также исполнен в золотистых тонах.
Кому следует поклоняться этой форме Шивы?
- В астрологии Господь Бхайрава — это управитель Раху Грахи. Поэтому, если у вас сложное положение Раху в натальной карте, можно поклоняться Бхайраве.
- Как считается, поклонение Сварнакаршане Бхайраве помогает погасить долги и кредиты.
- Ему могут поклоняться те, у кого негативное расположение вредных планет в гороскопе, и даже после выполнения множества других ритуалов и пудж они не получили улучшений в жизни.
- Ему поклоняются для успеха в бизнесе и профессии, повышения уровня благосостояния.
- Тем, чье денежное состояние постоянно ухудшается, но они не находят выхода из финансовых трудностей. Поклонение этой форме останавливает утечку богатства.
- Те, кому важно приобрести хороших друзей тоже могут поклоняться этой форме Шивы.
Следует иметь ввиду, что любым формам Бхайравы слеудет поклоняться с большой осторожностью. Лучше делать это, если у вас есть посвящение от учителя.
Янтра
Янтра Сварна Акаршана Бхайрава считается очень мощной, ее можно разместить в дома, в офисе, на домашнем алтаре или в комнате для пуджи и поклоняться ей ежедневно.
Мантра
Ом Шри Сварна Акаршана Бхайравая Намаха
Подношения Сварна Акаршане Бхайраве
Панакам — напиток на основе неочищенного пальмового сахара и сладости, приготовленные из тыквы.
Также предлагаются кокосы и блюда, приготовленные из черной чечевицы.
Для поклонения походят цветы красного или желтого цвета.
Храмы Бхайравы
В Тамил-Наду есть священное место, связанное с Шивой и его формами Бхайравы. Это гора Аруначала. У основания горы, которую почитают как проявление самого Шивы, находится большой храм Аннамалаияра (или Аруначалешварара).
Одна из самых посещаемых и почитаемых святынь Большого храма — это святилище Калы Бхайравара, которому поклоняются как Хранителю храма. Здесь поклоняются и форме Сварна Акаршане Бхайрава.