Сколько на самом деле органов чувств у человека и зачем они нужны?
На санскрите чувства известны как Индрии. Это санскритский термин, обозначающий физическую силу или способности в целом и чувства в частности. Этот термин буквально означает «принадлежащий Индре», главному божеству в Ригведе и господину небес.
В индуизме эти «агенты Индры» представляют принцип удовольствия и считаются божествами в микрокосме тела. Традиция признает 15 чувств, а именно пять органов действия (кармендрии), пять органов восприятия (джнанендрии) и пять тонких чувств (танматры). Разум — это Индра, их правитель.
Количество чувств
Кармендрии — это анус (пайу), половые органы (упаста), ноги (пада), руки (пани) и речь (вак). Они отвечают за функции и движения организма. Джнанендрии — это глаза (чакшу), уши (шротра), нос (гхрана), язык (расана) и кожа (твача). Во многих источниках называются именно десять органов чувств.
Также существует ум, или Манас, который также сравнивается с чувством в Бхагавадгите, «манахсастхани индрийани». Это повелитель чувств, потому что чувства действуют в соответствии с его указаниями и намерениями. В символических терминах он уподобляется Индре, правителю небес, тогда как боги уподобляются пяти чувствам.
Помимо вышесказанного, некоторые описания включают тонкие чувства (танматры), которые представляют собой ощущения или впечатления, создаваемые органами восприятия, с помощью которых мы воспринимаем объективный мир и понимаем его. Это:
- форма (рупа),
- звук (шабда),
- запах (гандха),
- вкус (раса),
- прикосновение (спарша).
Важность чувств
Чувства расширяют тело за пределы его обычной досягаемости.
Чувства — наши главные учителя. Без них мы не сможем ничего узнать о мире или научиться с ним взаимодействовать. В индуистских священных писаниях говорится, что когда есть свет, глаза действуют как наши проводники. Когда темно, нашей опорой становятся уши. Когда оба эти чувства отсутствуют, нам на помощь приходят другие чувства. Если отсутствует всё, что имеет место в состоянии соединения с высшим Я, Самость становится единственным проводником и опорой. Чувства также играют важную роль в выполнении наших обязанностей и, таким образом, в поддержании Дхармы.
Одним из наиболее значительных достижений в эволюции жизни на Земле было проявление чувств, особенно глаз.
Упанишады объясняют, как формы жизни развивались на Земле посредством развития чувств. Самые ранние формы жизни, такие как микроорганизмы, не имели чувств. Затем появились формы жизни, у которых было только одно чувство — осязание. За ними следовали сущности, у которых было два чувства, три чувства, четыре чувства и пять чувств. Затем появился разум, шестое чувство, которое достигло своей кульминации у человека. Люди также развили интеллект (буддхи), который дает им исключительную способность превосходить чувства и развивать экстрасенсорное восприятие или делать интуитивные выводы.
Связь между дыханием и органами чувств
Некоторые более ранние Упанишады описывают чувства также как дыхание или аспекты дыхания (прана). Они отличаются от пяти дыханий, которые в них упоминаются, а именно от Праны, Вьяны, Саманы, Уданы и Апаны, названных в соответствии с направлением, в котором они текут в теле. Однако к ним приравниваются чувства, ведь Дыхание считается господином всех органов тела.
В Упанишадах также есть две аллегории на этот счет.
Дыхание — господин чувств, потому что оно невосприимчиво к желаниям. Органы уязвимы для злых желаний, а дыхание непроизвольно и неподвластно им.
Следовательно, дыхание есть очиститель, подобный огню, и, подобно огню небесному, оно принимает пищу, предлагаемую телу, и распределяет ее между органами согласно справедливой для них доле. Тело живо, а органы активны, пока в них циркулирует дыхание. Следовательно, оно также является их опорой. Когда человек умирает, дыхание вместе с божествами, присутствующими в органах, покидает тело и перемещается в срединную область, откуда возвращается в свои соответствующие сферы.
Чувства как таттвы Природы и агенты Смерти
Чувства также составляют 15 из 23 конечных и зависимых реальностей (таттв) Природы. Их выживание в поле Природы, которым является тело в микрокосме и само творение в макрокосме, зависит от Самости или Бога. Они подвержены трём гунам, а именно саттве, раджасу и тамасу, а также другим примесям природы, таким как майя, эгоизм и заблуждение.
Из-за своей внутренней природы чувства действуют как агенты Майи и подчиняют существа двойственности жизни посредством влечения и отвращения к объектам чувств. Следовательно, они считаются главными агентами Майи, подчиняющими существа циклу рождений и смертей.
Чувства также являются агентами Смерти (Калы), которая описана в Упанишадах как правитель мира и высший аспект Проявленного Брахмана. Весь мир — его пища, которой он наслаждается посредством чувств. Они также удерживают существ прикованными к смертности, вызывая у них стремление к объектам чувств.
Чувства как причина заблуждений и привязанностей
Чувства ответственны за наше цепляние и жажду ощущений и тем самым удерживают нас привязанными к миру смертных. Поскольку они подвержены гунам, они несовершенны и не очень надежны для распознания истин мира или истинной природы нашего существования. Именно они несут главную ответственность за наши страдания, иллюзии и ошибочное убеждение, что мы всего лишь физические существа, подверженные смерти, которая является концом всего.
Согласно Бхагавад-гите, чувства также ответственны за нашу умственную нестабильность и отсутствие проницательности. Постоянно обитая среди объектов чувств, они затуманивают наше сознание, создавая иллюзорное представление о том, что мир состоит из отдельных сущностей и реальностей, и что мы несем ответственность за свои действия и судьбу, благодаря чему мы воспринимаем разнообразие нашего существования, но не его основу. единство.
Постоянно взаимодействуя с объектами чувств, они вызывают в нас влечение и отвращение к ним, что, в свою очередь, приводит к желаниям и привязанностям. Из-за привязанности в нашем сознании возникают противоречивые эмоции, такие как гнев, страх, тревога, жадность, зависть и гордость, что приводит к рабству и страданию. Когда мы переживаем их, мы страдаем от нестабильности, страданий и заблуждений
Ограниченность наших чувств
Не нужно много доказательств, чтобы понять ограниченность наших чувств и насколько они надежны или ненадежны в познании истины нашего существования. Чувства надежны до определенного момента. Они показывают нам видимую или поверхностную реальность, но не то, что скрыто в них или их тонких аспектах.
Даже с научной точки зрения мы знаем, что мир не такой, каким кажется. Видимая вселенная — это лишь часть того, что действительно существует за пределами наших чувств.
Было время, когда люди верили, что Земля плоская, а наш мир — центр Вселенной. Люди верили, что звезды подобны светящимся огням на небе, а солнце и луна — светильникам. Тех, кто не соглашался с такими ошибочными убеждениями, высмеивали, сжигали на кострах, преследовали или заключали в тюрьму.
Сегодня мы уже иначе знаем реальность и то, где мы находимся во Вселенной. Помимо ошибок восприятия, мы также подвержены когнитивным искажениям и самоиндуцированным иллюзиям и видим то, что хотим видеть. При этом мы упускаем очень много информации из поля нашего восприятия.
О деятельности чувств
Индуистские тексты, такие как Бхагавадгита осознает проблемы, возникающие из-за ограничений наших органов чувств, и роль, которую они играют в создании страданий, ошибочных отождествлений и зависимости от цикла рождений и смертей. Чувства могут получать правильную информацию о материальной вселенной, но, поскольку ум и разум подвержены заблуждениям, невежеству, желаниям, привязанностям и многочисленным фильтрам, вызванным гунами, они не могут правильно обрабатывать информацию или различать истины.
Во второй главе Бхагавадгиты Кришна объясняет, как страдания возникают в результате деятельности чувств. Постоянно думая об объектах чувств, смертное существо привязывается к ним. Далее у него развиваются различные желания. Когда этим желаниям мешают, человек испытывает гнев и разочарование. От гнева возникает заблуждение, а от заблуждения — спутанность памяти.
Путаница памяти приводит к потере интеллекта (буддхи) или способности различать истины. Когда разум потерян, дыхание жизни также теряется, потому что человек продолжает совершать ошибки и остается привязанным к Карме и циклу рождений и смертей.
Контроль ума и чувств или Самьяма
Говорится, что йогину следует твердо утвердить свой разум, контролируя свои чувства со всех сторон. Ему следует отстранить свои чувства от объектов чувств, как черепаха отдергивает свои конечности, посредством чего йог обретает власть над своими чувствами.
Освободившись от страсти и бесстрастия, держа под твердым контролем чувства, действующие на объекты чувств, и следуя велениям внутренней души, он обретает любовь Бога.
Таким образом, правильное понимание истинной природы чувств и их деятельности является первым шагом на пути к самодисциплине и самореализации.
Роль чувств в практике Дхармы
Чувства — это аспекты Природы и инструменты Бога, которые играют свою послушную роль в творении как божества или аспекты Бога.
В теле, которое является микрокосмом, они выполняют сходные функции. Их основная цель — обеспечить порядок и регулярность мира, а также помочь людям выполнять свои обязательные обязанности и поддерживать Дхарму.
В теле пробужденного человека, чистого с преобладанием саттвы и совершающего бескорыстные действия (кармайога), они становятся инструментами истины.
Таким образом, по своей природе чувства не являются чем-то негативным. Но они становятся злом у человека, у которого преобладают раджас и тамас.
Практикуя аскезу, самоконтроль и самоочищение, йогин может развивать непривязанность, бесстрастие, отречение и невозмутимость. Внимательно наблюдая за тем, как действуют и реагируют ум и чувства, как возникают желания и вызывают нарушения или изменения, он может получить контроль над своими привычными и эмоциональными реакциями и естественными побуждениями. Благодаря наблюдательности и проницательности он может стать другом своего «Я», а не своим врагом, практиковать самодисциплину, понимать влияние гун и овладевать своим умом и телом, чтобы ощущать одинаковость всего и единство с Брахманом.
Джаярам В.
Читайте также: