Духовный путь

Что такое САТ в индуизме?

Аум Тат Сат!

Наверное, многие слышали такие словосочетания как Сат Чит Ананда или Ом Тат Сат. Но задумывались ли вы, что такое Сат (सत्)?

Cат - все лучшее, что проявляется в творении. Изображение:  Шедеврум
Cат — все лучшее, что проявляется в творении. Изображение: Шедеврум

Слово Сат имеет несколько смыслов, но все они происходят от основного значения: всепроникающая, абсолютная, универсальная, неразрушимая, неопределимая, вечная реальность или истина. Сат нетворим, неделим и неразличим.

Это сущностная природа универсальной, высшей реальности, предельного и высшего состояния, которое описывается в Ведах как Брахман. Брахман не является божеством или существом в обычном смысле этого слова. Он — высшее состояние, конечная цель (Парандхама) всех искателей истины, которая в Ведах называется То (тат) в отличие от этого (иха), мира или творения.

Стихи 26 и 27 главы 17 Бхагавадгиты описывают Сат такими словами: «Слово Сат используется для обозначения состояния реальности, состояния праведности. Добродетель в жертвовании, аскезе и милосердии также называется Сат, и даже работа, совершаемая ради них, описывается как Сат». Противоположностью Сат является Асат, нереальное, ложное, небытие, которое используется для обозначения творения, возникающего из Сат как проекции или наложения. Если небо — Сат, то облака и все небесные объекты на нём — Асат.

Другие значения Сат:

«То, что существует, благородное, достойное, благоприятное, благочестие, святость, превосходное, чистое, совершенное, прочное, самосуществующее, независимое, добродетельное, хорошее и так далее».

Как мы видим, все это считается качествами или атрибутами только Брахмана или высшего Бога или господина (Ишвары) всего существования. Эти качества проявляются в высших аспектах Брахмана и постепенно скрываются нечистотами майи по мере того, как творение глубже погружается в материальность вселенной. Они полностью затуманены или скрыты в нижних мирах и низших организмах.

В индуизме существуют разные теории и философские школы о природе существования, реальности, истины и знания. Фото:  Mitologia.guru
В индуизме существуют разные теории и философские школы о природе существования, реальности, истины и знания. Фото: Mitologia.guru

Высшая реальность Брахмана или Сат едина (экам Сат) и неделима, но она по-разному описывается (бахуда ваданти) писаниями, провидцами и учеными. Это Единое отражается во многих истинах (сатьям) в поле Природы, что приводит к разнообразию творения, в результате чего одна Истина проявляется как множество истин, относящихся к месту, времени, знанию, восприятию и перспективе, точно так же, как лучи света. солнце.

В индуизме существуют разные теории и философские школы о природе существования, реальности, истины и знания. Знание Сат — это истинное знание (видья), которое возникает в нас из самопознания, за пределами ума и чувств, через единство. Все остальное, что возникает из восприятия, познания, чувства, интуиции, эмоций и объективации, является низшим знанием или невежеством (авидья).

Видья ведет к Сат, авидья к Асат.

Авидья ответственна за преобладание нереального (асат), которое характеризуется как неправда, невежество (тамас), смерть (мритью), заблуждение и страдание (дуккха).

В естественном порядке вещей развитие существ на Земле происходит от нереального к реальному (асатома садгамайя), от тьмы невежества к свету знания и мудрости (тамасома джйотиргамайя) и от смерти к бессмертию (мритйорма амртангамайя).

Сат — это сущностное и вечное «я» каждого из нас, окутанное в каждом физическом разуме и теле. Именно Асат (неправда) или не-я удерживает существ привязанными к миру.

Видья — это средство, с помощью которого мы отказываемся от привязанности к не-я и преодолеваем авидью (невежество), чтобы пересечь океан самсары (рождений и смертей) и слиться с универсальной, высшей реальностью «я» или Сат.

Махавидья — богиня, олицетворяющая вид знания, видья, превосходящий интеллектуальное познание (гьяна) и мудрость (праджня). Фото: atlasmythica.com
Махавидья — богиня, олицетворяющая вид знания, видья, превосходящий интеллектуальное познание (гьяна) и мудрость (праджня). Фото: atlasmythica.com

Характеристики Сат

Хотя Сат нельзя объективировать и описать в относительных терминах, для нашего удобства и понимания мы можем выделить несколько его отличительных особенностей, которые описаны ниже.

1. Сат един. Сат неделим, недвойственен, совершенен сам по себе, неизменен и нетленен. Всепроникающая высшая абсолютная истина может быть единственной и единственной. Если существует более одной истины, то для сосуществования им потребуется внешняя опора, истина или реальность. Поэтому в Сат могут сосуществовать многие (относительные и производные) истины, но Сат – одна и единственная.

2. Сат бесконечен . Если что-то конечно, оно должно сосуществовать с другими конечными реальностями, и в этом случае его нельзя считать высшей, абсолютной, вечной и всепроникающей реальностью. Однако многие конечные реальности, миры, планы и сферы могут сосуществовать в абсолютной, высшей реальности Сат.

3. Сат неописуем и неопределим. Если что-то можно описать, то это нельзя истолковать как трансцендентальную реальность, находящуюся за пределами ума и тела. Если что-то можно определить, значит, это ограничено и конечно, чем Сат не является. Только объективированные истины могут быть восприняты, описаны и определены. Сат нельзя объективировать, поскольку он непостижим для ума и чувств.

4. Сат пронизывает все, но не находится ни в чем . Сат пронизывает все творение, но не находится в творении. Брахман — это Сат, но его творение — не Сат. Если бы это было так, то оно было бы постоянным, вечным и неразрушимым. Тогда и наши тела были бы неразрушимы и вечны. Поскольку это не так, творение или вся объективированная реальность — это не Сат.

5. Знание Сат — это не Сат . Мы можем объективировать Сат и говорить о нем, как это сделал я. Однако это описание Сата, а не самого Сата. Высший вечный Сат не может быть воспринят или познан умом и чувствами или каким-либо внешним знанием. Сат может быть познан Сат только в состоянии Сат, посредством самопознания, за пределами всякого ума и чувств, всех двойственностей и умственных способностей.

6. Сат постоянен. Он не зависит от времени и места. Наши истины зависят от времени, места и перспективы. То, что верно сегодня, может оказаться ложным с другой точки зрения или при других обстоятельствах. В Сат такого нет. Это то, что вечно истинно и реально везде и во все времена. Это всегда было и будет правдой, существуем мы или нет, знаем мы это или нет. Сат постоянно фиксирован. Если это не так, то это не может быть Сат.

7. Сат – блаженство и сознание. Говорят, что высшей реальностью Брахмана являются абсолютная истина, чистое сознание и бесконечное блаженство (Сатчидананда). Его могут пережить смертные только в чистом состоянии самопознания (сахаджа видья), когда они преодолеют нечистоты майи, а именно эгоизм, привязанности и заблуждения. Те, кто испытывает это, навсегда освобождаются от сансары и растворяются в Сат.

8. Сат – это лучшее и ярчайшее проявление в творении. Сат — это аромат цветов, божественность богов, жизненная сила в теле, мелодия в песнях, преданность в поклонении и молитвах, праведность в Дхарме, добродетель, и благородство в людях, сила мантр и янтр, мудрость провидцев и мудрецов, свет во всех сияющих предметах, покой и тишина необъятных пространств вселенной, а также глубин нашего собственного существа. Все проявления (вибхути), описанные в главе 10 Бхагавадгиты, являются лишь проявлениями Сат.

Джаярам В.

Читайте также:

Из чего сделаны души?

Что происходит с душами во время уничтожения Вселенной?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»