Тропами Махабхараты и Великих моголов: самая древняя крепость Дели Пурана Кила
Старый форт Дели во время нашей недавней поездки по Индии посещать мы не собирались. Слишком много других, менее туристических и известных мест было запланировано. Но Индия — это Индия, и она, разумеется, внесла свои коррективы. «Случайным» образом мы попали в то место, где как выяснилось потом, возможно происходили события самой Махабхараты. Ведь, как считает ряд исследователей, именно на месте Пурана Кила (другое название Старого форта) располагался легендарный город Индрапрастха, который был основан пятью братьями Пандавами.
Восточная сказка на древней земле
Так получилось, что одна девушка в нашей компании никогда в жизни не бывала в зоопарках, и очень хотела посмотреть на животных в столице Индии. Тем более, что зоопарк в Дели действительно большой, живописный и довольно приятный – почти как природный парк.
Мы прогулялись по огромной территории зоологического парка, где, кстати говоря, обитает около 1350 животных и птиц, и, потратив на это не меньше трех часов, освободились уже ближе часам к 5 вечера.
Солнце уже катилось к закату, ехать почти на другой конец города в запланированный нами форт с джиннами, было уже поздно, и наш взгляд упал на древние стены Пурана Килы, которые простирались практически по всей границе зоопарка.
Не ожидая ничего особенно интересного, но надеясь хотя бы насладиться живописным закатом у башен Старого форта, мы отправились к главному входу, до которого от зоопарка идти от силы минут пять.
Вход на территорию достопримечательности для иностранцев стоит 300 рупий, в то время как местные жители могут посетить ее за ₹30.
Промагнитив свои жетончики на пропускном пункте, мы оказались перед гигантскими арочными воротами Бара Дарваза – нынешним главным входом в крепость. И сразу попали в мир настоящей исламской сказки 16 века, которая разворачивалась в этом закрытом мирке с могучими стенами из песчаника, огромными полукруглыми башнями-бастионами, украшенными инкрустациями из белого и цветного мрамора и синей плиткой.
Строения в форте изобилуют множеством красивых деталей, включая богато украшенные нависающие балконы, или джхарокхи, и увенчаны колонными павильонами чхатри. Эти изысканные черты напоминают архитектуру Раджастхана и позже часто повторялись в будущей архитектуре Моголов.
Все это великолепие относят к периоду правления второго императора династии Великих Моголов — Хумаюна и суридского султана Шер Шаха Сури, при которых форт и приобрел свой нынешний вид.
Глядя на все это и гуляя вдоль прекрасных пальмовых аллей и глядя, как ярко-зеленые попугаи весело резвиться в разбитых у высоких стен садах, как-то совсем не представляешь, что то что ты сейчас видишь – лишь более поздний пласт истории. А когда-то совсем давно, тысячи лет назад здесь разворачивалась совсем другая картина.
Так выглядит внутрення территория форта. Фото: ©Петр Сидоров/Индия Свами
Доисламское поселение и теория Индрапрастхи
Есть довольно популярное в Индии мнение, что именно на этом месте во времена Махабхараты братья Пандавы построили столицу своего царства Индрапрастху – город Индры.
По версии самого эпоса «Махабхарата», события, которые легли в основу его сюжета, происходят во время перехода от эпохи (юги) Двапара к эпохе Кали. Если принять за основу существующее ныне ведийское исчисление времени, то война на поле Курушетры, упомянутая в «Махабхарате» произошла в конце 4 тысячелетия до нашей эры. А значит поселению, существовавшему на месте Старого форта не менее 6000 лет. Солидный возраст.
При этом уже тогда город был построен на на пустом месте. Говорится, что Пандавы выбрали покрытое густым лесом безлюдное место с развалинами еще более древних сооружений. Братья согнали с него туземцев — племена «нагов» и «ташкаков», расчистили лес и выстроили свою столицу.
И хотя не все исследователи принимают нынешнюю Пурана Килу как место расположения древней столицы героев Махабхараты, проведённые здесь раскопки указывают на следы человеческой деятельности и продолжающееся проживание как минимум с 1000 г. до н. э.
Раскопки проходили в два этапа — в 1954–55 и 1969–72 гг. — и велись Б. Б. Лалом, тогдашним директором Археологического управления Индии. Тогда они обнаружили в форте следы культуры расписной серой керамики, относящейся к периоду не позднее I тыс до нашей эры.
А знаменитый историк Александр Каннингем вообще прямо отождествил форт с фортом Индрапрастхи, хотя он и ссылался на нынешнее сооружение как на построенное мусульманскими правителями.
Но даже до начала 20-го века Пурана Кила была известна как Пандавон Ка Кила — форт Пандавов, а весь комплекс — как деревня Индрапрастхи.
Пурана Кила: место роковых событий
Как бы там ни было, Старый форт – место для истории Индии действительно знаковое. Пурана Кила стала свидетелем многих судьбоносных исторических событий, включая военные столкновения и битвы между войсками главных действующих лиц той эпохи, которые сыграли определяющую роль в формировании хода индийской истории и всей судьбе империи Великих Моголов.
После многочисленных хитросплетений Шер-Шах Сури все же уступил место Хумаюну, оставив после себя на территории форта великолепную однокупольную мечеть Кила-и-Кухна, построенную в 1541 году.
Мечеть впечатляет своей красотой и по сей день и является прекрасным примером до-могольского дизайна. Здесь практические впервые стали использоваться великолепные стрельчатые арки, которые впоследствии стали буквально визитной карточкой многих индийских достопримечательностей эпохи Моголов.
Темные своды мечети завораживают, нашептывая предания о былых временах. А надпись на мраморной плите внутри мечети гласит:
«Пока есть люди на земле, пусть это здание будет посещаемым и люди будут счастливы и веселы в нем».
Так или иначе, сегодня это наиболее сохранившееся здание в Пурана Кила.
Судьба великого Хумаюна
Что же касается одного из основателей форта, самого Хумаюна, то ему это место не принесло счастья. Трагическая случайность, завершившая земной путь великого императора была связана с еще одной постройкой форта – так называемым Шер Мандал или павильоном Шер Шаха. В этом названии заключается злая ирония судьбы — бывший враг Хумаюна так или иначе все-таки сумел отомстить своему недругу за собственное поражение.
А случилось это так.
Считается, что император Великих Моголов Хумаюн использовал Шер Мандал в качестве своей библиотеки и обсерватории. Да-да, знаменитый правитель был не только военачальником и политиком, но еще и увлеченным астрономом и астрологом, проводя многие часы в наблюдениях за небесными светилами.
И вот, как гласят хроники того времени, 20 января 1556 Хумаюн находился на крыше недавно отремонтированной библиотеки, чтобы благословить своих подданных. Он должен был объявить о повышении в должности различных офицеров в ходе мероприятия, которое совпало с восходом Венеры, для чего он созвал своих астрономов.
В назначенный час он начал спускаться с крыши и добрался только до второй ступени, когда услышал азан — мусульманский призыв к молитве. Как говорят, Хумаюн присел на ступеньки, чтобы помолиться, но когда он встал, одна из его ног запуталась в длинных полах халата, в результате чего он упал с лестницы. Правитель получил травму виска и буквально через пару дней умер.
Так нелепо закончилась жизнь одного из самых знаменитых правителей Индии эпохи мусульманского правления, но основанный им и его врагом форт Пурана Кила стоит до сих пор.
Сюда можно прийти и прогуляться, погрузившись в спокойную умиротворенную атмосферу, наблюдая как солнце закатывается за высокие стены крепости, удлиняя отбрасываемые деревьями и башнями тени и наводя на задумчивый, приятно меланхолический лад.
Если уйти к самому краю крепости, где от стен остались один руины и присесть среди зеленой травы и осыпавшихся розовых цветов с растущих повсюду акаций, можно и вовсе провалиться в полнейший дзен.
Странная, «громкая» тишина накроет вас стрекотом бесчисленных насекомых, таящихся в густых зарослях, а неуловимое глазом движение ветра по ветвям деревьев заставит поверить в выстраиваемую умом иллюзию – о чем бы она не была лично для вас — восточной сказкой с роскошными гаремами и военными интригами или историей древней столицы героев из Махабхараты…
Анастасия Проскурина, главный редактор «Индия Свами»
Фотограф: Петр Сидоров