Вдыхая цвета Великой Пустоты: непальская сакральная живопись в Москве
В цветах Великой пустоты,
В цветах страданья и блаженства
Твои угадывать черты,
Искать в изъянах совершенство.
И в символах читать пароль,
Который нам оставил Кто-то.
Превозмогая страсть и боль,
Гонясь за призрачной свободой...
Я заглянула на выставку сакральной непальской живописи «Пять цветов великой пустоты» в последние дни ее работы в очень уютной камерной галерее в Малом Кисельном переулке.
На улице — дождь и промозглая темнота, а в небольших лофтовых залах — приятный полумрак, ненавячивая тибетская музыка и… Великая Пустота, чарующая взгляд своими пятью цветами.
В буддизме и индуизме эти пять цветов называются санскритским термином Панча Варна («Пять чистых огней) — 5 базовых цветов. Эти цвета – желтый, белый, красный, зеленый, черный (или индиго), каждый из которых символизирует трансформацию наших омрачений и привязанностей в разные виды мудрости. Также каждый цвет представляет состояние ума, небесного Будду, часть тела, часть мантры «Хум» или природный элемент.
- Синий ассоциируется с чистотой и исцелением. Акшобхья – Будда этого цвета. Уши — это часть тела, обозначенная синим цветом. Его элемент – элемент. Считается, что при медитации на этот цвет гнев можно трансформировать в мудрость.
- Белый — цвет обучения и знаний. Его представляет Будда Вайрочана. Глаза ассоциируются с белым. Элемент белого — вода. Медитируя на белый цвет можно устранить иллюзию невежества и превратить ее в мудрость реальности.
- Красный связан с жизненной силой и сохранением. Будда Амитабха изображается в тибетском искусстве с красным телом. Часть тела, связанная с этим цветом, — язык. Его природный элемент Огонь. Медитация на красный цвет превращает заблуждение привязанности в мудрость проницательности.
- Зеленый – цвет баланса и гармонии. Амогхасиддхи — Будда зеленого цвета. Голова — часть тела, которая связана с этим цветом. Зеленый представляет природу. Следует медитировать на этот цвет, чтобы превратить зависть в мудрость достижения.
- Желтый символизирует укорененность и отречение. Будда Ратнасамбхава ассоциируется с желтым цветом. Орган — нос, элемент Земля. Желтый превращает гордость в мудрость единообразия, когда его визуализируют в медитации.
Эти Пять Чистых Цветов часто можно увидеть в мандалах, на тибетских буддийских молитвенных флажках лунгта и камнях мани. Эти же цвета традиционно используются в тханках – буддийских религиозных изображениях.
Интересная деталь — все представленные на выставке работы выполнены красками, изготовленными из натуральных красителей, таких как лазурит, индиго, морские раковины, малахит, киноварь, сажа…
Черный квадрат по-буддийски
В первом небольшом надолго приковывает взгляд работа под названием «Ананта» — «Бесконечность». Осмысленный вполне по-буддийски «Черный квадрат» наводит на размышления о способности ума или наших органов чувств познать Божественное. Возможно ли это? Или такого рода переживание будет всегда трансцендентным, остающимся где-то за гранью привычной нам реальности, создаваемой ложным эго, с помощью которого мы привыкли воспринимать этот мир. Пустота внутри золотого обрамления – удивительная и в то же время очень простая метафора, подобранная художником как способ выразить свой взгляд на этот вопрос.
«Аннанта» словно говорит нам — любая попытка облечь Бесформенное в форму, заключить его в границы, является неким коаном и неизбежно порождает конфликт личностного восприятия себя в Бесконечности.
Ганеша: белый и красный
А дальше – уже вполне угадываемые образы знаменитого индуистского бога Ганапати или Ганеши, который, как известно, был включен в пантеон божеств Ваджраяны. С течением времени это послужило тому, что самые разные ипостаси и формы бога Ганеши нашли распространение на территориях Тибета, в Китае, а затем и Японии, где его почитание приобрело черты эзотерического культа.
В буддийской тантре основная функция Ганапати – это божество, дарующее богатство.
В буддизме Махаяны Ганапати может быть Йидамом, дружелюбным «несущим процветание», божеством-защитником Дхармы — и он берет на себя множество других ролей. Считается также, что сам Будда Шакьямуни перед практикой читал мантры Ганапати.
В традициях Сакья и Гелуг Ганеша — вместе с Ваджрайогини и Курукуллой — являются тремя «красными божествами». На выставке мы видим и эту красную форму Ганапати, и его белую форму.
Счастливое число Семь
Другое интересное полотно – богиня Васундхара, также тесно перекликающая с индуистскими традициями поклонения. Ее имя на санскрите означает «поток драгоценных камней» Она – хозяйка и повелительница недр земных, со всеми их богатствами.
В индуистской традиции Васундхара почитается как богиня Лакшми. В буддизме ей поклоняются как Желтой Таре, в Тибете называемой Долма Сермо.
Символика изображения этой богини, а точнее бодхисаттвы тесно переплетена с буддийскими символами щедрости и изобилия, с духовным и материальным богатством.
Считается, что тот, кто почитает Васундхару, накопит семь видов процветания: богатство, здоровье, потомство (хорошая семья), долгую и благую жизнь, счастье, физическую красоту и мудрость.
Поклонение ей учит практике щедрости, что, как считается уже есть причина богатства, а также позволяет обрести необходимые базовые ресурсы для занятий духовными практиками. Верят, что практика почитания богини ведет к Освобождению.
Полотно с изображением Васнудхары завораживает. Рассматривая каждый его элемент не замечаешь, как проходят минуты, время тает где-то там, далеко, падая к ногам богини и растекаясь лазурно-синими водами, населенными множеством существ и образов.
Цвет настроения красный
Наконец взгляд приковывает пылающая алым тханка с изображением Курукуллы, что считается воплощением Красной Тары.
Курукулла – богиня интересная, и так и влечет подойти к ней и остаться чуть дольше. Ее образ также пришел из индуистской мифологии, со временем прорастя в тибетский буддизм.
В буддизме ваджраяны, Курукулла — одна из дакини и считается богиней магии, любви, секса, а также чародейства и в целом — врачевания и целительства.
Иконография всегда изображает ее девушкой, натягивающей тетиву лука, при этом стрела ее сделана из цветов. В индуизме аналогичной Курукулле богиней можно считать Рати. Но несколько ее качеств роднит Курукуллы и с богиней Кали Маа. Например, в Индии верят, что мать пещер, известная под именем Курукулла Матрика Деви представляла собой одну из самых древних автар Кали.
В текстах, описывающих различные буддийские практики, называются четыре различные способности:
1. Белая магия (называемая Шантика-карма) — возможность приводить в состояние покоя, исцелять, утихомиривать. Это присуще Белой Таре.
2. Жёлтая магия или Пуштика-карма — способность преумножать материальное и духовное богатство и благополучие, обретать благие заслуги и просветление. За эти действия отвечает — Васундхара и Дзамбхала, они изображаются жёлтым (золотым).
3. Красная магия или по-другому Вашья-карма — способность устанавливать контроль над людьми, очаровывать их, дурманить, привлекать и побеждать их, подчиняя собственной магической силе. Все это находится во власти Курукуллы, и ее цвет — насыщенный красный.
4. Чёрная магия, известная как Рудра-карма — разрушение зла, злых влияний и сил, устранение преград в духовном движении. Этой способность обладают различные гневные и свирепые формы божеств, например Симхамукха (ее тело изображается цветом индиго).
Есть районы в Непале и Тибете, где Курукулле поклоняются как богиней влечения, плотской любви и секса. При этом в традиции буддизма Ваджраяны имеется ввиду покорение своих страстей, способности контролировать их.
Во всех этих традициях, на тханках Курукуллу показывают как чувственную, очаровывающую, частично или полностью обнаженную девушку.
Найти свою Пустоту
Уходить не хочется. Каждая тханка пестрит замысловатыми деталями и символами, которые можно подолгу рассматривать, буквально «зависая» перед каждой работой на несколько минут. Яркие краски и насыщенные образы божеств и боддхисатв погружают в некое психоделическое состояние. Кто-то назовет это медитацией, кто-то — околотрансом.
В любом случае, если отпустить ум и позволить себе погрузиться в созерцание визуального ряда сменяющих друг друга образов и символов тханок, можно действительно поймать некое мистическое переживание соединения с чем-то Высшим. А Пустота это, Ничто, или, напротив, Великое Всë — каждому откроется что-то свое…
Анастасия Ермакова
Где: Первая Московская Галерея Восточной Живописи.
*Выставка завершила работу 1 ноября, но многие экспонаты организаторы планируют оставить в залах, так что шанс соединиться в Пятью цветами великой пустоты все еще есть.
Читайте также:
Такая разная Пустота: почему Буддизм и Адвайта Веданта – это не одно и тоже