Духовный путьКолонка редактора

Такая разная Пустота: почему Буддизм и Адвайта Веданта – это не одно и тоже

Великие учителя Буддизма - Гаутама Сиддхарта и Адвайта Веданты - Шанкарачарья. Изображение:  Quora
Великие учителя Буддизма — Гаутама Сиддхарта и Адвайта Веданты — Шанкарачарья. Изображение: Quora

Буддизм у всех на слуху. Об этом учении и его основателе Сиддхартха Гаутаме написано сотни книг и снято множество фильмов. А такие выражения  как «буддийский монах», «нирвана», «буддийское спокойствие» или «дзен» стали расхожими фразами и даже мемами. Адвайта Веданта – другое, не менее интересным учением, тоже родившимся на земле Индии и на первый взгляд очень похожее на буддизм. И с ним все намного сложнее. Не так много людей слышали о такой школе и не представляют, что это такое. Те же, кто с Адвайтой знаком, согласятся, что на первый взгляд ее каноны весьма и весьма схожи с буддийскими.

Например, оба этих учения согласны с тем, что эмпирический мир (Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве) является преходящим. Он — лишь видимость. И обе философии допускают разные степени истины или существования.

И в буддизме и в Адвайте главная цель человека — это духовное просветление или освобождении (в разных школах называемое мокша, нирвана или кайвалья), однако с различными нюансами.

Кроме того, часть исследователей считают также, что схожесть Адвайта Веданты и буддийской философии заключается не только в используемой терминологии и некоторых заимствованных друг у друга доктринах, но даже и в практике. Так, многие аскетические практики и традиции монахов в Адвайте аналогичны буддийским (например, медитации Самоисследования).

Миларепа - один из главных святых йогинов буддизма.  Изображение: fpmt.ru
Миларепа — один из главных святых йогинов буддизма. Изображение: fpmt.ru

Что такое Адвайта Веданта?

Если говорить наиболее общими словами, то Адвайта – это одна из школ индуистской философии и садханы, один из путей духовной дисциплины и опыта, поддерживающий авторитет Вед и прмыкающих к ним Упанишад. Это очень широкий термин, который можно использовать для обозначения множества различных традиций.

Наиболее общим для Веданты является процесс познания Брахмана (Космоса или Реальности) и Атмана (Высшего Я или самости).

Термин Адвайта буквально означает «невторичность», но традиционно переводится с санскрита как «недвойственность». Этот термин подразумевает постулат о том, что лишь Брахман наделен реальностью, а преходящий окружающий нас мир — это всего лишь иллюзорная видимость (майя) Брахмана.

Согласно Адвайте, дживатман — переживающее «Я», в конце концов неотлично от Атмана — Брахмана, высшего «Я», или Реальности. Таким образом, Дживатман или индивидуальное «я» — это просто отражение или ограничение единственного Атмана во множестве видимых индивидуальных тел.

В традиции Адвайты мокшу (освобождение от страдания и перерождений) человек получает, когда признает эту иллюзорность эмпирического мира и разотождествляет себя с комплексом тело-ум и понятием «делателя».
Утверждения Упанишад, например Тат Твам Аси означащее «Ты есть То», призваны разрушить невежество относительно своей истинной личности, раскрывая, что Атман неотличен от бессмертного Брахмана.

Выдающийся ведический ученый и учитель 8-го века Шанкара, проповедущий Веданту, подчеркивал, что, поскольку Брахман присутствует везде, знание Брахмана является постоянно присутствующем и не требует никаких «действий», «усилий» или «деятельности».

Влияние буддизма Махаяны

Адвайту часто критикует за то, что многие понятия она прямо заимствовала из буддизма. И действительно, влияние махаянского буддизма на Адвайту было довольно значительным. Однако, если ранние учителя Адвайты и находились под его влиянием, то точно также гораздо ранее диалектические методы Упанишад существенно повлияли на самих буддистов, особенно в V-VI веках нашей эры, когда буддийская мысль развивалась в школе Йогачара.

«Плотная связь между рядом школ Махаяны и Ведантой реально существовала: Адвайта позаимствовала у буддизма часть диалектических методов, если не конкретные доктрины, подобно тому, как ранний буддизм принял терминологию Упанишад и заимствовал ее доктрины для буддийских целей».
— Элиот Дойч, философ, исследователь Адвайты Веданта.

Некоторые школы Адвайты считают Шиву проявлением Брахмана. Изображение cisindus.org
Некоторые школы Адвайты считают Шиву проявлением Брахмана. Изображение cisindus.org

Различия Буддизма и Адвайты

Атман

Но несмотря на достаточно высокую схожесть между этими двумя философиями, основное непримиримое различие между буддизмом — это утверждение Веданты о существовании Атмана. Буддизм отвергает само его существование.

Адвайта говорит нам: «Душа существует, и Душа (или я, Атман) — это самоочевидная истина». Буддизм же наоборот заявляет: «Атман не существует, и Ан-атман (или Анатта, не-самость) самоочевиден».

Анатта в буддизме — это понятие, отвергающее наличие в людях и других живых существах какого-либо «вечного и абсолютного чего-то, что обычно называют душой, атманом или же самостью».

Буддизм вообще отвергает любые концепции и идеи, которые связаны с наличием атмана. Согласно буддийской философии атман – это ни что иное, как иллюзией или майя. Вместо этого утверждается теория или «не-я» или идея «не-души».

Почти все школы разных направлений буддизма с самого своего появления отрицали существование «самости, души» во всех своих священных текстах.
В отличие от Адвайты, описывающей познание своей души и путь к нирване как познание Брахмана, в буддизме движение к нирване понимается как путь человека, знающего, что у него «нет ни себя, ни души».

Упанишады учат человека самоисследованию, которое предполагает существование Атмана, и адвайты «материализуют сознание как вечное Я». Напротив, буддийское самоисследование удовлетворяется опытом, который показывает, что Атмана не существует, поскольку нет доказательств. Об этом пишет, например, всемирно признанный авторитет в области буддийской философии К.Н.Джаятиллеке.

Буддизм отрицает существование постоянной сущности, которая остаётся неизменной за переменным телом и другими "компонентами" живого существа. Изображение: humanities.by
Буддизм отрицает существование постоянной сущности, которая остаётся неизменной за переменным телом и другими «компонентами» живого существа. Изображение: humanities.by

Но есть и исключения. Несколько текстов буддизма I тыс. н. э, например Сутры Татхагатагарбхи — трактат традиции Махаяны, предполагают некие самоподобные концепции, которые там называются Татхагатагарбхой или некоей природой Будды.

Исследователи-буддологи современности, например Алекс Уэйман, считают однако, что эти термины, относящиеся к «самоподобности» не представляют собой ни «я», ни какое-либо разумное существо, также это не душа и не личность. А часть исследователей даже утверждают, что Сутры Татхагатагарбхи были составлены для распространения и пропаганды буддизма среди приверженцев других конфессий.

Источник знания

Восприятие и умозаключение - единственные способы получения достоверных знаний в буддизме. theravada.world
Восприятие и умозаключение — единственные способы получения достоверных знаний в буддизме. theravada.world

Следующее отличие – это источник знания о себе и мире.
Буддизм признает лишь два достоверных средства получения надежного и истинного знания — восприятие и умозаключение. А вот Адвайта-Веданта принимает 6 таких способой:

  • Восприятие (pratyakṣa),
  • умозаключение (anumāna),
  • словесное свидетельство (śabda),
  • сравнение (upamana),
  • постулирование (arthapatti),
  • непонимание (anupalabdhi).

Субстанция или процесс?

Адвайта Веданта предполагает наличие вселенской субстанции. То есть предполагается, что основу изменчивой и непостоянной познаваемой и видимой нами реальности составляет неизменная и постоянная абсолютная Реальность, называемая в Адвайте Атман-Брахман.

Напротив, буддизм предполагает наличие не субстанции, а процесса, то есть «онтологии событий». Согласно буддийской философии, особенно Махаяне, нет ни эмпирической, ни абсолютной постоянной реальности, и вся суть вещей объясняется как некий процесс.

magisteria.ru
Фото magisteria.ru

Принцип Пустоты

Разным является и подход к понятию Пустоты в этих двух философиях.

«Все возникает из Брахмана и растворяется обратно в Брахмане», — считает Адвайта Веданта. В Буддадхарме же мы находим почти такие же слова: «Все возникает из дхармадхату и растворяется обратно в дхармадхату».

Разница в том, что дхармадхату — это общий принцип шуньяты (пустоты), свободный от всех крайностей, а Брахман — это существующий, постоянный, вечный субстрат, от которого зависит все. Дхармадхату не считается реальным в том же смысле, в каком Брахман считается реальным.

Дхармадхату не считается существующим. Брахман существует по своей сути (Сат). Дхармадхату не считается сознательным. Брахман по своей сути сознателен (Чит). Единственное сходство состоит в том, что оба они блаженны (Ананда), т.е. дхармадхату — это состояние нирваны, и оба безусловны (Аасамскрита).

Я или Не-Я: Каков итог?

Если очень сильно обобщить все приведенное выше, можно сказать следующее. В буддизме идет движение из Ничто в Ничто через понимание «Не-Я» и отказ от своей самости. В Адвайте тоже движение через отказ от самости, но это движение из Всего ко Всему. И здесь уже каждый вправе сам выбирать что ему по душе…

Анастасия Ермакова

Читайте также:

Как Будда стал девятым аватаром Вишну

Атеисты Древней Индии, восставшие против Вед: кто такие чарваки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»