Винаяки — загадочная женщина с головой слона: богиня или демоница?
В уединенном уголке священного Танумалайянского храма в Каньякумари таится редкое каменное изваяние малоизвестной индийской богини. Она сидит в позе Сукхасана, а в её четырех руках расположены атрибуты: топор и раковина находятся в ее левых руках, а ее две правые руки несут кадильницу и жезл, вокруг которого обвивается хобот.
Слонообразная голова указывает на то, что перед нами богиня Винаяки или по-другому Ганешини, чьи корни уходят вглубь индусской мифологии, но не находят отражения в основных священных текстах.
Богиня с головой слона: Черный камень, около 10 века н. э. Фото: Бисваруп Гангули
На фото выше — одно из редких изображений богини. Вот что об этой уникальной статуе говорит индийский археолог С. Санталингам:
«Это произведение искусства выделяется среди других религиозных изваяний своей редкостью. Расположенный в северо-восточной части святилища, эта статуя притягивает взгляды посетителей, особенно когда они обходят храм во время прадаршаны, ритуального обхода.»
Забытая богиня
В рамках индуистской традиции верующие ежегодно отмечают день Ганеши, божества с головой слона, во время месяца Бхадрапада, что обычно выпадает на конечные дни августа. Этот бог, известный как уничтожитель барьеров, окутан особым почтением, которое выражается в песнопениях и богатых подношениях, и занимает одну из центральных ролей в индуизме. Тем временем богиня Винаяки, которую часто ассоциируют с его супругой, не столь известна и не получает сравнимого уровня внимания и уважения.
Исследователь Баладжи Мундкур считает, что Винаяки, несмотря на свое значение, не нашла широкого признания в духовных традициях. Отличаясь от популярности Ганеши, Винаяки редко становится объектом поклонения или воплощается в скульптуре. Эта таинственная фигура, известная под множеством имен в различных текстах, представляет собой женскую версию Ганеши. Ссылки на нее восходят к текстам Матсья-пураны, датированным приблизительно 550 годом н.э., где она описывается как одно из многочисленных воплощений бога Шивы.
В Раджастане обнаружена уникальная терракотовая статуэтка, являющаяся самым ранним изображением слоноликого женского божества, датированная эпохой до V в. н.э. Изображения этой божественной фигуры становятся более распространенными только уже позже, с 10 века. Например в тантрическом храме Чаусати Йогини в Одише сохранилась статуя, показывающая её в числе 64 йогинь, воплощающих женскую божественную сущность.
Из-за повреждений временем трудно разглядеть детали украшений в руках изящной богини, однако её изящная поза все еще впечатляет. Она изображена стоящей на кабане, который служит ей спутником. Похожие редкие артефакты, связанные с Винаекй, найдены в разных уголках Раджастхана, а также в Мадхья-Прадеш и Махараштра.
Может ли это быть изображение Шакти Ганеши?
Распространенная версия мифа о Винаяки
Существует верование, что Винаяки — это женское олицетворение Ганеши. Как рассказывает Девдатт Патнаик, однажды на Земле появился грозный демон Андхака, стремившийся жениться на Парвати. Во время битвы Шива попытался его уничтожить, однако демон мог быть повержен только при условии, что его кровь не коснется земли. В ответ Парвати призвала женские энергии всех богов, среди которых появилась Вайшави от Вишну, Индрани от Индры и Брахмини от Брахмы. В этой компании возникла и шакти Ганеши, задачей которой было предотвратить падение крови Андхакаса на землю, выпив её.
И празднование Винаяки Чатуртхи, приуроченное к четвёртому дню убывающей луны, отдаёт дань уважения женской энергии Ганеши.
В то же время, джайнистские и буддийские учения трактуют Винаяки как самостоятельное божество, не связанное с Ганешей брачными узами. В буддизме она упоминается как Ганапатихридая — «сердце Ганеши», подчёркивая её значимость.
Другие женщины с головой слона в индийской мифологии
Винаяки — не единственная женщина с головой слона в индуистской мифологии. Женщины с головой слона, появляющиеся в Пуранах, обычно считаются демоницами или проклятыми богинями.
В одной из многочисленных версий истории о рождении Ганеши богиня Парвати принимала ванну на берегу реки Ганги. Закончив омовение, Парвати вылила использованную воду в текущую реку, которую затем выпила демоница с головой слона Малини, которая затем родила мальчика с головой пяти слонов. За этим последовал жаркий спор, когда появились богини Ганга и Парвати — каждая из которых заявила, что этот младенец с несколькими головами слона принадлежит ей.
Две богини обратились с этим вопросом к Шиве и попросили его найти решение. Шива решил проблему, провозгласив Парвати матерью этого пятиголового младенца. Затем он объединил пять слоновьих голов в одну и назвал ребенка Ганешей.
Согласно же другим версиям мифов, слоноголовая Малини является спутницей Парвати, а также няней Ганеши.
А в Сканда Пуране богиня богатства и процветания Лакшми оказывается проклятой иметь голову слона, от которой она избавляется, умилостивив бога Брахму покаянием.
Несколько пуран описывают слоновьих Матрик («Матерей»), грах (захватчиц) и ган, которые носят такие имена, как Гаджанана («слоноволикая»), Гаджамукхи («слоноволикая») и Гаджасья («слоновья»). Их связывают с Джьештхой — богиней несчастья, которая описывается как слоноволикая.
В в буддийском тексте под названием Aryamanjusrimulakalpa богиню называют сиддхи Винаяки. Она наследует многие черты Ганеши. Как и Ганеша, она устраняет препятствия и имеет голову слона с одним бивнем. Ее также называют дочерью бога Ишаны, аспекта Шивы.
Винаяки в тантре
Идея женского божества с головой слона, будь то Шакти Ганеши или служанка Парвати, является неотъемлемой частью тантрических практик, которые предпочитали видеть божественное в женском, а не в мужской форме. Это может быть связано с тем, что в оккультных науках женская форма рассматривалась как источник всех созидательных сил: в то время как искра жизни исходила из мужского тела, жизнь в конечном итоге создавалась и взращивалась именно женским телом.
Мудрецы в Индии всегда спорили о том, что важнее: мир мыслей (ментальный потенциал) или мир вещей (материальные ресурсы). Те, кто склонялся к неосязаемым мыслям, в конечном итоге стали ассоциироваться с ведическими практиками, а те, кто склонялся к материальным вещам, в конечном итоге стали ассоциироваться с тантрическими практиками. Первые передавали свои идеи через мужские формы, а вторые — через женские. И таким образом Ганеша, устранитель препятствий, обрел популярность в ведических кругах, а его женская форма, Винаяки, стала популярной в тантре.