Духовный путь

Врата или пост в индуизме: как, кому и для чего соблюдать

Врата (или врат) — это санскритский термин, означающий «обещание, решимость, обязательство». Это пост, который как религиозный обряд соблюдается в индийских религиях, таких как джайнизм и индуизм. Часто он является способом обратиться к Богам с молитвами о здоровье и счастье своих близких и семьи.

Его цель — помочь преданным на пути самотрансформации и освобождения на материальном, ментальном и духовном уровне.

Сомвар Врат - пост Господу Шиве. Фото: indiatimes.com

Сомвар Врат — пост Господу Шиве. Фото: indiatimes.com

Следование посту или соблюдение правил, дисциплины или строгого кодекса поведения, чтобы доставить удовольствие божеству, которого умилостивляют с его помощью, на церемониальном языке и называется Врата.

Ведическая идея «риты», что на санскрите означает порядок и регулярность, лежит в основе термина Врата (Врита). «Вр» означает «воля», «правило» и «дисциплина», тогда как «рта» означает «порядок». Врата означает упорядоченное или дисциплинированное поведение.

Врата также упоминается в ведической литературе, например, в Упанишадах, но значение этого термина в ту эпоху было связано не с личным благоговейным соблюдением поста отдельным человеком, а с дхармой в смысле основополагающих принципов и универсальных правил, которые сохраняют порядок в мир.

Наверное, самые известные в индуизме Враты — это Экадаши (в честь Господа Вишну или Кришны) и Прадош Врат (для Господа Шивы), а также Пост 16 понедельников.

Читайте также: Экадаши: что, как и зачем?

Врата человека и Бога

Мудрец Нарада рассказывает о значение Врат. Изображение: templepurohit.com

Мудрец Нарада рассказывает о значение Врат. Изображение: templepurohit.com

В одном из гимнов Ригведы призвание каждого человека называется его Вратой. В ведических текстах любая профессия, которой человек посвятил также называется Вратой.

Часто это слов используется в постведических писаниях для описания добровольных ограничений в питании и поведении, иногда сопровождаемых клятвами. Это понятие развивается как индивидуальный религиозный обетный ритуал, который не требует публичной церемонии, но спокойно соблюдается.

Его значение важно для чувства личной жертвы (диеты или поста) в обмен на надежду на божественное благословление.

В Грихья-сутрах, руководствах по домашней жизни, Пуранах и эпосах эта практика упоминается как «преданность, торжественный обет, священная практика, решимость, посвящение».

Таким образом, враты призваны поддерживать мировой порядок и регулярность посредством самодисциплины и морального поведения каждого отдельного человека.

В то время как Врата Бога — это проявление или следствие его праведных обязательств (дхармы). Его Врата отвечает за упорядоченный рост мира и ритмические смены дней и ночей, лет, времен года, солнца и луны, движение звезд и созвездий, рождения, старения, смерти и возрождения.

Все во вселенной имеет свой собственный ритм (рита). Когда все компоненты космоса работают вместе, существует жизнь, гармония, свет, рост и порядок. Когда его нет, мир становится хаотичным.

Получается, что конечная цель Враты — поддерживать упорядоченный рост жизни на Земле и распространение на ней дхармы.

Когда жизнь выходит из-под контроля, врата — это способ вернуть ее в нужное русло и двигаться по правильному пути

Цели Враты в индуизме

Люди смотрят на враты как на способ для исполнения желаний, так и для того, чтобы выразить признательность Богам за исполнение того, о чем они просили.

Женщина молится во время Савитри ват. Фото: livehindustan.com
Женщина молится во время Савитри ват. Фото: livehindustan.com

Враты также используются для помощи в преодолении различных жизненных невзгод, нейтрализации негативных влияний планет или злых сил, для устранения связанных с рождением дефектов (дош) из натальных карт. А также для завоевания благожелательности гневного божества, или для решения бытовых человеческих проблем – для избавления бесплодия, рождения детей, очищения мыслей и тела, для помощи предкам на небесах, членам семьи, попавшим в беду, и так далее.

Кроме того, одно из важных значений враты – духовное развитие. Пост помогает укрепить преданность Богу и приблизиться к духовному освобождению. Также полезно самоочищение и тренировка ума и тела для развития саттвы (благости).

Враты и жертвоприношения

Чаще всего враты традиционно соблюдают замужние женщины дома, тогда как обряды жертвоприношений чаще всего совершают мужчины в храмах.

С другой стороны, мужчины, молодые девушки и вдовы совершают различные враты как часть религиозных обрядов, церемоний или ведических ритуалов (ягья, хома и т.д.).

Некоторые враты являются искупительными, то есть предназначены для искупления предыдущих ошибок и проступков (прайашитта).

Врата – это вид жертвоприношения, который менее «официален», чем, например, яджна, совершаемая в храме. Враты — это добровольные обеты, согласно которым вы воздерживаетесь от еды, чтобы выразить свою преданность и верность божеству, которому вы поклоняетесь.

Врата, в отличие от ритуала жертвоприношения, представляет собой свободный выбор и целенаправленное действие, которое может быть или не быть обязательным для того, кто его совершает.

Враты, как и жертвоприношения, эффективны для соблюдения вечных заповедей Бога (Дхармы) и развития жизни, ориентированной на Бога. Врата – это также самопожертвование, при котором вы отказываетесь от части своего комфорта и зависимости от пищи ради достижения высшей цели.

Враты в ведической традиции

Веды включают первые упоминания о Вратах. В эпоху Ригведы представители разных профессий соблюдали разные посты. Каждая профессия, например плотник, врач, священник и кузнец, имела свою врату. Вполне возможно, что практика врат зародилась не в ведической традиции, а распространилась через аскетические традиции или группы аскетов, которых все вместе называли вратьями, в ту пору уничижительным термином.

Панча Враты — это пять групп Вратьев, упомянутых в Ригведе. Врата, скорее всего, произошла от групп аскетов, проводивших очистительные аскезы и ритуалы,и люди эпохи вед постепенно сформировали вокруг этих обрядов свою собственную традицию.

Рудра упоминается в Ведах как Эка-вратья, поэтому вполне вероятно, что эта традиция проникла в ведизм через шиваизм. Он упоминается как Господь Врата в Эка Рудрия (Вратапати).

Парвати поклоняется Шиве. Фото: amazon.com
Парвати поклоняется Шиве. Фото: amazon.com

Каким бы и было их происхождение, враты со временем стали важной составляющей индуизма. В настоящее время они даже более популярны, чем ведические обряды, поскольку лучше связаны с практикой пуджи или домашним поклонением изображениям богов и богинь.

Сейчас они используются как часть ведических обрядов, фестивалей и таинств, таких как свадебные церемонии, или как самостоятельные аскезы и церемониальные обряды. Из-за их простоты и красивой обрядовости предпочитают враты ведическим ритуалам.

Непальские индуисты купаются в реке Багмати на территории храма Пашупатинатх во время Свастхани Врата Катхи. Изображение Арчаны Шресты.

Непальские индуисты купаются в реке Багмати на территории храма Пашупатинатх во время Свастхани Врата Катхи. Изображение Арчаны Шресты.

Верующие набирают святую воду из реки Багмати во время Свастхани Врата Катхи. Изображение Арчаны Шресты.

Верующие набирают святую воду из реки Багмати во время Свастхани Врата Катхи. Изображение Арчаны Шресты.

Сколько длится врата? Кому можно практиковать?

Врата может длиться день, неделю, месяц, год или даже всю жизнь. Хотя совершение ритуалов и жертвоприношений в эпоху вед предназначались в первую очередь для мужчин, враты превратились в способ участия женщин в религиозных ритуалах.

В современном индуизме враты обычно чаще практикуют женщины. Грихьясутры предлагают изучающим Веды враты, чтобы люди приобретали самодисциплину и укрепили свои обязательства в рамках своего обучения и роста.

Вообще, враты совершались как мужчинами, так и женщинами на протяжении всего ведического периода, либо как часть ведических жертвоприношений, либо как отдельные обряды или религиозные действия.

Чандраяна врата (лунная врата) была одной из ведических врат того времени, в которой преданный постепенно сокращал потребление пищи в первой половине месяца и постепенно увеличивал его во второй половине. В день полнолуния они начинали с пятнадцати глотков еды и уменьшали ее на одну ложку каждые четырнадцать дней, чтобы соответствовать уменьшающемуся размеру Луны. Затем, начиная с новолуния, они поднимали его по глотку каждые четырнадцать дней, в соответствии с размером восходящей луны, до дня полнолуния.

Йогини Экадаши: Врат катха. Фото: weekendreads.me
Йогини Экадаши: Врат катха. Фото: weekendreads.me

Враты в древних текстах — первоисточники

Все четыре Веды содержат упоминания врат в Самхитах, Брахманах и Араньяках. В Упанишадах также есть несколько упоминаний о них. Там отмечается, что часто люди практиковали Врату в своей повседневной жизни как часть своих религиозных обрядов, будучи домохозяевами, а позже, если становились отшельниками — как часть своей духовной дисциплины во время Ванапрастхи (лесного отшельничества), чтобы продвинуться по пути освобождения и подготовиться к полному отречению от мирской жизни (саньяса).

Апавратам — это нарушение этой воли бога (несоблюдение или неповиновение), поскольку, беря на себя обязательство осблюдать пост, преданные заявляют о своей преданности и верности богу, подчиняясь правилам или велениям этого божества.

Ванапрастхи - "лесное отшельничество" готовит человека к саньясе.
Ванапрастхи — «лесное отшельничество» готовит человека к саньясе.

Враты в джайнизме

Враты практиковались в джайнизме с самого зарождения этой религии. Также вероятно, что индуизм заимствовал часть идей и практик постов джайнизма, поскольку в этой традиции подчеркивается особое значение поста и аскезы, которые предписываются последователям-мирянам в рамках их обучения, чтобы стать полноценными монахами.

Пять врат (обетов) — один из кодексов поведения домохозяев-джайнов. Они подобны ямам йоги и включают обеты ахимсы, сатьи, астеи, брахмачарьи и апариграхи. В джайнизме также есть семь дополнительных обетов, называемых Шила-вратами, которые предполагают дополнительные добродетели.

Типы врат: духовное и материальное

Индуистские враты можно разделить на различные категории согласно разным критериям.

Первым критерием является тип воздержания, в соответствии с которым содержание врат делится на:

  • физические обряды (каякиа вратас),
  • интеллектуальные обряды (манас вратас)
  • обряды молчания (вачика вратас).

Некоторые Враты являются составными и требуют соблюдения всех трех обетов.

Второй критерий — это цель, в соответствии с которой мы также можем классифицировать враты как материальные (бхаутика) обряды, выполняемые для обретения материальных благ, или религиозные (адхьятмика), направленные на духовную трансформацию или освобождение.

Часто Враты направлены на религиозные цели (адхьятмика), подразумевающие духовную трансформацию или освобождение. Фото: yoga-toury.ru/
Часто Враты направлены на религиозные цели (адхьятмика), подразумевающие духовную трансформацию или освобождение. Фото: yoga-toury.ru/

Священные враты, упомянутые в Пуранах

Аштами Врата

Проводится каждый месяц в восьмой день светлой лунной половины (растущая луна) или в восьмой лунный день темной лунной половины (убывающая луна) месяца Бхадрапады. Она известна как Будха Аштами Врата и считается чрезвычайно удачной, если попадает на среду. Людей, следующих Аштами врате, считают исключительно удачливыми, поскольку они получают много заслуг.

Двадаши Врата

Отмечается в Двадаши, или двенадцатый лунный день, как следует из названия. Если он выпадает на пятницу, он известен как Шукра Двадаши и считается гораздо более благоприятным. Этот пост известен как Убхая Двадаши Врата, если ее совершают в оба дня Двадаши в яркой и темной лунных половинах месяца. Двадасу Врата освобождает соблюдающего пост от мук и наказаний Ада.

Тилака Врата

Многие индуисты, осознают они это или нет, совершают эту врату каждое утро. Люди участвуют в этой врате, нанося на лоб и другие части тела религиозные или кастовые знаки (тилак) белого или красного цвета. Они делают это, чтобы отогнать злых духов и силы, или по семейному обычаю. Это также благоприятный способ начать день и обозначить свое намерение прожить его с лучшими мыслями. Большинство индуистских ритуалов требуют, чтобы и мужчины, и женщины носили тилак на лбу в рамках церемонии.

Джатисмара Врата

Джатисмара Врата — это техника вспоминания прошлых жизней. Согласно Нарадия Пуране соблюдение Экадаши Врата в этот день может сделать безгрешного человека джатисмаром. Вишну-пурана говорит о Шавье, который родился джатисмара-дочерью царя Каши.

Преданные поклоняются своим личным или семейным богам в день церемонии и обещают хранить молчание до вечера или пока не взойдет луна.

Расакальяни Врата

Преданные поклоняются богине Парвати, которая, как предполагается, была первой, совершившей врату. Они омывают ее изображение в топленом масле, прежде чем принести ей подношения во время ритуала. Те, кто выполняет эту врату, понимает его значение или побуждает других следовать ему, очищаются от своих проступков и получает постоянное место в доме Шивы и Парвати.

Поклонение Шивлингу в Сомвра Врат. Фото: inextlive.com
Поклонение Шивлингу в Сомвра Врат. Фото: inextlive.com

Ардранандакари Врата

Шиве и Парвати поклоняются с преданностью и многочисленными подношениями на протяжении всей этой враты. Ее цель – принести мир и счастье в жизнь поклоняющихся (Ардра + Ананда). После их смерти им обещано место в раю Индры, полном наслаждений и блаженства.

Мандарашастити Врата

Пураны описывают эту Врату, но насчет того, как она соблюдалась, точных данных нет. Исследователи предполагают, что скорее всего, этот пост отмечался в шестой лунный день светлой половины первого месяца шести сезонов ведического календаря. Чтобы отвести гнев богов, Пураны призывают последователей относиться к нему с предельной серьезностью и поклоняться Господу Вишну.

Ананта Трития Врата

Эту Врату совершают только женщины зимой. Женщины, выполняющие его, должны получить те же заслуги, что и те, кто совершает жертвоприношение коня. Замужние женщины, вдовы и молодые девушки носят красные, желтые и белые одежды в день Враты и поклоняются Вишну. В конце ритуала они благодарят брахманов подарками и подношениями.

Читайте также:

Как индуистский храм соотносится с телом человека и Бога?

Ом, тилак и рудракша: об основных символах индуизма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»