Духовный путь

Философия Веданты: чем различаются ее три главные духовные школы

Учение Веданта — одна из шести главных философских школ индуизма. Мысли и идеи философии Веданты тесно связаны с древними текстами, называемыми Упанишады. Упанишады — это суть и цель Вед.

Философия Веданты пытается объяснить те вопросы, на которые традиционная индуистская философия не дает четких ответов. В этой статье мы в упрощенной форме постараемся раскрыть основную суть главных школ Веданты.

Школы Веданты делятся на двойственные и недвойственные. Фото: online.diamondapproach.org
Школы Веданты делятся на двойственные и недвойственные. Фото: online.diamondapproach.org

Слово Веданта состоит из двух слов:

  • Веда (वेद) — относится к четырем священным ведическим текстам.
  • Анта (अंत) — это слово означает «Конец».

Слово Веданта буквально означает конец Вед и первоначально относилось к Упанишадам, которые можно рассматривать как завершение Вед в разных смыслах:

  1. Это были последние литературные произведения ведического периода.
  2. Они представляют собой вершину ведической философии.
  3. Их учили и обсуждали в последнюю очередь, на стадии брахмачарьи (ученика).

Читайте также: Адвайта Веданта: почему этот мир на самом деле не дуален

Многие школы Веданты различаются в своем объяснении Бога, реальности и пути к спасению или мокше. Среди них наиболее важными являются:

  • Адвайта Веданта (принцип недвойственности)
  • Двайта Веданта (принцип двойственности)
  • Вишиштадвайта Веданта (принцип высшего дуализма)

Источники Веданты

Ядро Веданты составляют три книги индуистских текстов: Упанишады, Бхагавад-гита и Брахма-сутры. Эти книги вместе называются Прастханатраи. Все учителя Веданты, в том числе Ади Шанкара, Рамануджа и Мадхав Ачарья, основывали свои учения на Ведах.

Главная цель согласно Веданты - познание Брахмана и соединение с Ним. 
Фото: beherenownetwork.com
Главная цель согласно Веданты — познание Брахмана и соединение с Ним. Фото: beherenownetwork.com

Чему учит Веданта?

Веданта объясняет реальность на трех основах.

  1. Брахман или Ишвара, высшая реальность
  2. Атман или Дживатман, индивидуальная душа
  3. Пракрити или Джагат, видимая и постоянно меняющаяся вселенная и реальность.

Веданта учит нас связи между высшим, реальностью и нами. Хотя типы Веданты различаются тем, что такое Брахман, Атман и Пракрити Джагат, суть одна и та же.

Все школы Веданты согласны с тем, что во вселенной существует Высшее существо, или Энергия, или Источник, и мы так или иначе связаны с ним. Высшее существо или бог (энергия, реальность или осознание) находится выше человеческого определения пространства, времени и реальности.

Согласно Веданте, Бог или Брахман — это бесконечное существование, бесконечное сознание и бесконечное блаженство. Хотя Брахман обладает всей мощью и силой, которые только могут существовать во вселенной, он был достаточно милостив, чтобы предоставить нам свободу воли. Однако Веданта придерживается более личного подхода к богу.

Согласно Веданте, Бог обитает внутри нас как атман или душа. Атман никогда не рождается и никогда не умирает. Он не испорчен нашими эмоциями и колебаниями ума и тела. Таким образом, Атман един с Брахманом, и цель Веданты — открытие Бога внутри себя.

Также общим для всех школ Веданты является принцип перерождения (сансара) и стремление освобождения из цикла перерождений (мокша).

Цикл Акаши и Праны

Вся материя во вселенной является результатом одной изначальной материи, называемой акаша. Все силы Вселенной, притягивающие или отталкивающие, являются результатом одной изначальной силы или энергии, называемой праной.

Прана, действующая на Акашу, создает и уравновешивает вселенную. В начале времен акаша неподвижна и непроявлена. Когда прана действует на акашу, она создает во Вселенной сложные живые и неодушевленные объекты.

Акаша и прана могут быть преобразованы в третью вещь, называемую Махат – Универсальный Космический Разум или Брахман. Таким образом, акаша и прана не являются частью космического разума, но могут быть трансформированы в него.

 Hinduism Today
Hinduism Today

Школы Веданты

Адвайта Веданта (принцип недвойственности)

Адвайта-веданта по своей сути является монизмом, и эта концепция восходит к Ведам и Упанишадам. Согласно философии Адвайты, высший, трансцендентный бог проявляется как Вселенная благодаря своей творческой энергии – Майе.

Майя — это то, что кажется реальным в момент переживания, но не имеет бесконечного существования. Ощущающее «я» (Джива) и незапятнанное трансцендентное «я» вселенной (атман) — одно и то же (оба — брахманы). Адвайта Веданта говорит о разных планах сознания.

Большинство последователей Адвайты следуют шиваизму, полагая Шиву как Брахман.

Двайта Веданта (принцип двойственности)

Принцип двойственности Всего - основа Двайты Веданты. Фото: online.diamondapproach.org
Принцип двойственности Всего — основа Двайты Веданты. Фото: online.diamondapproach.org

Двайта Веданта рассматривает Брахмана как отдельную сущность от Атмана. Брахман сам создал материальный мир, но он не является частью Брахмана, как в Адвайта Веданте.

Большинство последователей Двайта Веданты следуют вайшнавизму и поклоняются одному богу, чаще всего в форме Вишну или Кришны (как Брахмана). Здесь Вишну рассматривается не как один из Тримурти, а как высшая реальность/сам Брахман.

В основном в Двайта Веданте путь к мокше или спасению лежит через молитву Богу. Атман может переходить в высшие или низшие формы в зависимости от своих деяний, но Брахман — единственный, в котором форма не меняется и не подвержена смерти и циклам вселенной.

Вишиштадвайта Веданта

Вишиштадвайта означает Адвайта, обладающая уникальностью. Здесь Брахман вечен, но существует в различных формах как атман. Вселенная считается не иллюзией, а частью природы брахмана.

В Вишиштадвайте бог рассматривается как Пара Брахман или Ишвара , чувствующие существа — как чит-брахман , а неживая вселенная — как ачит-брахман .

Шри Рамануджачарья - оснвоатель Вишиштадвайта Веданты. Фото: wikipedia.org
Шри Рамануджачарья — основатель Вишиштадвайта Веданты. Фото: wikipedia.org

Ишвара или Брахман в «Висиштадвайта-веданте» — это антарвьяпи — пребывает как сокровенная сущность всех существ и бахувьяпи — как место жительства всех существ. Таким образом, Брахман един с миром, а мир един м Брахманом одновременно. Согласно Висиштадвайте, разумное и вселенная всегда существуют, но могут трансформироваться.

Другие школы Веданты

Число выдающихся школ Веданты среди ученых различается: их насчитывают от трех до шести. Помимо перечисленных в этой статье основных школ, существуют также:

  1. Таттвавада (Двайта) — вайшнавская школа, основанная Мадхвачарьей (1199–1278 гг. Н. Э.)
  2. Суддхадвайта  вайшнавская школа, основанная Валлабхой (1479–1531 гг. Н. Э.)
  3. Ачинтья Бхеда Абхеда — вайшнавская школа, основанная Чайтаньей Махапрабху (1486–1534 гг. Н. Э.).

Кроме того, в философии Веданты существует такое понятие, как Бхедабхеда Веданта (различие и неразличие). В этом контексте Бхедабхеда является скорее традицией, чем школой Веданты. Последователи этой традиции подчеркивают, что индивидуальное «я» ( Дживатман ) одновременно отличается от Брахмана и не отличается от него.

В целом, напрравляемая Ведами, Веданта — это образ жизни, который учит нас быть в гармонии с другими и, что наиболее важно, с истинным «Я», или Атманом.

Амалия Тимофеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»