Духовный путьКолонка редактораПутешествия

Хемис гомпа: по гималайскому следу Иисуса

Путешествие по Ладакху продолжается. Позади уже много пройденных дорог, снежных перевалов и пустынных долин этого фантастического края. Впечатления каждого нового дня яркими красками смывают воспоминания дня предыдущего. Привыкаешь каждый день удивляться и восхищаться все новыми картинами, и каждый раз кажется, что уже невозможно увидеть и узнать что-то еще более интересное. Но Ладакх таков, что открывается постепенно. Словно таинственный тибетский колдун, выкладывает перед тобой свои магические атрибуты, продолжая забирать твою душу вновь и вновь. Наша следующая остановка — Хемис гомпа, что манит к себе самыми невероятными историями и самыми насыщенными цветами.

У монастыря Хемис, Ладакх. Здесь и далее фото автора

Родина красных шапок и самая большая тханка в мире

Этот богатый, яркий, процветающий и в наши дни монастырь был издавна известен и посещаем, поскольку находился недалеко от Великого шелкового пути.

Хемис – место исторически насыщенное, овеянное самыми разными легендами и отчасти даже знаковое. Монастырь существовал уже в XI веке, и заново был отстроен в 1672 году.

Эту гомпу связывают с именем знаменитого буддийского учителя и святого Наропы. Считается, что Наропа создал школу Кагъю* именно здесь.

*Кагью — одна из четырёх школ тибетского буддизма, йогическая традиция (Шесть Йог Наропы), традиция «красных шапок».

Вообще, Хемис – один из немногих буддийских монастырей Ладакха, который обрел действительно мировую известность. И известность эту ему подарил проходящий здесь ежегодно фестиваль, посвященный Гуру Ринпоче (Падмасамбхаве). По всему интернету гуляют фотографии и видео, на которых во время фестиваля монахи танцуют в пугающих красочных масках, отождествляя себя с просветленными существами.

Фестиваль проходит 10-11 июля и привлекает огромное количество паломников и туристов со всего мира. Во время нашего путешествия в июне нам удалось увидеть, как монахи поют и танцуют, разучивая различные движения танца во внутреннем дворе гомпы. 

А еще в монастыре хранится самая большая танка в мире, которую разворачивают во время фестиваля.

Но это далеко не самое необычное, чем прославилась эта гомпа.

Читайте репортаж о Ладакхе: Край, где Бог открывает сердце

«Неизвестная жизнь Иисуса»: Тибетское Евангелие

Ладакх вообще — место удивительное и удивляющее. Мистическое дыхание вселенной здесь струится по ледяным снежным вершинам, оживляя эти суровые места дуновением ветра и летящими вместе с ним тайными знаками, что начертаны на разноцветных флажках лунгта и в древних манускриптах, сокрытых за древними стенами обителей.

Монастырь в Хемисе – одно из таких мест, где реальность сплетается с легендами. И порой невозможно понять, где проходить эта невидимая грань. Да и не хочется. Все что происходит в Тибете – по-своему чудесно, и по-своему настоящее.

Хемис гомпа хранит одну такую реальность – легенду о пребывании в Гималаях Иисуса Христа.

Свидетельства об этом нашел в монастыре русский путешественник и писатель Николай Нотович, которые путешествовал по Ладакху в 1890 году.

Как писал впоследствии сам Нотович в своей книге, в поездке он сломал ноги. И на два месяца был вынужден остановиться в Хемис гомпа, чтобы залечить травму, прежде чем отправиться дальше.

Путешественник проводил много времени в библиотеке монастыря. Однажды он случайно наткнулся на сочинения об Иссе, которые были написаны на тибетском языке.

Нотович пишет о том, что это не был единый текст, а разрозненные рассказы, которые содержались в различных по содержанию рукописях. Один из лам монастыря помог писателю установить хронологический порядок рассказов. В одном из манускриптов, которые перевел лама, как утверждает Нотович, описывалась неизвестная жизнь Иисуса Христа – тот период, что охватывал годы его жизни с 12 до 33 лет. Этот текст получил негласное название «Тибетское Евангелие».

В тибетском тексте рассказывалось о посещении Христом Ладаках, Синда, Раджгира, Бенараса, Непала, Кашмира и Персии.

«Знаки Христа». Николай Рерих, 1924. Из открытых источников

Предания эти, по словам ламы из Хемис гомпы, были записаны в Индии на языке пали. Датируются они серединой I века н.э. и составлены по рассказам очевидцев, встречавших Иссу во время его пребывания в Индии и Непале.

Другой источник – сообщения индийских купцов, которые торговали с Иерусалимом и часто ходили из Индии в Иудею. Около 200 года палийские свитки попали вместе с ними в Непал, а затем в Тибет. Там в гомпе на горе Марбур, что расположена недалеко от Лхасы, их перевели ламы монастыря. В Хемисе же хранились копии этих переводов.

Все это Нотович описал в своей книге «Жизнь святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих». Она была издана в Нью-Йорке в 1894 году под названием «Неизвестная жизнь Иисуса».

Легенда или быль? Сведения Николая Рериха

Книгу Нотовича впоследствии критиковали, подвергая сомнению содержащиеся в ней данные. Что в общем-то совсем не удивительно, учитывая то, о чем говорилось в книге. Ведь на тот момент (да и сейчас!) это было нечто сенсационное и далеко не угодное официальной христианской Церкви.

Но были и те, кто подтвердил уникальную находку Нотовича. Среди них – знаменитый художник, путесшвтеннки и филосовф Николай Рерих. Ровно сто лет назад, в 1920-е годы во время экспедиции по Гималаям, Ладакху и Тибету, в которой он исследовал культурное наследие древних цивилизаций, он записал в своем путевом дневнике:

«Так мы узнали о подлинности рукописи об Иссе. В Хемисе лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены. Есть особый смысл в том, чтобы рукопись сохранно лежала в Хеми, или Хемис. Есть особое значение в том, что ламы так тщательно скрывают её. Этой рукописи уместно лежать около Ле, где была проповедь Иссы об общине мира, еще до проповеди в Палестине».

«Исса и голова Великанова», Николай Рерих, 1932

Рерих писал также о важном значении этого манускрипта. Ведь в нем рассказывалось не только о жизни Христа, но и о значении женщины и общины. А также содержались указания на буддизм.

«Понятно, почему рукопись сохранилась именно в Хемисе. Это один из старейших монастырей Ладака, счастливо не разрушенный во время нашествия монголов и при гонениях на буддизм невежественными ордами Зоравара. Укромное положение монастыря, быть может, помогло его сохранности. Путь Великого Общинника проходил из Индии около этого места». 

Впереди — огни

Наш проводник тоже знал о рукописях, согласно легенде, хранящихся в Хемисе. Но переговорить ни с кем из лам не удалось – все монахи были заняты подготовкой к предстоящему фестивалю.

Да и вряд ли бы кто-то ответил на наши вопросы об этих рукописях. Обычно такие сведения не афишируются, а от чужестранцев и вовсе скрываются.

Как бы там ни было, мы уезжали из Хемис гомпы, погруженные каждый в свои мысли. Был вечер, и солнце катилось за укутанный снегами Гималайский хребет. Закат красным и золотым светом растекался по вершинам, и казалось, что вся гряда полыхает огнем. Не тем огнем, что уничтожает и разрушает, а теплым, согревающим огнем, что всегда символизировал благую весть.

Недаром и Рерих в этих местах так много писал о Будде грядущего – Майтрейе, чье имя звучит как Тот, кто есть Любовь…

Анастасия Ермакова, главный редактор «Индия Свами»

Может быть интересно:

Монастырь Спитук: самая мистическая гомпа Ладакха

Буддийские ступы Ладакха

Зачем в Ладакхе и Тибете везде развешивают разноцветные флажки лунгта?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»