Духовный путьКолонка редактораПутешествия

Монастырь Спитук: самая мистическая гомпа Ладакха

В Спитук приезжаем под вечер. После насыщенного дня и путешествия по другим гомпам кажется, что этот нескладно примостившийся на скале монастырь, всего в 8 км от столицы Ладакха – Ле, —   уже не может произвести на ум и сердце какого-то особенное впечатление. Но не тут-то было. Чувство, охватившее меня в этом монастыре, оказывается чуть ли ни самым сильным мистическим переживанием за все время путешествия по Ладакху

Читайте: Ладакх: край, где Бог открывает сердце

От истоков

Монастырю, что расположен на высоте 3307 м, около тысячи лет. Он был основан в 11 веке и принадлежит к буддийскому ордену Гелугпа (т.н. «желтошапочники»). По другой версии, монастырь заложили в XV в. Самая старая его часть – Гонкханг (Gonkhang), расположенный на вершине холма, где есть образы божеств-покровителей.

В округе Спитук является главной гомпой, в подчинении которой находится несколько других монастырей — Сток, Санкар и Сабу.

Кстати, главный Лама монастыря Спитук, Его Святейшество Ринпоче Кушок Бакула является и главным ламой всего Ладакха. 

Хранители Вечности, разрушающие Вселенную

В главном молитвенном зале гомпы – богато украшенный трон Далай-Ламы, утопающий в цветах и других подношениях, традиционные статуи будд и бодхисатв за стеклом и прекрасная «новогодняя» иллюминация. Разноцветные огоньки гирлянды весело мерцают в светлом просторном зале, ненавязчиво играет какая-то приятная музыка, у стены на подушках – несколько медитирующих индусов.

Читайте также: Буддийские ступы Ладакха

Обхожу зал традиционно слева направо, по часовой стрелке. Разглядываю статуи, задерживаясь у некоторых чуть дольше, когда глаз цепляет какую-то интересную деталь.

Выхожу, собираясь уже уходить. И тут замечаю неприметную дверь справа от зала. Что-то странным образом тянет меня туда. Переступаю порог комнаты и поначалу не могу понять, что происходит.

Все тело с ног до головы пробивает волна дрожи, по коже бегут мурашки, а сердце охватывает странное волнение. Оно не пугает, не заставляет бояться, но это чувство волнения невероятно сильное. Сердце колотиться и замирает как будто перед встречей с чем-то особенным.

В молитвенной комнате темно и тепло. Красный загадочный свет затапливает маленькое помещение, словно некая вязкая и теплая субстанция. Воздух и даже как будто сама энергия пространства очень плотная. Кажется, что можно протянуть руку и потрогать ее на ощупь.

Помещение не больше метров трех, за стеклом вдоль стены — темные, вырезанные из черного камня статуи каких-то божеств. В невероятном волнении подхожу ближе и читаю таблички с именами богов:

Шестирукий Махакала и его спутники: Ямарадж, Чамунда, Кали…

Так вот, в чем дело. Вот чьи энергии населяют эту маленькую красно-черную комнату. Вот чьи энергии запускают волны дрожи по телу, рождая в мозгу тысячи мыслей или напротив, очищая его. Передо мной предстают они – сами хранители Вечности. Те, кто, разрушая, порождают новое, те кто вне пределов ума и самого Времени.

Океан Жизни и космос Смерти закручиваются фантасмагорическим омутом в воронку сознания, вливаясь через макушку головы внутрь тела и наполняя странным благоговейным восторгом перед мощью и величием этой вечной, нерожденной, безначальной и безконечной Силы.

Не делаю ничего, чтобы вызвать в себе какие-то осознания или чтобы прекратить поток, идущий через меня. Тянет совершить простирание, и я не сопротивляюсь.

Выхожу, оставив здесь подношение и все еще дивясь накрывшем меня переживаниям. Ведь они были не просто внутри меня, они ощущались физически, как только я переступила порог комнаты и еще не знала, кому здесь идет поклонение.

Время над Временем. Кто такой Махакала?

Махакала, тибетская тханка в Ликир-гомпа

В буддийской традиции Махакала —  свирепый охранник и защитник учения Будды и Дхармы. Как считают ученые, Махакала вошел в состав буддийского пантеона Ваджраяны из традиции тантрической индийской йоги как проявление Господа Шивы — Бхайрава (гневная, разрушающая форма бога).

Махакала в переводе с санскрита означает «Великое время», и первоначально в индуизме он был одной из двух ипостасей бога Шивы. Согласно индуистской космогонии, особая энергия, или форма Шивы — Время (Кала), в котором, создаётся вселенная, и которое, обратившись в грозное пламя, уничтожает её в ходе светопреставления.

Но когда «огонь Времени» (кала-агни) затухает, Время «пожирает само себя» и превращается в Махакалу — абсолютное «Время над Временем», Вечность. Это совпадает с началом периода небытия вселенной.

Не менее интересны и спутники Махакалы. Чамунда — грозная форма богини Шакти-Деви, супруги Шивы. Ямарадж  — бог смерти и справедливости, верховный судья загробного царства, Кали – еще однаяростная форма Шакти, уничтожительница демонов. Гнев Кали настолько ужасен, что грозит существованию мира, поэтому особая тема в мифологии — усмирение Богини.

Кстати, рядовые тибетцы панически боятся Махакалу, признавая в нём демона. Большую часть года, за исключением специальных дней, когда проводятся посвященные ему ритуалы, изображение Махакалы в гомпах закрыто в специальной часовне. Да и в Спитук-гомпа лики Махакалы и его спутников были прикрыты тканью.

Что еще интересного находится в монастыре Спитук?

В Храмовом зале гомпы можно увидеть висящие на стенах древние тантрические маски. Эти реликвии до сих пор используются во время ритуала Танца Цам на фестивале Густор, ежегодной приводящемся в монастыре.

В дукханге гомпы (зал собраний) видим пять рядов сидений для лам с каждой стороны и стеллажи с тибетскими текстами. За главным залом есть небольшая комната с образами Цонкхапы, двух его учеников, Тары и Будды.

Также в гомпе хранятся древние тханки, некоторые из которых привезены из Лхасы после китайской оккупации.

За монастырем довольно хорошо следят. В 70-е годы прошлого века многие его храмы были отремонтированы. В 1960 году был построен храм Чикханг со статуями Будды Шакьямуни и Авалокитешвары. Еще здесь можно увидеть статую Падмасамбхавы и храм Долма Локханг, посвящённый Таре. Там находятся 21 её статуя.

Как добраться

Спитук находится в 8 км к юго-западу от Ле, прямо в горах над лехским аэропортом.

Если вы путешествуете самостоятельно, лучше всего взять в Ле такси или арендовать автомобиль/байк. О города можно добраться до монастыря и пешком, если вы любите пешие прогулки.

Каждый турист должен заплатить 30 индийских рупий в качестве взноса при посещении гомпы.

Анастасия Ермакова, главный редакатор «Индия Свами»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»