Индуизм и буддизм: сходства и отличия
И индуизм и буддизм зародились на Индийском субконтиненте и имеют очень давние, но довольно своеобразные и, даже можно сказать, неудобные отношения, которые во многом сравнимы с отношениями иудаизма и христианства. Будда родился в индуистской семье, так же, как Христос родился в еврейской семье. Некоторые люди до сих пор утверждают, что буддизм был ответвлением индуизма, а Будда был частью индуистского пантеона, и эта точка зрения неприемлема для многих буддистов.
Однако широко признано, что буддизм приобрел популярность в Индии, потому что он освободил многих людей от оков традиций и ортодоксальности, которых иначе считали лишь жертвами своей собственной кармы. Своими учениями и руководством Будда создал надежду и стремление для тех, у кого раньше не было надежды на спасение и свободу выбора.
Более 1500 лет назад, индуистская традиция признала Будду одним из 10 воплощений бога Вишну. Однако между обеими традициями в течение очень долгого времени все равно существовало сильное соперничество. Последователи Шивы и Будды в прежние времена едва могли терпеть друг друга. Были случаи преследований буддистов со стороны индуистских правителей, например Сасанк, правитель из Бенгалии, разрушил буддийские памятники и сжег дерево Пипал, под которым Будда получил просветление. Но все же подавляющее большинство правителей придерживалось политики религиозной терпимости.
Несмотря на фундаментальные различия между обеими религиями, индуизм и буддизм во многом повлияли друг на друга. Буддийское представление о непричинении вреда и сострадании ко всем живым существам глубоко укоренилось на индийской почве, тогда буддизм махаяны взял за основу традиционные индийские методы религиозного поклонения. Буддизм повлиял на рост и развитие индийского искусства и архитектуры и внес большой вклад в практику дыхания и медитации для достижения осознанности и высших состояний сознания. Индуистская тантра повлияла на зарождение и эволюцию буддизма Ваджраяны, который стал популярным в Тибете.
Сходства
Индуизм и буддизм имеют некоторые из следующих общих черт.
1. Мир. И индуизм, и буддизм подчеркивают иллюзорную природу мира и роль кармы и действий, основанных на желаниях, в удержании существ в цикле рождений и смертей.
2. Оковы и страдания. Согласно Будде, желание является основной причиной страдания, и устранение желания во всех его формах приводит к прекращению страдания. Аналогичной точки зрения придерживаются почти все индуистские философские школы и секты. Индуистские тексты, такие как Упанишады, Веды, Тантры и Бхагавадгита, предполагают, что действия, одержимые желаниями и привязанностью к мирским вещам, несут ответственность за наше рабство и страдания, в то время как совершение действий в качестве жертвоприношения без желания их плодов приведет к наше освобождение.
3. Доктрина: И индуизм, и буддизм являются дхармическими религиями. Дхарма занимает центральное место в обоих случаях, хотя ее значение и цель различны. Обе религии верят в концепцию кармы, цикла рождений и смертей (сансары), переселения, реинкарнации или возрождения существ (или душ) в соответствии с их предыдущей кармой.
4. Добродетели: оба учения подчеркивают важность развития сострадания, ненасилия и бескорыстного служения всем живым существам для достижения освобождения.
5. Рай и ад. Обе религии верят в существование нескольких адов и рая или высших и нижних миров, в которые существа могут войти после смерти в соответствии со своими желаниями и прошлыми поступками. Однако они также считают, что это задерживает освобождение и не устраняет страдания.
6. Боги: И там, и там верят в существование богов и небесных существ в разных планах. Также распространены общие имена нескольких божеств, таких как Индра, Брахма, Яма, Варуна и т. д.
7. Практики: Оба верят в важность определенных духовных практик для достижения освобождения, таких как йога, практика медитации, осознанное дыхание, концентрация, осознанность, развитие определенных бхав или состояний медитативного погружения (дхьяны) и так далее.
8. Чистота и характер. Оба верят в непривязанность, отказ от мирской жизни, необладание и развитие добродетелей, таких как ненасилие, правдивость, принятие обетов и т. д., как предварительное условие достижения освобождения.
9. Желание. Оба учения считают желание главной причиной страдания, а отказ от желания — основным решением пути к освобождению.
10. Пустота. Индуистская философия Адвайты в некоторых отношениях похожа на буддийскую теорию Шуньявады (пустоты).
11. Непостоянство. И там и там верят в непостоянство (анитья) мира как причину старения, болезней, смерти и разложения, а также страданий, которые возникают из-за этого. Они также считают, что кажущаяся реальность или объективная реальность (не-я) — это временное явление или иллюзия.
12. Тантра. В буддизме и индуизме есть свои версии тантры и древних шаманских практик. У обоих есть традиционные ритуальные практики правой руки и нетрадиционные ритуальные практики левой руки.
13. Происхождение: оба учения возникли и развивались на Индийском субконтиненте. Основателем буддизма был индуистский принц, ставший Буддой. Буддизм – величайший дар древней Индии миру. На протяжении почти двух тысячелетий буддийское учение господствовало во многих частях света и влияло на развитие там культуры и цивилизации.
14. Символика смерти. И индуизм, и буддизм признают смерть неизбежным аспектом жизни. Оба олицетворяют Смерть как божество и называют его Калой, Ямой, Марой и т. д. В обеих традициях Смерть приравнивается ко Времени.
15. Освобождение: Оба верят, что освобождение, а не возрождение или небесная жизнь, должно быть высшей целью и лучшим и постоянным решением проблемы страданий и рабства.
16. Космология. Космологии обеих религий имеют несколько общих черт. Оба признают четырехуровневую вселенную, состоящую из множества миров и сфер. Индуизм признает подземный мир, мир смертных, средний регион и бессмертный мир Брахмана. Буддизм признает подземный мир, землю, срединную область богов и небесных тел, а также высший план Брахмалоку.
17. Вселенная: Обе религии считают землю центром этой вселенной, покоящейся на горе Меру, окруженной семью концентрическими кольцами высоких гор и семью океанами, с адами асуров внизу и мирами дэвов наверху. Оба считают Индийский субконтинент священной землей и называют его Джамбудвипа.
18. Тонкие миры: Оба верят в существование грубого и тонкого миров. Тонкие слова могут быть восприняты людьми во время медитации.
19. Сверхъестественные силы. Оба верят в способность человека достигать сверхъестественных или божественных способностей, а также в сохранение и воспоминание впечатлений прошлой жизни.
20. Теология: Обе религии являются теологиями освобождения. Высшей целью человеческой жизни они считают освобождение (мокшу или нирвану) от круговорота рождений и смертей.
21. Разнообразие. И в индуизме, и в буддизме есть множество школ, сект и подсект. За некоторыми исключениями, обе религии одобряют ритуальное и духовное поклонение божествам. У них также есть много одинаковых убеждений и мнений относительно природы существования, реальности, истинного знания, состояний сознания и т. д.
Отношение Будды к индуистам
До своего просветления Будда воспитывался в традиционной индуистской семье. Прежде чем найти свой собственный путь, он обратился к индуистским гуру, чтобы найти ответы на проблему страданий. Он следовал техникам медитации и аскетическим практикам, предписанным индуистскими писаниями и которым следовали индуистские йоги его времени. Говорят, что после того, как он стал Буддой, он проявил особое внимание к индуистам высшей касты, особенно к брахманам (священникам) и кшатриям (воинам), из-за их знаний, обучения и кармы прошлой жизни.
Будда советовал ученикам относится к брахманам с уважением. Изображение: OUM.RU
Поэтому он советовал своим ученикам относиться к брахманам с уважением и вниманием из-за их духовного склада ума и внутреннего прогресса, достигнутого во время их предыдущих рождений. Говорят, что определенные категории брахманов имели свободный доступ к Будде, а некоторые брамины-аскеты были допущены к монашеской дисциплине, не подвергаясь суровым испытаниям, которые в противном случае были обязательными для всех классов людей. Будда обратил в буддизм многих брахманов и считал их участие верным признаком прогресса и популярности своего молодого движения. Несколько сотен лет спустя мы находим отголосок аналогичного чувства в надписях царя Ашоки, который призывал народ своей империи проявлять должное уважение к ученым брахманам.
Различия буддизма и индуизма
Ниже приведены некоторые различия, которые мы можем увидеть в принципах и практике этих двух религий.
1. Основатель: Индуизм был не основан каким-либо пророком-провидцем или гуру. Буддизм был основан Буддой. Индуизм не является организованной религией. Во многих отношениях буддизм довольно четко разделен на три направления, а именно: Будда, Сангха и Дхарма (Три Драгоценности).
2. Священные Писания. Индуизм верит в неприкосновенность и верховенство Вед. Буддисты уважают учения Будды, особенно те, которые касаются Дхармы или Четырех Благородных Истин и Восьмеричного Пути, но не верят в неприкосновенность какого-либо конкретного писания.
3. «Я», а не «я». Буддизм не верит в существование вечных и неразрушимых душ, а также в первопричину или Бога-творца. Индуизм верит в существование Атмана, бессмертного и неизменного индивидуального «я», и Брахмана, вездесущего, всемогущего, Высшего «Я».
4. Будда. В индуизме Будда является воплощением Махавишну, одного из богов индуистской Троицы. В буддизме Будда – высшее божество. Буддисты не признают ни одного индуистского бога равным или превосходящим Будду.
5. Дэвы. В индуизме боги и богини (дэвы) бессмертны. В буддизме они подвержены изменению и распаду, в том числе те, которые носят то же имя, что и боги индуизма, например Индра, Брахма, Варуна и т. д. Они живут миллионы лет, но не бессмертны.
6. Поклонение. Изначальный буддизм, которому учил Будда, известен как буддизм Тхеравады или буддизм Хинаяны. Его последователи не поклоняются Будде или его изображениям ритуально. Они также не верят в идею Бодхисаттв. В индуизме центральным элементом является ритуальное поклонение богам и богиням. Однако некоторые секты буддизма, такие как секта Махаяны, ритуально поклоняются формам и изображениям Будды.
6. Цели: Индуизм признает четыре главные цели (пурушартхи) человеческой жизни, а именно дхарму (религиозный долг), артху (богатство или материальные блага), каму (желания и страсти) и мокшу (спасение). Буддизм считает преодоление страданий и достижение нирваны единственной целью человеческой жизни. Поэтому он признает только две цели, а именно изучение и практика Дхармы (учения Будды) и освобождение (нирвана).
7. Отречение. Индуизм признает четыре ашрама или стадии человеческой жизни и призывает домохозяев практиковать отречение (саньясу) после выполнения всех мирских обязательств. В буддизме этому не следуют. Буддисты могут присоединиться к ордену монахов (Сангхи) в любое время, даже будучи маленькими детьми, в зависимости от их духовной подготовленности. Однако в обеих традициях у людей есть выбор: стать отреченными по своему желанию или по велению своих родителей или учителей.
8. Монашество: буддисты, принимающие обеты и вступающие в монашескую жизнь, объединяются в Орден (Сангху) монахов. Они живут группами и соблюдают строгую монашескую дисциплину в соответствии с набором четко определенных и систематизированных правил. Индуизм не является монашеской религией. По сути, это религия личности.
9. Бодхисаттвы. Буддизм верит в концепцию бодхисаттв или духовно совершенных существ, которые откладывают свое спасение, чтобы помочь другим в их страданиях. В индуизме нет подобной концепции.
10. Статус богов. Боги индуизма очень могущественны, и им можно поклоняться как высшим богам творения. Они играют важную роль в обеспечении порядка и регулярности миров. Им также ритуально поклоняются и приносят подношения. Буддийские боги не пользуются таким же высоким статусом и популярностью.
11. Сфера применения: Принятие прибежища в Будде, присоединение к Сангхе и следование Дхамме — три основных требования буддизма на Восьмеричном пути. В индуизме вы не найдете подобного подхода, который практикуется повсеместно. Он предлагает последователям множество вариантов и альтернатив для работы ради своего освобождения.
12. Карма и перерождение. Хотя обе религии верят в карму и перерождение, они различаются по способу действия этих принципов и определения судьбы существ на Земле. В индуизме это воплощенное «я» (дживатма), которое поймано в сансаре и проходит через переселение, и которому необходимо стать свободным посредством самоочищения. В буддизме именно существо (джива или не-я) поймано в сансаре и нуждается в достижении нирваны посредством самотрансформации и рассеяния.
13. Жизнь после смерти. Обе религии также различаются в отношении загробной жизни. Индусы верят, что после смерти души отправляются в мир предков и остаются там. В буддизме мы не находим никаких упоминаний о мире предков, но есть несколько адов и рая, куда существа после смерти могут уйти и остаться.
14. Состояние освобождения. Индуизм верит, что после достижения освобождения индивидуальное «Я» становится бессмертным. Оно может либо слиться с Высшим Я, либо навсегда остаться в бессмертном мире. Буддисты верят, что, достигнув нирваны, существо входит в неописуемое состояние нестановления и небытия.
Заключение
Из двух религий индуизм старше как минимум на одну или две тысячи лет. Некоторые буддисты утверждают, что исторический Будда мог родиться в шестом веке до нашей эры, но Изначальный Будда, проявлением которого он был, мог ранее воплощаться на Земле несколько раз и в разные временные циклы, чтобы обучать этому учению. По их мнению, исторический Будда — лишь один из многих будд, которые, возможно, предшествовали ему и могли следовать за ним. Их вера распространена в некоторых сектах буддизма.
Это похоже на убеждения индуистов о том, что индуизм — это вечная религия, которая проявляется в начале каждого творения через уста или разум самого Бога, и в каждом цикле творения Веды отражаются в тонких и грубых сферах мироздания. Божье творение. Таким образом, некоторые индуисты считают, что возраст индуизма не может быть определен, и что он существует с начала времен. Однако это убеждения, которые не могут быть подтверждены иначе, как авторитетом Священных Писаний. Имеющиеся данные не подтверждают теорию о том, что буддизм существовал как религия или как система учения до рождения Будды. В случае с Махавирой, основателем джайнизма, у нас есть свидетельства того, что он был последним в длинной череде 24 джайнских тиртханкаров. Однако в случае с буддизмом такого подтверждения у нас нет.
Технически говоря, индуизм — это не религия, а группа религиозных и сектантских движений, которые разделяют некоторые фундаментальные и в некоторых отношениях идентичные верования, региональные различия, историю, традиции и обычаи, характерные для страны и времени, в которое они зародились и развивались.
Напротив, буддизм — это устоявшаяся и организованная религия, имеющая набор верований и практик, широко известный как Дхарма, основанный на Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном Пути. Хотя она возникла из учения Будды, благодаря свободе, которую он дал своим последователям, со временем она превратилась в многогранную религию с многочисленными школами и сектами. Структурно современный буддизм так же разнообразен и сложен, как и индуизм.
В итоге, можно с уверенностью заключить, что в первые несколько столетий после нирваны Будды буддизм был неотъемлемой и значительной частью сложного религиозного характера Индийского субконтинента. Существовало также несколько религий, сект, подсект, аскетических движений и философских школ с региональными и культурными различиями. Историки британской эпохи коллективно и довольно ошибочно объединили их всех под общим названием «Индуизм».
Неудивительно, что многие люди, не знакомые с историей Индийского субконтинента, не замечают и не понимают той глубокой связи, которая существовала и существует между индуизмом и буддизмом, и того значительного влияния, которое они оказывали друг на друга на протяжении последних 2500 лет.
Джаярам В
Читайте также: