ПутешествияРазное

Племена на голубых горах: светлые маги тодды и карлики-колдуны курумбы

Нилгири… Это невероятное место было открыто англичанами лишь в 1818 году, несмотря на то, что к этому времени Британская Ост-Индская компания уже несколько столетий властвовала над индийскими территориями. Причиной этому являлось то, что местные жители панически боялись обитавших на тех горах тоддов и карликов муллу-курумба, обладающих сильнейшими магическими способностями, и отказывались сопровождать туда англичан. Но все это было 200 лет назад, а о том, что же там происходит в наши дни нам рассказал основатель портала «Индия Свами» Александр Бондаренко, долгое время путешествовавший по Индии.

Тодды в традиционной одежде. Фото: mtdata.ru

Край вечной весны и…магии

Удивительных мест в Индии много, и каких-то только загадок не встречается на ее пестром полотне, разостланном от Аравийского моря до Бенгальского залива и от снежных Гималаев до жаркого Малабарского берега. 

Но есть среди них одно, совершенно особенное. Это край, где царит вечная весна, а деревья и травы круглый год благоухают своим дурманящим цветением. 

Нилгири. Фото wikimedia.org

Это Нилгири — загадочные и прекрасные голубые горы, что затеряны на юге Индии — в штате Тамилнад. 

Славятся эти горы не только своей райской природой, но и таинственными обитателями — племенами тоддов и муллу-курумба, о которых вот уже двести лет ходят самые невероятные слухи и легенды, порой леденящие душу.

Например рассказывают, что человека, на которого с ненавистью посмотрел курумб можно спасти только если успеть в течение суток показать его тоддам, настолько сильна черная магия этих карликов, которые сейчас скрылись глубоко в лесах и вообще не показываются людям. Об их повелителях тоддах известны не менее удивительные вещи.

Читайте также: «Мантра — главный инструмент тантрического мага в Индии»

Открытие англичанами этих доселе неизвестных племен стало громким этнографическим открытием, которое буквально потрясло весь научный мир Запада. Елена Блаватская в 1880-х годах написала о путешествии к этим племенам книгу “Загадочные племена на голубых горах”, в которой рассказала множество ошеломляющих фактов об этих племенах.

И самым удивительным был тот факт, что до 19 века никто из европейцев не знал и даже ничего не слышал об этих этнических группах.

Местность, где они обитали (и, возможно, обитают до сих пор) имеет совершенно уникальный для Индии климат. Это действительно страна вечной весны и буйной зеленой природы. В самые холодные месяцы температура не опускается ниже +16 градусов, а в самые жаркие — не поднимается выше +22 градусов тепла.

Голубые горы. Фото: live.staticflickr.com

Еще одной необычной особенностью этого места является невероятно плотный туман, спускающийся с гор и окутывающий все вокруг. Этот туман настолько плотный, что на расстоянии вытянутой руки невозможно разглядеть человека, стоящего перед тобой. Его плотность так высока, что буквально осязаема.

Также Блаватская рассказывает, что змеи, которые обитали здесь в огромных количествах, были неядовитыми и совершенно безобидными для людей, что тоже очень удивительно для Индии, кишащей опасными змеями, такими как кобры. 

Что за племена здесь обитали?

Этническая разница между племенами, населявшими Нилгири тоже кажется чем-то невероятным и странным. Ведь все племена, которые там жили — это были разительно отличающиеся друг от друга этнически группы людей. А их культура и религиозные воззрения также чрезвычайно сильно отличались от всего, что встречалось на территории остальной Индии. 

И первые среди них — Тодды. Это очень высокие, красивые и хорошо сложенные люди, совершенно не похожие на типичного жителя Индии, со своей уникальной религией.

“Все приобретенное сводилось под один и тот же итог: тодды не принадлежат к обыкновенному человечеству. Они родятся и умирают только для виду, их миссия на земле охранять их верных слуг баддагов от козней муллу-курумбов” , — писала в своей книге Е.Блаватская.

Тодды 150 лет назад. Фото: ic.pics.livejournal.com
Тодды. Современное фото / webpulse.imgsmail.ru

Баддаги — этническая группа, похожая на обычных индусов. Однако вся их жизнь была подчинена одному — служению и обожанию тоддов, которым они подчинялись беспрекословно. И хотя номинально они и были индуистами, тоддов они ставили во много раз выше даже почитаемого ими бога Шивы.

Муллу-курумба — злобные карлики-маги ужасного отвратительного вида, и как отмечали те, кто их видел, с не менее отвратительным запахом, исходящим от их тел. Они также были подчинены тоддам, и только тодды могли нейтрализовать их губительный взгляд и черную магию, которой они в совершенстве обладали.

Муллу-курумба. Фото: vk.com

Встреча цивилизованного мира с этими племенами произвела настоящий фурор среди ученых-этнографов, антропологов и историков Европы, потому что ничего подобного до этого они не встречали.

Удивительные факты о тоддах

Например, в языке тоддов отсутствовали такие понятие как ложь, неправда, воровство. Они просто не знали нечестности, и до прихода англичан не сталкивались с ее проявлениями. И даже британский проповедник, который в течении 30 лет безуспешно пытался обратить их в христианство, после всех своих неудачных попыток, признал, что “эти дикари нравственно чище, чем европейские цивилизованные люди”.

У тоддов никогда не было оружия, потому что оно им не было нужно. У них также не было собак, кур, они не боялись диких животных, во множестве обитавших в окружающих их лесах.

Вся их жизнь была подчинена лишь одному — уходу за своими буйволами, в которых они почитали великих мудрецов. Считалось, что эти мудрецы в образе буйволов общаются с тоддами, передавая им сокровенные знания и сверхъестественные способности.

Ко всем женщинам они обращались “мать” — молодая мать, зрелая мать или пожилая мать. Неважно какого возраста была женщина — от девочки до старухи.

Женщины племени тоддов. Фото: img.milli.az

Кроме того, в их племени всегда рождалось определенное количество буйволов и столько же людей, для того чтобы ухаживать за этими буйволами. Ни больше ни меньше. Каким образом так четко “регулировалась” эта рождаемость — непонятно.

Тодды в наши дни: ожидания и реальность

Но все это было около двухсот лет назад, а что происходит в тех местах в наши дни, нам и рассказал Александр, который побывал у тоддов в середине 2000-х годов.  

— Саша, как ты вообще узнал о тоддах? 

АБ: Я услышал о тоддах совершенно случайно. Тогда я жил в Индии, в ашраме Саи Бабы, и там у меня был приятель по имени Дима. Он уже второй год находился в Индии, путешествовал по ней, и вечерами мы любили сидеть и разговаривать на разные необычные и духовные темы. Однажды у нас зашла речь о телепатии, чакрах, третьем глазе и тому подобное. И он сказал мне: “А ты знаешь, что в Индии есть племена, которые умеют читать мысли и обладают телепатией”. Я усомнился, но он ответил, что еще Блаватская писала о них в в своей книги “Загадочные племена на голубых горах”.

И он рассказал мне, что это племя тоддов, и живут они на юге Индии, в так называемых голубых горах — Нилгири. А поскольку ашрам тоже находился на юге, я сразу заинтересовался и решил туда поехать.

На следующий же день мы с другим моим приятелем собрались и выехали к голубым горам. Прямого маршрута туда не было, и мы решили поехать через город Майсур.

Почему именно через этот город, в нем было что-то особенное или так было удобнее с точки зрения дороги?

Майсур — это тоже очень интересное место в Индии. Раньше он был столицей королевства Майсур, и там до сих пор сохранился дворец махараджей, где и в наши дни живет семья махараджи и занимает часть дворца.

Еще Майсур называют столицей сандала, и там проживает один из последователей Саи Бабы — бывший преступник, убивший большое количество людей. Когда-то он раскаялся и решил открыть детский дом, чтобы дать приют сиротам, поскольку очень многих детей он лишил родителей. Так он решил искупить свои грехи. Узнав о нем, Саи Баба в свое время подарил ему несколько чудесных артефактов. Чтобы посмотреть эти артефакты я и решил ехать через Майсур. 

Очень интересно!  А что это за артефакты, расскажешь?

Да, я могу рассказать об этом в следующий раз. А еще про сандал, про фабрики благовоний в Майсуре. Кстати, за популяризацию йоги и ее развитие в Индии и мире мы должны благодарить короля Майсура. Если бы не он, то мир не узнал бы двух великих учителей Патабхи Джойса и Б.К.С Айенгара (стили йоги Виньяса-аштанга и Айенгара). Или известная гора Чамунди, стоя на которой Садхгуру испытал просветление, — это тоже Майсур. 

Два великий учителя йоги. Фото: static.livebooks.com

Но вернемся к голубым горам. 

Уже через день мы с приятелем ехали из Путапарти в Бангалор. А потом пересели на автобус до Майсура.

Пробыв несколько дней там, мы узнали, как добираться до нужного нам места — города Удхагамандалам или сокращенно Ути. Ехать туда можно было на такси или на автобусе. Время в пути должно было занять около 5-6 часов.

Мы выбрали второй вариант, и утренним автобусом выехали в Ути. Спустя около часа езды, автобус вдруг остановилися, и помощник водителя начал собирать у всех какие-то деньги. Когда мы стали выяснять, что это за дополнительная плата, оказалось что это взятка.

Сумма была совсем незначительная, и после того, как она была собрана со всех пассажиров, автобус тут же свернул с дороги в джунгли и подъехал к импровизированному шлагбауму, перед которым сидели солдаты. Оказалось, что дорога может сократиться на два часа, если ехать через заповедник, а собранные деньги были взяткой для охранников, чтобы они пропустили автобус через его территорию.

И мы поехали прямо через заповедные джунгли, что само по себе уже было неким приключением. Причем опасность поездки через лес заключалась не в том, что мы нарушали правила и ехали в запрещенном месте и даже не в диких животных, которых там было достаточно. А в том, что в этих лесах тогда скрывалась банда известного разбойника Вираппана — знаменитого индийского «Робин Гуда»*.

* Об этой незаурядной личности мы расскажем в одной из наших статей.

Вираппан. Фото: sun9-62.userapi.com

К счастью, с бандой нам столкнуться не пришлось, автобус спокойно двигался среди зарослей по лесной дороге. В какой-то момент водитель резко затормозил, и все присутствовавшие в салоне пришли в движение и прильнули к окнам. В автобусе повисла какая-то благоговейная тишина, нас накрыло ощущение безмолвного восхищения чем-то необыкновенным и удивительным. Это чувствовалось всем автобусом.

Над темно-зелеными кронами деревьев, прям над лесом высились горы, и они были именно голубого цвета. Я видел в Индии много разных гор, видел эффект прозрачности гор, когда кажется, что вершины на переднем плане как будто прозрачные, а следом за ними уже более плотные. Но те горы, что я увидел из окна автобуса, просто потрясали своим насыщенным, ярким голубым цветом с бирюзовым отливом. Тогда я понял, почему это место называется Нилгири*.

*Нилгири на тамильском языке и означает «голубые горы». 

Автобус двинулся дальше через лес, и вскоре мы подъехали к красивому водопаду, где мы остановились и выпили чаю. Помню, что у всех было такое приятное, приподнятое настроение, потому что каждый чувствовал, что едет в какое-то очень хорошее место. Наконец, мы добрались до Ути.

В самом городе было что-то необычное, что тебе запомнилось?

Это очень зеленый город, и у него довольно интересная архитектура. Поскольку весь городок лежит на холмах, домики там расположены террасами, очень живописно поднимаясь по склону горы вверх, вверх, вверх. Также в Ути очень много построек в викторианском стиле — это дань колониальному присутствию англичан, которые очень любили здесь бывать, т.к. здесь уникальный микроклимат, излечивающий многие болезни. Это было популярное место, где англичане, а вслед за ними и богатые индусы строили себе поместья, чтобы приезжать сюда и лечиться.

А еще здесь в огромных количествах продается знаменитый местный чай сорта “Нилгири”, местное эвкалиптовое масло и местный шоколад. Такого обилия домашнего шоколада как в Нилгири, я не встречал больше нигде в Индии. В городе даже есть музей шоколада.

Мы нашли неплохую гостиницу, отдохнули и стали спрашивать у местных про тоддов. Мы думали, что тоддов еще нужно будет поискать, что это какое-то закрытое и тайное сообщество, которое не так уж легко найти, но буквально в первом же кафе нам объяснили, что нужно идти в парк, где тодды и обитают.

Несколько удивленные, мы добрались до парка и уже там стали узнавать, где же находятся тодды. Служитель-индус указал нам на дорожку, которая должна вывести нас к их поселению. 

Прикладываю фото из поездки. Сразу приношу читателям извинения за качество фото. Они делались на пленку, 20 лет назад. 

В парке Ути. Здесь и далее фото из личного архива Александра Бондаренко

Мы отправились по этой дорожке через парк (а он был очень большой и красивый), и вскоре она превратилась в лесную тропинку и стала круто забирать вверх. Вместе с тропинкой, мы поднимались вверх по удивительному лесу, в котором росли деревья-исполины — то ли эвкалипты, а то ли еще какие-то гигантские деревья.

Тропинка становилась все менее различимой, нас преследовало ощущение, что здесь давным-давно никто не ходил. В какой-то момент нам даже показалось, что мы потерялись. Но мы упорно продолжали двигаться все выше и выше, потому что нам очень хотелось встретить этот удивительный народ.

Через какое-то время деревьев вокруг стало меньше, мы поняли, что приближаемся к верхушке горы. Неожиданно перед нами появилась зеленая изгородь и удивительная калиточка с картонкой, на которой фломастером было написано «Тодды». Нас это, конечно, немного смутило, но мы решили идти до конца. Мы открыли калитку и зашли за ограждение.

Перед нами предстала большая открытая площадка. Справа стояло несколько простеньких домиков, а слева — храм очень необычной архитектуры, которая есть только у тоддов и магический круг, на котором тодды проводят свои обряды.

Храм тоддов
Магический круг
Жилища тоддов

Около храма сидел высокий худощавый старик, который не обратил на нас никакого внимания. Мы прошли чуть-чуть вперед, и вскоре нас окликнул человек, выглянувший из одного из домиков. Мы подошли к нему, поздоровались, сказали ему, что мы из России, что мы читали о тоддах (хотя это была неправда, и мы узнали о них всего несколько дней назад), и что нам очень хочется все посмотреть и познакомиться.

Мужчина, который был одет в типичную одежду тоддов, был, кажется, этому рад и пригласил нас к себе в дом. Его жилище больше напоминало небольшой сарай, где почти у самого входа сидела женщина и что-то вышивала. Мужчина сказал, что это его жена.

Эйфория первых впечатлений прошла, и тут, приглядевшись, я обратил внимание, что этот тодд был довольно крепко выпивший. Жена его тут же стала активно предлагать нам за какие-то совершенно баснословные деньги несколько своих шалей, которые она делает своим руками. Мы отказались, и попросили просто походить и все посмотреть.

Выпивший тодд ответил согласием и выпросил у нас несколько рупий. Мы что-то ему дали и стали ходить по деревне. Вскоре, поняв, что больше никто здесь общаться с нами не будет, мы решили возвращаться в город. 

— Ты помнишь, какие чувства тебя тогда посетили? Было разочарование?

Нет, не разочарование, но от всего увиденного осталось ощущение какой-то пустоты, заброшенности и упадка. Для нас это было таким неожиданным, потому что мы наивно думали что встретим полубогов, а встретили только женщину, пытавшуюся подороже продать нам свои ткани, выпившего мужичка и необщительного старика. Вдали еще бегало несколько ребятишек, но и они не обратили на нас никакого внимания. Священных буйволов мы тоже не увидели.

На нас навалилась усталость, мы начали спускаться обратно в город. Все, что мы увидели, настолько не соответствовало нашим ожиданиям, что всю дорогу мы молчали, погруженные в свои мысли. Я думал о том, что вполне возможно, тодды разделили незавидную судьбу американских индейцев. И, впоследствии, прочитав книгу Блаватской, я узнал, что племена тоддов действительно были очень обмануты англичанами. Британцы не выполнили ни одно из своих обязательств, о которых они договаривались с тоддами, что впрочем было их обыкновенной практикой.

А сейчас, при подготовке этой статьи, я обнаружил, что это место, где располагалась эта маленькая деревенька, вообще закрыто. По крайней мере, на гугл-картах оно помечено как неработающее.

Но может быть, и я склонен думать именно так, что люди, которых мы видели — это не тодды. Возможно, это просто индусы, которые зарабатывают на доверчивых туристах, воспользовавшись оставленными тоддами постройками и храмами. А сами тодды до сих пор продолжают жить где-то на на голубых горах, но они уже не так хотят встречи с белыми людьми, о которых им рассказывали буйволы.

И в следующий раз, когда я поеду туда, я постараюсь найти настоящих тоддов, и если это получится, я обязательно об этом вам расскажу.

Беседовала Анастасия Ермакова

Читайте также:

Махашиваратри в ашраме Саи Бабы: как это было 20 лет назад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»