Культура

Портал между мирами: искусство дверей и окон в Индии

Двери Индии

Казалось бы что может быть проще, чем дверь или окно? Мы так привыкли к этим элементам, которыми мы неосознанно пользуемся каждый день, что почти не обращаем на них внимания. Открыл, закрыл, вышел, вошел. Вот и всё. Но в Индии дверь — это не просто дверь. Это еще и некий сакральный портал, который может открыть вам целый удивительный мир символов и знаков, если вы захотите его открыть.

Богатое архитектурное и религиозное наследие Индии ярко выражено в ее сложных дверях, окнах и джарокхах (балконах). Эти элементы не просто функциональны; они наполнены глубоким символизмом и эстетическим значением, отражая культурный, религиозный и исторический контекст своего времени. От древней до средневековой Индии на конструкцию этих элементов влияли различные факторы, будь то местные традиции, климат или социальные практики.

Например, двери храмов часто украшались резьбой божеств, мифологических сцен и священных символов, служа как декоративной, так и обучающей цели. Эта резьба предназначалась для обучения верующих и усиления их духовного опыта, когда они входили в священное пространство.

А в жарких и сухих регионах, таких как Раджастхан и Гуджарат, архитектурные элементы, такие как джарокхи и джали (резные окна), были необходимы для вентиляции и охлаждения.

Знамениты двери дворцов Джайпура. Фото: pinterest.com
Знаменитые двери дворцов Джайпура. Фото: pinterest.com

Решетки в окнах позволяли воздуху циркулировать, сводя к минимуму попадание палящего солнечного света внутрь. Это не только сохраняло прохладу в зданиях, но и создавало красивые узоры света и тени внутри, добавляя эстетической привлекательности.

В этой статье мы рассмотрим наиболее выдающиеся примеры этих архитектурных чудес — дверей, окон и даже балконов.

Гопурам — вход в обитель богов

И начнем мы с такого интересного вида оформления входа как гопурам. Гопурам — это вид ворот, ведущих на территории индуистских храмов. А если точнее, это надвратная башня. В Южной Индии такие ворота выглядят особенно потрясюще, украшенные тысячами цветных резных изображений богов, а также красочными сюжетами из священных писаний и эпосов.

Среди самых ярких примеров можно выделить ворота гопурам храмов Южной Индии, таких как храм Тиллаи Натараджа в Чидамбараме, храм Шри Падманабхасвами в Тируванантапураме, храм Аннамалайяр в Тируваннамалае и храм Ранганатхасвами в Шрирангаме, Тамил Наду.

Ворота храма в Шринагаре, Тамилнаду. Фото: newsbharati.com

Ворота храма в Шринагаре, Тамилнаду. Фото: newsbharati.com

Только посмотрите на эти "ворота". Даже язык не поворачивается их так назвать. Настоящий вход в обитель богов. Фото: newsbharati.com

Только посмотрите на эти «ворота». Даже язык не поворачивается их так назвать. Настоящий вход в обитель богов. Фото: newsbharati.com

Храм Вирупакша. Фото newsbharati.com
Храм Вирупакша. Фото newsbharati.com

Все эти впечатляющие ворота-башни украшены поразительным множеством скульптур и резьбы, изображающих божеств, мифологические сцены и небесных существ, демонстрируя богатый гобелен индуистской мифологии.

Элемент украшения гопурама. Фото: thearchitectsdiary.com
Элемент украшения гопурама. Фото: thearchitectsdiary.com

Каждый гопурам является свидетельством сложного мастерства и художественного видения ремесленников, которые кропотливо создавали их на протяжении столетий.

Двери храмов. Фото: pinterest.com
Двери храмов. Фото: pinterest.com

Яркие цвета, подробная иконография и просто монументальный масштаб этих сооружений призваны не только вызвать у приходящих к богам людей благоговение перед входом в священные места, которые они охраняют. Эти двери символизируют также божественную связь между небом и землей. Они как бы направляют наш дух визуально и символически к божественному.

Тщательно продуманные украшения гопурамов рассказывают истории из Рамаяны, Махабхараты и других священных текстов, таким образом обучая и вдохновляя верующих, когда они входят на территорию храма.

Могольские двери

Исламский период в индийской истории также оставил свой великолепный архитектурный след в искусстве и архитектуре Индии.

Буланд Дарваза, или «Ворота Великолепия», в Фатехпур Сикри является одним из самых знаковых и грандиозных примеров архитектуры эпохи династии Моголов, олицетворяя мощь и исламскую эстетику правления императора Акбара.

Вид на Буланд Дарваза. Фото:
Вид на Буланд Дарваза.

Возведенное в ознаменование победы Акбара над Гуджаратом, это величестенное сооружение достигает высоты 54 метра, что делает эти ворота одними из самых высоких в мире.

Буланд Дарваза построен из красного песчаника с инкрустациями из белого и черного мрамора, что создает поразительный визуальный контраст с голубым небосводом, часто совершенно безоблачным в этом жарком краю.

Детали ворот. Фото: islamosfera.ru
Детали ворот. Фото: islamosfera.ru

Мощь усиливается замысловатой резьбой и надписями, украшающими поверхность ворот, включая стихи из Корана и собственные высказывания Акбара. Дизайн ворот включает в себя как персидские, так и индийские архитектурные элементы, отражая всю красоту смещения культурного этоса империи Моголов.

Невозможно не испытать чувство благоговения и почтения, когда приближаешься к воротам Буланд Дарваза и наблюдаешь их огромные масштабы и мастерство деталей.

Считается, что эта монументальная дверь не только служила церемониальным входом в Джама Масджид, но и символизировала видение Акбара единой и культурно разнообразной империи.

Резные "решетки" на окнах мечети Сиди Сайед
Резные «решетки» на окнах мечети Сиди Сайед

Окно в мир: индийские джали

В индийской архитектуре конструкция окон также выходит за рамки простой функциональности как проводников света и воздуха и превращается в глубокие символы и произведения искусства, демонстрируя философский и художественный гений мастеров и строителей.

Одним из самых известных примеров этой трансформации является мечеть Сиди Сайед, построенная в 1573 году. Особенно она известна своими изысканными каменными решетчатыми окнами, известными как джали.

Сложные конструкции этих джали, особенно знаменитое Древо жизни, являются шедеврами индо-исламской архитектуры. Игра и тонкое взаимодействие света и тени смешаны здесь с эстетической красотой и продуманной до мелочей практичностью.

Вид изнутри. Фото: azureskyfollows.com
Вид изнутри. Фото: azureskyfollows.com

Джали Тадж-Махала эпохи Великих Моголов и замысловатые окна ступенчатого колодца Рани Ки Вав в Гуджарате являются яркими примерами этой традиции.

Джали Тадж-Махала. Фото: Flickr
Джали Тадж-Махала. Фото: Flickr

В Тадж-Махале джали вырезаны с такой точностью, что пропускают свет мягкими, воздушными узорами, создавая безмятежную и созерцательную атмосферу внутри мавзолея.

Джали Тадж-Махала снаружи. Фото: Flickr
Джали Тадж-Махала снаружи. Фото: Flickr

А окна в Рани Ки Вав не только служат для вентиляции ступенчатого колодца, но и украшены искусной резьбой, изображающей сцены из индуистской мифологии, что добавляет функциональным элементам слои повествовательного и духовного смысла.

Резные окошки и узоры Рани Ки Вав. Фото: en.wikipedia.org
Резные окошки и узоры Рани Ки Вав. Фото: en.wikipedia.org

Балконы — не для хлама

Еще один оригинальный элемент храмовой и бытовой архитектуры Индии — это балконы.

Замысловато спроектированные нависающие закрытые балконы, которые можно увидеть во дворцах и хавели Раджастхана, Мадхья-Прадеша и Гуджарата, называются джарокхами. Они особенно известны своей детальной резьбой и гармонично дополняют общий архитектурный стиль здания.

Джарокхи обычно изготовлен из таких материалов, как песчаник, мрамор или дерево, и украшены сложными мотивами, цветочными узорами и геометрическими рисунками.

Одни из ярких примеров является Хава-Махал (Дворец Ветров) в Джайпуре, в котором в общей сложности 953 джарокхи вырезаны из чистого розового песчаника.

Хава-Махал. Фото: enjourney.ru

Хава-Махал. Фото: enjourney.ru

Джарокхи Хава-Махала в вечернее время. Фото: kuku.travel
Джарокхи Хава-Махала в вечернее время. Фото: kuku.travel

Джарокхи часто включают символы, которые имеют культурное и историческое значение. Форт Пхалоди, Джодхпур, Зенана-Махал, Джодхпур — вот некоторые из прекрасных примеров этого чуда.

Балкон Джарокхи в Джодхпуре (Мехрангарх). Фото: en.wikipedia.org
Балкон Джарокхи в Джодхпуре (Мехрангарх). Фото: en.wikipedia.org

Как мы видим, двери, окна и джарокхи Индии — это не просто архитектурные элементы. Они отражают глубокое понимание строителями и архитекторыми света, пространства и декора, возвышая архитектуру до формы повествования и духовного созерцания. А будучи неотъемлемыми компонентами храмов, дворцов и повседневных жилищ, эти элементы рассказывают целые истории о божественной духовности и человеческом творчестве.

И в завершении — еще несколько фото. Приятного путешествия!

Казалось бы что может быть проще, чем дверь или окно? Мы так привыкли к этим элементам, которыми мы неосознанно пользуемся каждый день, что почти не обращаем на них внимания.-18
Казалось бы что может быть проще, чем дверь или окно? Мы так привыкли к этим элементам, которыми мы неосознанно пользуемся каждый день, что почти не обращаем на них внимания.-19
Все фото: pinterest.com

Все фото: pinterest.com

Читайте также:

Почему Мурти – это не просто статуэтки Богов и где можно их купить?

Аранмула Каннади: особое зеркало, отражающее ваше истинное лицо

Искусство спасаться от жары: индийские веера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»