Духовный путьЙога и тантра

«Тантра — это не девочки в колготках из фитнес-центра, а свирепые дакини»

Санскритолог, переводчик и исследователь текстов тантры Андрей Игнатьев о современных тантрических учителях

 — Андрей, тема нашего разговора сегодня непростая, вполне возможно, что кого-то она заденет или вызовет споры, но ее стоит поднять, и тема эта — современные учителя тантры. Сейчас появилось очень много учителей тантры, которые предлагают различные курсы, практики и даже есть понятие нео тантра. Что это: дальнейшее развитие классической тантры или это все от ума и еще один способ зарабатывать деньги на доверчивых ищущих людях?

Интервью в видеоформате можно посмотреть здесь

АИ: Эта тема тоже меня давно интересует, поскольку я изучаю классическую индуистские тантру, и понятно, что феномен неотантризма меня тоже не может оставить равнодушным. Сразу скажу, что феномен это весьма сложный и неоднозначный. И давать оценку всему ему весьма сложно.

Вообще, феномен неотантризма возник в Америке еще до Первой мировой войны. Был там такой бизнесмен Пьер Бернар, который основал тантрический орден Америки. Вскоре этот орден прославился у американской прессы, которая начала писать о том, что жители соседних домов постоянно наблюдали в окна мероприятия, организуемые Бернаром. И видели они там обнаженных людей, которые танцевали и веселились. Понятно, что в тогдашней Америке это было воспринято в штыки, вызвало скандал, и уже в 20-е годы Бернар вынужден был распустить свой орден. И потом он жил уже как обычный человек и с темой тантризма он больше не связывался.

Рассвет неотантры относится к 60-м годам прошлого века. И связан он с хиппи, с сексуальной революцией и с ростом интереса ко всему восточному и экзотическому.

Первоначально это больше все-таки были какие-то энтузиасты, которые курили анашу, занимались групповым сексом и так далее. При этом отмечу, что это все это было не на коммерческой основе, то есть этим занимались просто люди, протестующие против тогдашней пуританской американской морали. Но в конце концов нашлись такие ловкие дельцы, которые все это быстро поставили на коммерческие рельсы.

И здесь я бы прежде всего хотел отметить небезызвестного Ошо Раджниша, которому принадлежит такая фраза, что «Rolls-Royce никоим образом не противоречит духовности».

Фото: drmarthacastrodoctor.files.wordpress.com

И с тех пор неонтантризм прочно ассоциируется с каким-то платными семинарами, ретритами, курсами, тантрическими банями и так далее.

Хотя тоже замечу, что неотантризм до сих пор бывает очень разным.

Я, как исследователь, люблю все раскладывать по полочкам, и я здесь бы тоже выделил разные категории, разные течения неотантризма.

Кстати еще Андре Паду, знаменитый французский индолог предложил такой термин «тантрисанты». Звучит конечно это несколько смешно для нас по-русски, но в его книге «Понять тантризм» он этот термин использует для обозначения тех людей, которые себя именуют тантриками, но с точки зрения классической тантры, ими не являются.

И вот я бы выделил мягкий неотантризм, и более жесткий. В чем их отличие? Приверженцы мягкой неотантры обычно ограничиваются разговорами об отношениях, какими-то «обнимашками», обменом энергиями на мысленном уровне и так далее. А вот жесткий неотантризм – это всякие оргии, свингер-вечеринки, тантрические бани. Это все более жесткая форма неотантры.

Далее отмечу, что некоторые приверженцы, некоторые наставники неотантры все же пытаются в чем-то ориентироваться на традицию. Они изучают тексты тантры, т.к. они совмещают собственные изобретённые ими практики с какими-то реальными практиками из тантрического учения. Т.к. они интересуются традицией.

 А другие просто используют слово «тантра» как вывеску для сугубо каких-то своих «самопальных» практик и никакого интереса к классическому тантризму вообще не проявляют.

Возьмем хотя бы название наставника в классической тантре, где он именуется Гуру — духовный учитель. А у неотантриков обычно лидера именует мастером, или там проводником, или вообще тренером. Тренер – звучит, конечно, очень смешно. Это примерно православного священника назвать тренером христианства. Ну примерно так.

Вообще неотантрики бывают иногда очень забавными, смешными и очень пафосными, прямо как из советского журнал «Крокодил» — такие юморные типы.

Ну, обычная форма их деятельности – это организация семинаров, ретритов за плату. Хотя не всегда. Бывают такие энтузиасты, которые просто собираются своими компаниями и какой-то коммерцией они не занимаются. Такое тоже имеет место.

Бывает еще, когда мастера собираются и проводят более крупные мероприятия, именуемые фестивалями. Например, в нашей стране известен фестиваль «Тантрис», который много лет проводили в Крыму. Но сейчас связи с известными событиями его перенесли в другое место.

Фестиваль «Тантрис». Фото vk.com

Так что, как я сказал, неотантра бывает весьма разная. Здесь очень много зависит от самих мастеров, потому что кто-то из них интересуется традицией, кто-то что-то из нее берет. И поэтому в каком-то смысле неотантра может считаться продолжением классической традиции.

Но кто-то из ученых относится очень критично к любой неотантре и отказывает таким людям в вправе называться полноценными тантриками. То есть здесь тоже есть разные подходы. Но все же конечно в такой неотантрической среде, по моим наблюдением, преобладает именно такой самопал. То есть какие-то собственные измышления, построения, практики, которые от классическая тантры весьма далеки. По крайней мере это наблюдается именно в российской среде.

 Что такое вообще тантра — религия ли это? Должен ли человек, передающий тантрические знания быть индуистом, верить в индуистских богов?

Начнем с того,, что такое религия. Религия – это, как говорят словари, во-первых, вера в каких-то богов, в существ сверхъестественных, и так же поклонение им. То есть религия включает два элемента: вера в божества и поклонение им. Если мы откроем любой тантрический текст — классической индуистской или буддистской тантры, то там мы сразу видим, что это сугубо религия и ничто иное.

Там говорится о том, что нужно поклоняться Кали, поклоняться Таре, поклоняться Шиве. И все действия, которые там предписываются, они относятся именно к поклонению этим божествам.

Тантризм не представляет собой что такое самостоятельное. То есть тантризм — это мистическое течение в рамках либо индуизма, либо буддизма. Бывает еще джайнская тантра, но она малоизвестна.

Ты не можешь быть просто самим по себе тантриком. То есть ты либо принадлежишь к индуистскому тантризму, либо к буддистскому.

Вот, например, суфизм – это мистическое течение в рамках ислама. И невозможно быть суфием, не будучи мусульманином. Хотя, конечно, есть такие фантазеры, которые заявляют, что они не мусульмане, а суфии. Звучит тоже очень забавно.

» Тантрические практики поклонения божествам — они весьма трудные, сложные, и далеко не каждый их может совершать», — Андрей Игнатьев. Фото gettyimages.ae

Кстати, при этом некоторые мастера неотантры из кожи вон лезут, утверждая, что тантра — это не религия. Почему люди это делают – понятно. Они заинтересованы в том, чтобы максимально расширить свою аудиторию. Потому что если назвать тантру религией, то, например, христиане туда уже не пойдут. А если сказать, что тантра – это не религия, а какая-то абстрактная духовность, то почему бы и не позаниматься ею в удовольствие.

А кроме того, практики поклонения божествам — они весьма трудные, сложные, и далеко не каждый их может совершать. Здесь нужно терпение, нужно изучать правильное произношение мантр, и вообще много чего знать, приобретать определённые предметы для культа. Понятно, что массу людей это отпугивает. А просто потереть там друг друга в бане, веничком — это просто и приятно. И вот такая тантра – она общедоступная и понятная.

Поэтому многие мастера и говорят, что тантра – это не религия, а это баня, это массаж, отношения, гармонизация отношений мужчины и женщины и так далее.

Фото tantranectar.com

 — Андрей, а как вообще человек становится тантрическим учителем? должен ли он получить для этого посвящение, пройти определенные обряды? И может ли человек, который не был в Индии и не получал никаких посвящений учить тантре других людей? И тем более готовить новых учителей?

В классической индуистской тантре не только, чтобы быть учителем, а вообще, чтобы стать настоящим тантриком, необходимо посвящение, на санскрите именуемое «дикша». В Куларнава-тантре прямо так и сказано: без дикши нет мокши. То есть нет освобождения.

И тем более посвящение необходимо, чтобы стать гуру. Есть разные виды посвящений. Вот Андре Паду в своей книге «Понять тантризм» тоже это все очень хорошо описывает.

Также, например, чтобы стать православным священником, чтобы тебя посвятили в сан, недостаточно просто хорошо знать Библию, историю церкви и так далее. Точно также, чтобы стать тантрическим гуру необходимо получить специальное посвящение. И стать частью это вот цепи преемственности — парампары на санскрите.

Конечно, можно задаться вопросом, что если учителя следуют этой парампаре, то кто же тогда был первым учителем, и как он получил посвящение? Это тоже, конечно, интересный вопрос, поскольку все эти линии, вся их история теряется в глубине веков.

 
«Парампара» — «непрерывная традиция», т.е. она обозначает непрерывную линию передаваемого знания от гуру к ученику. Фото isha.sadhguru.org

Что касается вопроса о том нужно обязательно посещать для получения дикши Индию, то кстати здесь можно сказать, что для того, чтобы быть классическим тантриком, в Индии быть вообще не обязательно. То есть посвящение необходимо, а Индию для этого посещать совсем не обязательно, потому что уже в Средние века индуистский тантризм вышел за пределы Индостана, индийского субконтинента, и распространился вплоть до Индонезии. На Бали до сих пор следы его сохраняются. Точно также ваджраяна, позхднее ставшая известна как тибетский буддизм, она не в Тибете появилась. Она появилась именно в Индии и потом пришла на Тибет. И оттуда далее распространилась в другие страны.

Поэтому можно быть тантриком на Северном полюсе, или на Марсе при желании. 

Но вот посвящение с точки зрения тантры, оно необходимо. Хотя тоже обращу внимание, что согласно исследованиям американского индолога Джул Мак-Дэниэл, которая долго общалась с бенгальскими современными тантриками, что многие среди них в наше время какого-то официального посвящения не имеют и не имеют даже гуру. Обычно они ссылаются на то, что им во сне явилась богиня Кали и дала это посвящение. Это называется “свапна-дикша” или посвящение во сне. То есть это такая некая отговорка на случай, если нет формального посвящения, то можно такое посвящение получить от божества во сне. И таких тантриков сейчас тоже много даже в самой Индии.

И здесь возникает такой момент: человек может иметь какое-то формальное посвящение, но при этом в душе тантриком-то не быть. Есть даже такой термин в ранних тантрах “нирбиджа дикша”, т.е это дикша, которую человек получает, но потом ничего такого не делает, никакой садханой или никакой ритуальной практикой не занимается. Или наоборот: можно в душе быть тантриком, иметь такое мировоззрение, но при этом не иметь формального посвящения.

На этот вопрос наши источники не отвечают. 

Вообще, институт посвящений видимо возник не случайно. Потому что когда есть какое-то сообщество людей, то, конечно, они стремятся оградить себя от какой-то основной массы через института такого вступления, чтобы кто попало тантриком или там священником себя не называл. Чтобы в это сообщество входили только поверенные люди. 

Это мое предположение как историка, который изучал жизнь таких вот разных сообществ, которые себя пытаются как-то оформить и ограничить от всех остальных. 

— Ты сейчас сказал, что тантра вышла за пределы Индии. И мы действительно видим, что раньше центром тантризма был юго-восточный регион Азии — Индия, Непал. А сейчас стало очень много учителей тантры из Израиля, США. Как ты думаешь — действительно ли центр тантры сместился или это все игра на человеческих страстях?

Неотантриков очень много в США, Западной Европе, особенно Испании. Фото: aumtantrayoga.com

В свое время Агехананда Бхарати, известный ученый и тантрик в одном лице, говорил, что “если тантра имеет будущее, то оно не в Индии, оно в Америке”. Говорил он это еще где-то в 60-70-е годы прошлого века, потому что он верил, что реальная тантра сможет прижиться в Америке и вообще на Западе.

Связано это было с тем, что тогдашние власти Индии к индуистскому тантризму относились неодобрительно. А сейчас нынешние власти Индии относятся к нему еще более враждебно, потому сейчас там правит партия Бхааратия джаната парти, и по духу ей ближе рамаизм, такой моралистический пуризм — никакого там вина, никакого мяса, никакой эротики. Поэтому, конечно, тантра у них вызывает неприятие. И поэтому тантрики чувствуют себя в других странах более комфортно, нежели чем в современной Индии. 

Кстати, еще до этого, в 70-80-е годы тантрикам в Западной Бенгалии очень доставалось от коммунистов. Потому что в ту пору у власти там находилась одна из коммунистических партии Индии, и коммунисты тантриков преследовали вплоть до того, что устраивали погромы, избиения и так далее. Сейчас, к счастью это прекратилось, потому что коммунисты там сошли на нет. Видимо таким образом они как бы были наказаны за свою такую политику воинствующего атеизма. 

Но вообще, классические формы тантры прижились в западных странах. Там есть серьезные приверженцы тантризма в классической форме, как индуистского тантризма, так и буддийского. Но все же они, конечно, составляют меньшинство по сравнению с любителями неотантризма, причем зачастую в самой вульгарный его форме.

Вот у нас в стране в свое время была такая деятельница — Юлия Варра. Она в Москве долгое время вела свою деятельность — устраивала всякие свингер-вечеринки и т.д. Обычно неотантра в таких вот формах в основном и распространяется. 

Юлия Варра: ytimg.com

И Агехананда Бхарати был, наверное, тоже очень разочарован этим, потому что хотя классическая тантра и проникла в западные страны,  как-то она не стала очень популярна. И у большинства людей при слове “неотантра” сразу возникает образ такой разгульной вечеринки, или же что-то о психологии отношений, гармонизации семьи, ну вот такого психоложества, связанного с гендерными отношениями.

Андрей, а как понять, что перед тобой действительно настоящий учитель тантры, а не какие-то самозванцы или инфоцыгане? На какие критерии обращать внимание?

Вообще, это вопрос сложный. И раньше я сразу бы ответил, что отличие в том, что у самозванцев какой-то сугубо коммерческий подход, потому что настоящий тантрик, гуру не будет особо наживаться на своих учениках. Для на него главное — это передача знаний, выполнение ритуалов и так далее. А  для неотантриков — главное, чтобы им побольше заплатили, и тогда любые эти практики будут доступны.

Но сейчас я бы так уже не сказал, потому что немало стал наслышан о современных тантрических гуру в той же Индии. Есть многочисленные рассказы о том, как какая-нибудь группа поехала, например, в Варанаси, нашла какого-то бабу, и вот этот баба с них брал деньги за каждый шаг, за каждое слово. Как-то вообще это очень неприятно.

Поэтому сейчас к неотантризму я стал относиться получше, смотря на таких вот представителей классической тантры, которые оказываются такими же коммерсантами, если не хуже.

— Существует укоренившееся мнение, что тантра — это про секс. И современные учителя тантры рекомендует использовать различные нововведения — противозачаточные средства, всякие вещи из секс-шопов. Насколько все это соответствует духу тантры?

Буддийское божество Джамбхала (Кубера), Тибете, 18–19 века. В буддийской тантре, также как индуисткой могут присутствовать сексуальные практики. Фото Джо Мэйбл

Да, конечно, как ты сказала, очень многие думают, что тантра — это секс и ничего более. Сразу скажу, что действительно в тантре, в индуистском тантризме секс может присутствовать. То есть сексуальные ритуалы, их описание мы находим реально в источниках, и в реальной жизни они тоже практикуются. Но при этом замечу, что они вовсе не составляют всего объема тантры. Они могут занимать, ну процентов 10. 

А для неотантриков зачастую вся тантра сводится сугубо к сексу в той или иной форме. В реальной индуистской тантре секс хоть и присутствует, но занимает весьма ограниченное место. И, кстати, не во всех течениях тантризма он есть. То есть существуют такие течения внутри тантры индуистской, где секса вообще никакого нет, и нет сексуальных ритуалов. Либо они там совершаются сугубо мысленно.

Вот например, в Вамачаре — это путь левой руки в тантре — там сексуальные ритуалы присутствуют, а в Дашкиначаре (путь правой руки) их нет. 

Кроме того, еще важно заметить, что в индуистской тантре помимо Эроса, есть еще и Танатос — то есть две могучие силы, которые будоражат человеческое существо*

* Эрос и Танатос – это две антагонистические категории по Фрейду, первая из которых влечет человека к жизни, вторая – к смерти (- Ред.)

И там даже этого Танатоса еще, может быть, больше, чем Эроса. Об этом пишет Джул Мак-Дэниэл, что как раз-таки в бенгальском тантризме символика смерти, разрушения, гибели — там этого гораздо больше, нежели эротики. А если эротика там и есть, то она, скажем так, совсем негламурная. Это не какие-то девочки в колготках в фитнес-центрах. Это могут быть женщины, которые даже могут напугать западного неотантрика, потому что больше они могут быть похожи на Бабу-Ягу, какие-нибудь свирепые Дакини*.

*Дакини — демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали (- Ред.)
 Фото: academiya.su

Поэтому любители западного неотантризма обычно тему Танатоса игнорируют полностью. Для них тантра — это только Эрос, какое-то развлекалово, веселье, бани, массажи, фитнес и так далее. Но классической тантре все это чуждо.

Что касается всяких контрацептивов, средств для предохранение от беременности, то конечно в Индии этого раньше вообще не было, об этом никто не знал. И конечно, если были сексуальные обряды, то могли рождаться и дети. Но при этом наши источники, как правило, эту тему обходят стороной.

Хотя есть и исключения. Например в кашмирской шиваизме есть такое понятие “йогини-бху”, то есть ребенок, рожденный йогини, когда оба его родителя является тантриками и зачинают его в состоянии самадхи. И он при этом уже с рождения обладает высоким уровнем сознания и сразу становится тантриком.

Согласно преданию, известный кашмирский философ Абхинавагупта был как раз таким вот йогини-бху. То есть его мать была тантрической йогини. 

Далее еще в Маханирване-тантре также описывается ритуал зачатия ребенка. При этом используется тантрические мантры.

Но все же подавляющее большинство текстов эту тему игнорирует и никак не освещает. 

А поскольку современные люди не хотят иметь никаких последствий, то, конечно, неотантрики могут призывать использовать такие средства, чтобы детей не было. Ну а раньше, в древности, этого не боялись — чем детей больше было, тем лучше. И 5 и 10 детей — в принципе это было нормально. Тогда людей видимо эта тема не так беспокоила, как наших современников. 

Да и вообще, тема “тантры и секса” получила в западных странах даже такое комичное развитие. Там возникли даже такие течения неотантры, называемые “гей-тантра”, “лесби-тантра”, “БДСМ-тантра” и так далее.  У нас до этого не дошло, в вот во Франции и в Америке уже есть такие центры. 

Андре Паду, сам француз, в своей книге высмеивает это явление, потому что настоящей тантре присущ именно акцент дуальной полярности мужского и женского. То есть мужчина должен быть стопроцентным мужчиной, а женщина — стопроцентной женщиной. Об этом, кстати, сказано в Шакти Сангама тантре, мой перевод которой недавно вышел.

«Настоящей тантре присущ именно акцент дуальной полярности мужского и женского», — Андрей Игнатьев.
Фото uddhismencyclopedia.wordpress.com/

Но, конечно, неотантриком все не указ, и они придумывают те формы тантры, которые можно коммерческие раскрутить.

Вот, например, у нас, в наших условиях, популярна тантрическая баня, тоже такой наводел. А вот в Аргентине популярна тема тантры и танго. То есть там можно тантру развивать, танцуя танго. То есть неотантризм становится на национальную почву в каждой стране, и что-то такое придумывают, чтобы зацепить местную публику.

Подводя итог, можно сказать, что да в тантре может быть секс, могут быть сексуальные ритуалы, но они не занимают всего этого пространства ритуального. Там много других практик — мантры, янтры, мудры, пуджи — все это там присутствует. Кроме того, кроме Эрос в тантре всегда соседствует с Танатосом, то есть с темой разрушения, смерти, погибели. Это тоже там есть.

Андрей, ну и в завершение: в чем опасность лже-учения тантры как для ученика, так и для самого лже-учителя? Существует же понятие кармы. Твое мнение об этом?

Вопрос это весьма простой. Потому что, если мы откроем Куларнава тантру, то увидим, что авторы этой тантры, которая была создана тысячу лет назад, уже предвидели современную ситуацию. Там так и написано, что все эти учителя-невежды, учителя, которые обманывают или что-то придумывают, которые обирают своих учеников — они все попадают в Нараку, то в индуистский ад. И ничего хорошего их не ждет.

В Куларнава тантре есть очень хорошая фраза, которая меня полюбилась. Там сказано, что есть много учителей, которые освобождают своих учеников от богатств, но есть мало учителей, которые освобождают их от страданий. 

Очень точно сказано. Посмотрим на сегодняшнюю ситуацию, когда стало много всяких курсов тантры, семинаров ретритов. Плати деньги —  и сбудется любая твоя фантазия, любой твой каприз. А вот какой-то серьезной религиозной мистической практики бывает мало. Увы, сейчас положение такое.

И авторы Куларнава тантры эту ситуацию предвидели и отразили это в своем замечательном произведении. Поэтому согласно классической тантре, таких псевдо-гуру и их последователей ничего хорошего не ждет. Их ждут всевозможные мучения за то, что они распространяли ложные знания и обманывали людей. 

Беседовала с Андреем Анастасия Ермакова

Читайте также:

«Мантра — главный инструмент тантрического мага в Индии»

«Страдание — это кнут, а секс — пряник»: интервью с мастером тантры Алсу Белоглазовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»