Верили ли индийцы в плоскую землю?
Об устройстве космоса в ведах и пуранах, пришельцах и виманах
Интервью с санскритологом, переводчиком древних текстов Андреем Игнатьевым.
– Земля, о достойнейший из учителей, имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекою – Океаном. Земля покоится на шести слонах, а те, в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Так устроен мир, о учитель!
«Старик Хоттабыч», Л. Лагин
— Андрей, расскажи какие представления о космосе в были Древней Индии. Как индийцы представляли себе землю и другие планеты? Что об этом говорится в ведах и пуранах?
Андрей Игнатьев: Важно отметить, что представления индийцев о мироздании заметно меняются с ходом времени. И то, что описано в Ведах, сильно отличается от пуранической космографии. При этом более поздние концепции развились именно на основании самых ранних архаичных представлений.
Здесь можно выделить ведийский этап, постведийский и эпико-пуранический.
Мир глазами вед
Для архаичного мировоззрения вообще характерна трёхчастная концепция мироздания, то есть небо, земля и подземный мир. Но ведийские представления выбиваются из этого ряда. В ведах мы находим концепцию Трилока — тройного мира. Здесь это небо, пространство между небом и землей, и земля. А четкого понятия подземного мира в Ригведе нет, оно появляется позже.
В Ригведе небо чаще всего именуется Дьяус, а также это может быть Сварга, Трития (третья), Уттама (высшая) и Парама (отдаленная). А Земля зовется Упара (нижняя), Кшам, Притхиви (распростершаяся), Махи (великая), Урви (широкая), Бхуми (возникшая).
Пространство между ними именуется Антарикша.
Это представление о трёхчасной вселенной нашло отражение в Гаятри мантре, самой известной ведийской мантре, в образе бхур, бхувах, свах. То есть бхур это земля, бхувах — пространство между небом и землёй, а свах — небеса.
Небо и земля представлялись как две чаши мироздания, обращенные друг к другу, между ними находилось световоздушное пространство, где движется бог солнца Сурья.
Мужское и женское: небо и земля
В Ригведе наряду с трехчленной вселенной существует и двухчленная вселенная — Родаси на санскрите. Под этим названием скрывается Небо и Земля — Дьяус и Притхиви. Эти представления еще более древние, нежели трехчленная концепция. В них небо и земля представляют первобытных людей, два начала. При этом небо обычно ассоциируется с мужским началом, (небо — это отец), а земля — с женским (мать). Небо оплодотворяет землю дождем — небесным семенем.
Но в древних мифологиях есть исключения. Например, в Древнем Египте, наоборот, небо – это она, богиня Нут, а земля – это он, мужчина, бог Геб. Но все же чаще, как я сказал, небо – это мужское начало, а земля – женское. Подобное представление мы находим и в Ригведе, где небо и земля именуются отцом и матерью.
Во многих гимнах сказано: «О небо и земля, да будет правдой то, зачем я обращаюсь к вам, о отец и мать».
Но не все так просто, и в других местах сказано, что «небо и земля» – это две юные сестры, сходящиеся в лоне родителей и целующие пуп мироздания. В третьем месте говорится, что «небо и земля» – это две богини, достойные жертв.
Здесь мы видим логическое противоречие, что в одном месте они мужчина и женщина, а в другом – это две женщины, две богини. Но, видимо, представителей архаичного мировоззрения такие логические противоречия не смущали, как они смущают нас.
Вообще, в отличие от других древних мифологий, тема неба и земли в ведах занимает скромное место. Также здесь мало сексуальной символики, связанной с небом и землей. Исключением является гимн Ригведы, где сказано, что «он, Вишну побуждает родителей, то есть небо и землю, к наслаждению при излиянии семенем».
Лока и ее устройство
Следующая важная концепция, характерная для вед, о которой следует знать, это представление о пространстве, именуемом Лока. Это слово происходит от глагольного корня ruc — сиять, сверкать. То есть мир связан с понятием света.
Слово лока мы часто находим в индийской космографии. Это пространство само по себе в ведах неоднородно. Оно образует круг, при этом его центр противопоставляется периферии.
Центр локи является средоточием сакральности. Это точка, где совершается акт творения, воспроизводимый в ритуале. Здесь проходит мировая ось — Axis mundi.
В разных мировых мифологиях это может быть древо жизни, священная гора, столп, где находится алтарь и приносятся жертвы. И также через этот центр проходит кратчайший путь, связывающий небо с землёй. Чем дальше от центра, тем меньше сакральности. А за границей круга начинается хаос.
Подобное представление мы находим в Ригведе. Здесь есть такое понятие, как центр мироздания, Набхи, пуп мироздания, о котором я уже упомянул. Это самый короткий путь в мир богов. И также этот пуп ассоциируется с жертвенным столбом, с алтарём, где приносятся жертвы.
Также здесь может быть гора или дерево. Например, на горе в центре мироздания бог Индра убивает демона Вритру. А в качестве мирового древа фигурирует ашваттха. Это древо со сладкими ягодами, на котором сидят два орла.
Это представление о центре мироздания и о пространстве, как о круге получит свое развитие в более поздних текстах.
Подземный мир
Что касается подземного мира, тем более связанного с наказанием грешников, то в Ригведе есть только очень туманные упоминания о некой мрачной бездне – гамбхира пада (глубокое место). Это некая дыра, пропасть, в которую низвергаются порочные и неправедные люди. Например, мудрец Васиштха проклинает тех, кто хочет сделать ему зло словами «Да провалишься ты ниже всех трех земель».
Более конкретные представления об аде встречаются в самой поздней из вед – Атхарваведе. Здесь говорится о Нарака Локе — мире ада, где обречен страдать тот, кто не совершает дарений. Этот ад упоминается как противоположность миру Ямы, Ямараджья, где наоборот исполняются все желания дарителя. Но где находится эта Нарака, точно не сказано.
Также в Адхарваведе упоминаются миры греха или Папа Лока, которые находятся очень далеко. То есть можно как-то связать их с подземным миром, а можно и не связывать.
Дальнейшие представления
Ведийские концепции мироздания и космографии, получают развитие в литературе, примыкающей к ведам. Я имею в виду брахманы и араньяки.
В них изменяются Три локи. В качестве трех лок упоминается мир предков — Питри Лока, мир богов — Дэва Лока и мир людей — Манушья Лока. А в части текстов говорится, что вселенная состоит из восьми миров, которые соотносятся с восемью богами Васу.
А, например, в Кауштикаки-брахмане говорится что, боги, поднявшись на колесо года движутся через семь миров:
1. мир богов и предков — Дэви Питри Лока,
2. мир Агни или обитель закона — Агни Лока Ритутхана,
3. мир Ваю или непобедимый,
4. мир Индры,
5. мир Варуны,
6. мир смерти,
7. мир Брахмана
Более зрелые представления о мироздании мы находим в пуранах.
Космография пуран
Пураническая космография, конечно, намного сложнее, чем та, которая излагается в ведах.
Мир в яйце
Мир, в котором мы живем, называется в пуранах Брахманда или яйцо Брахмы. Он представляет собой огромный шар, в котором выделяется 14 горизонтальных уровней: 7 верхних и 7 нижних.
Как заметил индийский ученый Дандикар, «если для космографии вед основой является число 3, то для космографии пуран в качестве такового выступает число 7».
7 верхних уровней таковы:
1. Бхуралока — земля,
2. Бхуваралока — пространство между небом и землей,
3. Сваралока — пространство между солнцем и полярной звездой, где живет Индра и другие обитатели рая,
4. Махарлока – Бхригу и другие святые,
5. Джаналока — место пребывания сыновей Брахмы,
6. Тапарлока, место пребывания божества Вираж,
7. Сатьялока или Брахмалока — где обитает сам Брахма.
Далее в пуранах помещаются еще более высокие миры:
Для вишнуитов это Вайткунтха, место где обитает Вишну, а для шактистов — это Манидвипа или Жемчужный остров. Этот мир очень наглядно описан в 12 главе Дэвибхагавата-пураны, которую я сам переводил.
Ниже этих всех уровней находятся 7 нижних уровней – Патала. При этом Патала может быть общим названием для всех этих семи уровней, а может служить названием самого низкого из них:
1. Атала,
2. Витала,
3. Сутала,
4. Талатала,
5. Расатала,
6. Махатала,
7. Патала.
Все эти миры служат обителью асуров, которые борются с богами, и огромных змеев — нагов. При этом неправильно путать эти подземные миры с адскими. Это наоборот, великолепные и прекрасные миры, обитатели которых в полной мере наслаждаются комфортом.
А вот уже ад находится еще ниже всех этих подземных уровней. Ад тоже неоднороден, и в разных источниках называется различное число адов. Например, в Бхагавата-пуране называется 7 адов.
Земля – это диск, напоминающий цветок лотоса
Что касается нашей Земли, то здесь нужно понимать, что лока — это не шар, не мир в нашем понимании, это не планета и не звезда. Это именно плоские уровни, и одной из таких плоскостей и является наша Земля.
То есть это огромный диск, напоминающий цветок лотоса. В центре у него находится материк Джамбудвипа или яблоневый материк. А в центре Джамбудвипы — гигантская гора Меру. Это гора из чистого золота и возвышается над землей на огромные расстояния. На Меру находятся обители богов.
Сама Джамбудвипа делится горными цепями на 7 варш — стран, и при этом самая южная из них — это Бхарата или полуостров Индостан. А прочие страны, которые упоминаются в пуранах, — фантастические, где текут реки молока, вина, где живут вечно юные прекрасные женщины и праведные мужчины. То есть эта космография сугубо мифическая, и с конкретными географическими ориентирами ее связать никак не получается.
Джамбудвипа окружена океаном соленой воды, за которым один за другим высятся шесть других материков, представляющих собой гигантские кольца, отделенные друг от друга океанами из разных веществ — из сахарного тростника, вина, топленого масла, молока, пахты и пресной воды.
Конечно можно было бы поинтересоваться, что это за океан молока, например, и почему он не прокисает, но авторы пуран в этом отношении хранят молчание.
За последним материком, Пушкарой, лежит две огромные страны, одна из которых освещена солнцем, а другая всегда погружена во мрак. Их разделяет огромный горный хребет Локалока. Далее, на краю мира, согласно Бхагавата-пуране, лежит земля, где живут владыки йоги или йогешвары. В других пуранах могут быть какие-то свои особенности и вариации. Например, в Вишну-пуране выделяется 13 двип-материков.
Огромные расстояния мира
Для мира, Брахманды, характерны огромные расстояния — многие миллионы километров, а также неизмеримая длительность существования.
Год Брахмы в переводе на наш счет равен 309 триллионам 173 миллиардам 760 миллионам лет. Когда год Брахмы заканчивается, наступает Махапралая или великое разрушение, и вся Брахманда гибнет. Но даже в пределах этого гигантского срока происходят малые пралаи, когда гибнет не вся брахманда, а только ее более низкие уровни до Сваргалоки (до неба Индры включительно). Это происходит по окончании дня Брахмы или Кальпы. Этот день длится 4 млрд 320 млн лет.
В более поздних тестах возникает представление того, что таких миров-Брахманд неизмеримое количество.
Также важно отметить, что уже в более поздних тестах возникает представление того, что таких миров-Брахманд неизмеримое количество. Например, в Йогини-тантре Шива, попав внутрь тела Кали, видит огромное количество Брахманд, в каждой из которых есть свои Брахма, Вишну и Шива.
В Маха-Бхагавата-пуране описывается Жемчужный остров Богини, где у врат ее дворца толпится огромное число Брахм, Вишну и Шив из всех Брахманд, которые неисчислимы.
Здравые идеи в пуранах
То есть, мы видим, что при всей фантастичности космографии пуран, здесь есть две очень важные и здравые идеи. Во-первых, это то, что Вселенная огромна по своим расстояниям. Тоже самое мы знаем из современной астрономии.
А во-вторых, что она существует очень долгое время. И в этом плане индийская пураническая космография отличается в положительную сторону от того, что долгое время было принято в Европе, где считалось что Земля и Вселенная – какие-то совсем маленькие, что земля — центр вселенной и существует этот весь мир очень недолго — 6 или 7 тысяч лет. Например, согласно византийской эре мир был сотворен 1 марта 5508 года до нашей эры. У католиков мир еще более молодой, также и у иудеев.
Поэтому вот в этом плане индийцы намного опередили свое время двумя важными идеями:
- Миров бесконечное множество
- Вселенная существует неизмеримо долгое число лет.
— Андрей, как кришнаиты рассматривают космологию? Даже современные кришнаиты ссылаются на Шримад-Бхагаватам, в котором описывается особое строение Солнечной системы.
Кришнаиты ссылаются на Бхагавата-пурану или Шримад-Бхагаватам и всецело и слепо воспринимают ту космографию, которая там описывается. При этом они называют ее «ведической космологией». Это совершенно неверно, потому что то, что мы находим в ведах, очень отличается, как я уже сказал, от того, что содержится в пуранах. И поэтому космология, за которую ратуют кришнаиты, это не ведическая космография, а именно пураническая.
Можно сказать, что кришнаиты являются приверженцами двух популярных ныне конспирологических теорий.
Во-первых, это теория плоской земли. То есть, поскольку они верят во всё, о чем сказано в Бхагавата-пуране, то они считают, что земля — это плоский диск.
Во-вторых, они отвергают факт о том, что американцы были на Луне. Я сам находил в их книгах не раз подобное высказывание. Это встречается и в комментариях к Шримад Бхагаватам.
Также ими была выпущена книжка по «ведической» космологии, где сказано, что американские космонавты летали не на Луну, потому что Луна очень далека, а приземлялись они на Раху. Это такая фантастическая планета, голова асуры, который хотел выпить нектар бессмертия амриту, и которую отсёк Вишну.
Самое забавное, что когда Шрила Прабхупада описывал для американцев и других западных людей устройство мира, он, чтобы сделать всю эту космологию более для них понятной, злоупотреблял понятием «планета». То есть там речь идет об адских планетах, райских планетах и так далее. И в результате перед нами вырисовывается картина из «Звездных войн», когда все эти звездолеты летают с одной планеты на другую, но слово «планета» в данном случае переводится как лока. А лока, как я уже сказал выше, это не планета.
Это именно плоский уровень в составе Брахманды в пуранической космографии.
— Про представления кришнаитов понятно. А как считают шиваиты, шактисты?
Представители других направлений индуизма в целом разделяли ту же концепцию космоса и космографию, что изложена в Бхагавата-пуране. Но, конечно, с некоторыми оговорками и вариациями.
Шактисты, например, верили, что над всеми мирами находится Манидвипа — жемчужный остров Богини, где она пребывает во всем своем великолепии, в своей полной форме. И таким образом она главенствует над всеми уровнями мироздания.
— А что же все-таки в индийской традиции называют планетами?
Планетами в индийской космологии именуются грахи. То есть планета — это граха. В пуранах выделяется 9 планет: Раху, Кету, Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.
И вот все эти грахи вращаются над диском Земли, вокруг гигантской горы Меру.
Кроме того, в мифологии и в научной астрономии грахи понимались по- разному. В мифологии грахи — это божества. То есть когда описывается бог солнца Сурья, это и есть само солнце, которое сияет на небе.
А в научных трактатах по астрономии, солнце — это шарообразное тело. Также и другие планеты. Индийские астрономы высчитывали их диаметр, расстояние до Земли и т.д.
— В общем, как мы видим, в Индии с древности изучали планеты и космос. А что известно о палеоконтакте (с пришельцами), есть ли в древних текстах упоминания о том, что инопланетяне прилетали на Землю и т.п.?
Согласно швейцарскому писателю Эриху фон Дэникену все достижения древних цивилизаций, в том числе древниеиндийские, были обязаны контакту с пришельцами.
Эта тема получила популярность благодаря швейцарскому писателю Эриху фон Дэникену. Он родился в 1935 году и до сих пор еще жив. В свое время он очень прославился книгой «Колесницы богов: нерасказанные тайны прошлого», ставшей бестселлером.
Книга эта вышла в 1968 году, и в ней, в частности, он ссылается и на древнюю Индию. Согласно ему, все достижения древних цивилизаций, в том числе древниеиндийские, были обязаны контакту с пришельцами.
Никаких серьезных доказательств в своей книге и в последующих работах он не приводит, и в научном сообществе к его «творчеству» относятся очень и очень скептически.
Помню, когда я был еще ребенком, в советское время, читал о этом. Тогда у нас в стране было атеистическое научное мировоззрение и, конечно, над фон Дэникином смеялись. Никто не знал, что пройдет какое-то небольшое время, и подобные концепции или еще более удивительные и странные, обретут популярность и в нашей стране.
Что касается меня, я тоже к фон Дэникену отношусь отрицательно. Считаю, что все его «гипотезы» являются оскорбительными для наших предков. Получается, что люди – это какие-то глупые создания, которые своим умом ни до чего не могли дойти, и им во всем нужна была помощь свыше.
Кроме того, никаких доказательств, на основании которых можно было бы это воспринять всерьез, Фон Дэникен никогда не приводил.
И несмотря на то, что он жив до сих пор, о нем уже мало кто вспоминает. Сейчас на сцену вышли другие деятели псевдонаучного толка, и поэтому звездный час фон Дэникена уже далеко позади. Но зато эту ниву успешно осваивают другие люди, и на этом зарабатывают деньги, как кстати неплохо в свое время заработал фон Дэникен на своих книжках.
— И все-таки в ведических текстах встречаются упоминания воздушных кораблей — виман. Что это были за устройства? Чисто теоретические это были космические корабли или они использовались только для полетов на Земле?
Вимана — это санскритское слово, которое на европейские языки переводится обычно как «небесная» либо «воздушная колесница».
Упоминание виман в текстах на санскрите еще в начале 20 века породило домыслы о том, что древним индийцам было известно воздухоплавание, что они летали на самолетах и т.п.
Индийцам это очень льстило, и один такой индийский брахман, его звали Суббарайя Шастри, где-то после Первой мировой войны сочинил текст, именуемый Виманика Шастра, будто бы содержащий описание устройства виманы. При этом он сослался на то, что получил этот текст телепатически от древнего мудреца Пхарадваджи.
Важно отметить, что на самом деле он просто сочинил его сам, но некоторые почему-то до сих пор верят, что это какой-то древний текст на санскрите, подтверждающий существование самолетов или космолетов в древней Индии.
Когда настоящие инженеры, причем индийские инженеры, стали проверять сведения, содержащиеся в этом тексте, они увидели, что это просто какой-то плод измышлений, и данным, которые в этом тесте содержатся, никакой воздухоплавательный аппарат построить нельзя.
Однако это не разочаровало энтузиастов идеи самолетов в Древней Индии, и до сих пор немало людей верит в их реальное существование.
Вообще, что такое вимана?
Если мы обратимся к текстам, вимана, чаще всего, это именно просто колесница, которая запряжена каким-то количеством лошадей и которая летает по небу. Здесь не описываются никакие механизмы: ни сопла, ни крылья, ни топливо, ничего этого нет. То есть это просто обычная колесница, запряженная лошадьми, но летающая по небу.
Одна из таких колесниц имелась у царя демонов Раваны, который унес Ситу к себе на Ланку. Потом уже, после победы над ним, Рама эту колесницу конфисковал. В поэме Калидасы «Рагхувамша», есть очень красочное описание, как Рама с Ситой возвращались с Ланки в Айодхью на этой вимане.
Здесь приводится описание Индии, как бы сверху. Но опять-таки, описание этого полета не очень правдоподобно. Например, говорится, что Сита высовывает руку и касается тучи. И все это очень комфортно, хотя мы знаем, что полет на большой скорости в самолете без герметичной кабины, или даже на аэроплане — это вещь весьма мало комфортная, тем более для женщины.
Явно, что автор этого текста никогда не летал по небу в каком-то воздухоплавательном аппарате. Иначе он бы знал, что когда летишь на большой высоте, навстречу тебе бьет очень сильный встречный ветер и, это совсем не приятно.
Кроме виман, запряженных лошадьми, есть еще виманы, которые двигаются благодаря силе мысли. Ими пользуются боги. Например, в Дэвибхагавата-пуране есть фрагмент, в котором Дэви отвозит Брахму, Вишну и Шиву на свой остров, где они ей служат и восхваляют. Здесь как раз описывается такая вимана. Это тоже как-то не очень правдоподобно.
Завершая тему виман, хочется сказать, что если бы действительно в Индии существовали какие-то самолеты и вертолеты, то, конечно, для этого нужна была бы мощная промышленная база. Нужно было бы добывать руду, потом ее выплавлять, обрабатывать металл, нужно было бы топливо, и все прочее. То есть должно быть множество заводов и развитое производство. Но никаких свидетельств археологии, подтверждающих, что в Индии подобное было, нет.
Стало быть, виманы — это плод все же человеческого воображения, людей, которые издавна мечтали летать по небу.
— Ну и напоследок. В Индии было много великих математиков и астрономов, иони верили в плоскую землю и молочные океаны?
Да, действительно, у нас многие увлекаются индийской астрологией, но при этом мало кто знает, что в древней Индии для своего времени была очень развитая астрономия.
Назову такие имена, как Брахмагупта, Арьябхатта и Варахамихира. Они жили в середине первого тысячелетия нашей эры. Ими были вычислены важные процессы равноденствия, протяженность года и некоторые другие астрономические константы. И замечу, что эти вычисления зачастую более точные, чем в тогдашней Европе. Кроме того, в Древней Индии точно предсказывали затмения, была выяснена их истинная природа.
Многие знают, что согласно индийской мифологии, затмения вызывается тем, что Раху время от времени глотает Солнце или Луну. Но именно индийские астрономы указали точную причину этих природных явлений.
Еще одно достижение индийской астрономии принадлежит ученому Арьябхатта, который вычислил диаметр Земли. Согласно его расчетам, он составляет 12 440 километров, когда на самом деле это 12 742 километра, то есть очень близко к тому, что есть на самом деле.
Кроме того, ученый пришел к верной мысли, что Земля вращается вокруг своей оси. И даже вплотную подошел к гелиоцентрической системе мира задолго до Коперника. Поэтому недаром в свое время первый индийский спутник был назван его именем. А также его именем – Арьябхатта — был назван кратер на Луне. И современные индийцы очень гордятся, что их соотечественник достиг таких высот в науке.
Тех, кто интересуется индийской астрономией, я бы хотел отослать к работе знаменитого персидского ученого Аль-Бируни, который жил в X-XI веках. Он посещал Индию и общался с местными учеными, астрономами и зафиксировал их глубокие познания.
Конечно, в этой научной астрономии не было места ни для земли-диска, ни для горы Меру, ни для всех этих семи континентов и океанов из вина и молока.
И тут возникает вопрос, как мифические фантастические представления из пуран могли уживаться с научной астрономией? Интересно, что обе эти концепции существовали параллельно.
Нужно понимать, что Индия — это не Европа, где сжигали за инакомыслие, как, например, сожгли Джордано Бруно. Здесь же религиозные деятели, жрецы, брахманы никаким репрессиям ученых- астрономов не подвергали. Да и каких-либо дискуссий между ними зафиксировано не было.
То есть эти две концепции существовали параллельно и уживались вполне мирно.
Андрей Игнатьев
Интервью подготовлено: Анастасия Проскурина, Александр Бондаренко