Вишну как воплощение Ягьи
Многие слышали о Десяти воплощениях или автарах Вишну, которые он принимает, чтобы восстановить баланс добра и зла, когда на Земле нарушается порядок и попирается Дхарма. Но мало кто знает, что в индийской мифологии есть упоминание о Яджне (или Ягье) — особом аспекте Вишну. Еще его называют Яджнешвара. Это божественное воплощение связано с обрядами жертвоприношения, известными в индуизме как яджны. В данном облике, Вишну представляет собой идеал и цель подобных ритуалов.
В эпоху, именуемую Сваямбхува Манвантара, Яджна также ассоциируется с Индрой — правителем небесного пантеона. По преданиям, Ручи — его отец, а мать носит имя Акути.
Аватары Вишну в индуистских писаниях
В индуистских священных текстах, таких как «Бхагавата-пурана», «Деви-Бхагавата-пурана» и «Гаруда-пурана», фигурирует персонаж Яджна, известный как воплощение бога Вишну, или первоначального Нараяна.
Нараяна переводится обычно как «Тот, чья обитель — воды» иил же как «Высшее Существо, которое является основой всех людей»
Это воплощение относится к категории манвантара-аватаров, которые связаны с определёнными периодами времени, называемыми Манвантары, в течение которых поддерживается жизнь божеств, включая Индру, для сохранения установленного космического порядка.
Яджна также описывается как Кальпа-аватар, представляющий собой воплощение, соответствующее очень долгому периоду времени, именуемому Кальпа.
Жизнь и деяния Ягьи
Согласно, индуистским писаниями, во времена правления Сваямбхувы Ману, первого человека, возникла необходимость в правителе небесной сферы, так как никто не мог занять эту роль.
В ответ на этот вызов, Вишну принял облик Ягьи и стал новым Индрой. Ягья родился от союза Праджапати Ручи и Акути, дочери Ману. Таким образом, Ягья стал воплощением Вишну, а его сестра — воплощением Лакшми. Ману с восторгом взял Ягью к себе, а Ручи оставил себе дочь Дакшину.
В браке с Дакшиной Ягья произвел на свет двенадцать сыновей, которые получили название Яма, и стали известны как боги Тушита. Среди них были Тоша, Пратоша и другие. Позже, в Гаруда Пуране, Ягье как правителю стали приписывать проведение многочисленных жертвенных ритуалов.
Шиваитский эпос и созвездия
Согласно одному из рассказов Вишну-пураны, в ходе событий, связанных с разрушением жертвенного обряда, проводимого Дакшей, произошёл необычный случай с Ягьей.
Владыка жертвоприношений попытался скрыться, обратившись в оленя. Но Вирабхадра, который является одной из свирепых форм Шивы, догнал и обезглавил его.
В текстах, таких как «Харивамса» и «Линга-пурана», этот момент ассоциируется с созданием созвездия Мригаширша (соответствует звездам в созвездии Ориона), что в переводе означает «голова оленя». В этом изображении Ягья с головой этого животного был поднят богом Брахмой на небеса, где и образовалось упомянутое созвездие. И теперь оно мерцает над нами как космическое напоминание о непреходящем значении жертвоприношения.
Ведическая связь Вишну с жертвенными обрядами
Как уже говорилось, в Ведах Вишну уподобляется обряду жертвоприношения, известному как «яджна». Саяна, знаменитый комментатор ведических текстов, трактует Вишну как владыку жертвенных ритуалов, а также как самого жертвователя.
Эту аналогию поддерживает и Бхагавад-гита, где выполнение жертвоприношений рассматривается как путь к благосклонности Вишну. В «Вишну Сахасранаме», тексте, перечисляющем тысячу имен Вишну, одно из имен также ассоциируется с яджной.