В гостях у портала «Индия свами» Рози Агарвал — солистка и хореограф индийских танцев, организатор шоу в индийском стиле. Также Рози профессионально занимается традиционными индийскими костюмами. И сегодня мы поговорим с ней об отдельном виде индийского искусства — женском наряде сари.
— В Японии национальная одежда, кимоно, используется только в каких-то костюмированных представлениях, а в повседневной жизни не носится. А как часто в современной Индии носят сари? Входит ли оно в ежедневный гардероб женщины?
Да, безусловно, в Индии по-прежнему сари является основной одеждой. Особенно это касается замужних индийских женщин, чаще всего среднего класса, либо женщин из религиозных семей, а таких большинство.
Также наряду с сари, особенно на севере Индии, популярны такие традиционные костюмы как Анаркали и Шальвар-камиз — это когда надевается туника, либо платье с широкими или узкими штанишками, которые идут по ноге, наподобие леггинсов, и шарфиком.
— Различаются ли сари в зависимости от штата или региона Индии? Какие есть особенности?
Конечно, сари существует бесчисленное множество. Во-первых, по сари и в целом по внешнему виду одетой в традиционную одежду девушки или женщины в Индии сразу можно понять много каких особенностей. Во-первых, это ее достаток, то есть, к какому сословию, к какому классу она принадлежит. Также можно понять — замужем она или нет, из какого она региона или штата. Обо всем этом может рассказать сари, которое надето на женщине.
Например, на юге очень любят гладкие сари из шелка, с мелким орнаментом и огромной широкой каймой, которая идет по краю полотна. Это называется Кандживарам сари — они блестящие и очень мягкие.
Бенгалия
В Бенгалии тоже популярны шелковые сари, но с ярко выраженным орнаментом, выполненным золоченой нитью, с выбитым рисунком. Здесь часто используют также смесовые ткани, когда идет хлопок с шелком. Ткань получается более плотной, более твердой, и в таких сари все складки очень четко смотрятся, в них нету такой мягкости и плавности, как в чисто шелковых сари.
Варанаси
Нельзя не сказать и о невероятной красоте Банараси сари. Это, наверное, самые популярные во всем мире индийские сари. И в самой Индии это, конечно, самые-самые знаменитые и высоко ценящиеся сари невероятной красоты. Они тоже изготавливаются из шелка, с традиционными рисунками такими как Пейсли. Здесь само полотно достаточно плотное, непрозрачное. И всё это — единое цельное полотно.
Здесь, как и на бенгальских сари, где добавляют хлопок, узор и орнамент делается именно в технике вышивки из нитей, то есть прямо на этом полотне.
Гуджарат и Раджастан
В штатах Гуджарат, Раджастан популярно сари из хлопка, а также из другого вида шелка, который отличается по своей текстуре. Также там очень популярен традиционный узор, которого больше нет нигде, кроме этих штатов. Это техника называется Бандхедж, когда орнамент получается не с помощью плетения или вышивки, а в результате окрашивания ткани. То есть на самом сари определенным способом завязывается множество мелких узелочков, и потом уже полотно окрашиваются. И когда эти узелочки развязывается, то получаются такие “зернышки”.
Я больше всего люблю именно такие сари с этим орнаметом — мне они кажутся очень милыми и симпатичными.
Также, как я уже сказала, по тому, в какое сари одета женщина, можно понять, к какому классу она относится, если мы говорим о достатке. Потому что сари есть очень-очень дешевые, которые стоят буквально доллар-два. А есть сари, стоимость которых доходит до нескольких тысяч долларов, и покупателей таких сари тоже немало в Индии.
Также сари, безусловно, делятся на повседневные и праздничные. Повседневные сари, как правило, делают из хлопка, либо из шелка, но более простые. И естественно, сейчас огромное количество сари выпускается из искусственных тканей, таких как полиэстер, арт-шелк и так далее.
Существуют также варианты сари для вечеринок, для каких-то выходов — так называемые Party wear Dresses. Но на юге, например, в Бенгалии, все-таки более популярны сари из цельного полотна с набитой на нем вышивкой.
Дели и Махарашрта
А, например, если мы говорим о Дели, Мумбаи, о штате Махараштра, то здесь для вечеринок более популярны другие виды сари. Это более тонкие шифоновые ткани, органза, а также сари из искусственных тканей. И они украшаются уже непосредственно какими-то камнями, пайетками, стеклярусом, металлизированными проволоками, жемчугом, мелким бисером, искусственным или натуральным, стразами. То есть все это нашивается сверху на ткань.
Если говорить о более ранних временах, до начала XX века, то для украшения сари использовалась только ручная вышивка и только натуральные материалы: мелкий речной жемчуг, ракушки, различные камни — рубины, турмалины, то есть всё, чем богата Индийская земля. Также для вышивки применялись нити из натуральных металлов — серебра, золота.
Сейчас большая часть вышивки, которая делается для сари, это пластик: пластиковые камни, искусственный жемчуг, и это машинная вышивка. То есть, если мы придем в среднестатистический индийский магазин, например, свадебной моды, или на базар — мы увидим, что все расшитые искусственными камнями и другими аксессуарами сари — все это сделано на швейных и вышивальных машинках.
Если еще десять-пятнадцать лет назад ручную вышивку можно было много где купить, то сейчас это стало уже эксклюзивом, и в масс-маркете для среднего класса ее можно встретить всё реже и реже. Сейчас ручная вышивка “перекочевала” в премиальный сегмент, в дорогие бутики, где продаются сари от ведущих дизайнеров.
Чаще всего сари с вышивкой надеваются на какие-то торжественные мероприятия — свадьбы, крупные вечеринки, именно в вечернее время, то есть это так называемая party wear.
— Есть известные дорогие западные бренды, которые предпочитают богатые люди. Такая одежда показывает статус их владельца. Есть ли что-то подобное с сари в Индии?
В Индии так же, как и во всем мире популярны свои дизайнеры, их огромное множество. И это одежда, конечно, для состоятельных людей. Сари ручной работы в Индии вообще очень дорогостоящи, а сари от ведущих модных домов, от известных именитых дизайнеров, стоят, наверное, тысяч от 100 и выше.
Я сама очень люблю именно такие дизайнерские сари. И в основном все мои костюмы и сари — от ведущих индийских дизайнеров, потому что это, конечно, другой уровень и смотрится такая одежда особенно роскошно.
На таких нарядах во всей своей красе можно увидеть и вышивку ручной работы и безупречное качество тканей, и качество самих моделей, если это готовая одежда. Но в Индии в среднем классе не очень популярна готовая одежда. Чаще всего она может быть пошита частично, а например, блузку, мы шьем отдельно у портного.
— У нас в России девочка, подрастая, начинает просить купить себе платье. А в Индии что сначала начинают просить девочки — чтобы им купили платье или сари?
В Индии, конечно, сейчас все очень ориентированы на Запад, на западную культуру. Дети все меньше и меньше чтут свои национальные культурные традиции. И безусловно, им нравится одеваться так, как одевается большинство во всем мире. То есть это какие-то джинсы, футболки, оверсайз. И маловероятно, что девочка попросит себе сари.
Да, безусловно, на какой-то праздник, на какое-то мероприятие детей одевают в основном национальную одежду — сари или другие виды костюмов. А в повседневной жизни среди подростков сари не очень популярны. В основном так же, как и во всем мире, девочки хотят европейскую одежду и европейские платья.
— В сари нет карманов. Удобно ли это? Куда женщины кладут какие-то нужные вещи — ключи, телефон?
Сари — это очень удобная одежда. Если приноровиться правильно его драпировать, то можно носить его каждый день. Я сама когда-то работала администратором в индийском ресторане и ходила на работу каждый день в сари. То есть я надевала его дома и шла на работу. И поначалу, в первый-второй день казалось, что это не очень удобно. А потом очень быстро привыкаешь к сари на себе и понимаешь, что это очень удобная одежда.
В Индии сари популярно, как я уже сказала, у среднего класса и у более бедных слоев общества. В сари и заворачивают детей, и при этом женщина умудряется работать. Причем часто это работа физически очень тяжелая, например, на стройке. И женщины умудряются задрапировать сари таким образом, чтобы и голову не пекло, и чтобы можно было положить в сари ребенка, а руки были свободными.
Например в Гуджарате и Раджастане принято частично скрывать лицо под одеждой. И здесь драпируют сари таким образом, чтобы его край (палу) прикрывал лицо. При этом женщины могут поставить себе на голову тазик с тяжелыми кирпичами и работать на стройке.
Что касается таких вещей как ключи и телефон, то как правило это будет не айфон, конечно, а какой-то небольшой аппарат, который только позволяет звонить и отправлять сообщения, и его обычно кладут в блузку под сари. Ну а связку ключей традиционно привязывают к палу, краю сари, как было принято испокон веков. И таким образом женщины обходятся и считают сари очень удобной одеждой.
Фото: Alarmy Фото: pinterest
И мало того, что сари различаются по своей текстуре, цене, виду ткани, способам вышивки, стилистическим особенностям в каждом штате, они еще и драпируются разными способами.
Например, в Раджастане и Гуджарате, сари драпируется, как я уже сказала, чтобы частично закрывать лицо. То есть палу драпируется спереди и закладывается таким образом, чтобы сари можно было надеть на голову.
В других штатах популярны свои стили драпировки. Если мы говорим о южных штатах, то здесь есть свои традиционные способы. Конечно, в наши дни многие из этих способов уже не используются. Сейчас наиболее распространен один классический способ — когда сари задрапировано на плече, выложено складками, и край (палу) свисает сзади. Но раньше было множество стилей, и еще в двадцатом веке все эти способы использовались.
В Бенгалии, например, сари драпируется вообще невероятно красивым традиционным образом, когда край сари делится и свисает и спереди, и сзади. А в южных штатах драпировать сари принято также в форме штанишек.
— Что символизируют разные цвета сари?
Можно бесконечно говорить о символике цвета в Индии и о том, насколько цвета много значат для Индии в целом и для индуизма в частности. И, конечно, цвета сари тоже имеют определенное значение.
Красный
В большей части Индии самый значимый, самый торжественный и важный цвет — это красный. И в большинстве штатов красный считается свадебным цветом. Конечно, не все его используют для свадьбы, и в наши дни часто отходят от этой тенденции. Для свадебных сари все чаще выбирают пастельные цвета, бежевые, золотые, персиковые, мятные и так далее. Но все-таки основным, самым торжественным для свадьбы цветом является красный.
Другое дело, что если мы говорим про свадебный вариант сари, здесь еще огромное значение имеет рисунок, узоры. И, как правило, для таких нарядов используется особая вышивка: это могут быть какие-то орнаменты с изображением пары, фигурок, символизирующих жениха невесту. Также, конечно, это очень богатая вышивка, и по цене на такие вещи сразу понятно, что это сари не для какого-то обыкновенного вечера или мероприятия.
Свадьба в Индии испокон веков и до наших дней играет огромную роль для каждого человека. Поэтому для такого важного дня используют очень богато украшенные, расшитые золотыми нитями сари с определенной символикой, инкрустированные каким-то массивными стразами, камнями и так далее.
Вопреки распространенному мнению, не все красные сари — свадебные.
У меня есть собственная костюмерная, и я предоставляю в аренду сари и другие национальные костюмы. Только различных сари у меня свыше двухсот. И часто девушкам, которые приходят ко мне за нарядом, очень нравятся красные варианты. Но они сразу говорят, что не могут надеть красное сари на какое-то мероприятие, потому что будут выглядеть как индийская невеста. Но нет, не все красные сари, как я уже сказала, являются свадебными. Есть просто красивые, торжественные варианты, а свадебные сари всегда намного более богаты.
Красный цвет вообще носит глубокий сакральный смысл, как и другие цвета в индуизме.
Например, если женщина умирает раньше своего супруга, то ее хоронят в красном сари. Это символизирует то, что в других мирах, в другой жизни, она встретит как невеста своего супруга, который был у нее в этом мире.
Это также цвет Шакти, цвет силы, торжества, яркости. Здесь можно вспомнить и синдур, красный порошок, который используют в богослужениях. И замужние женщины, которые придерживаются традиций, ежедневно используют его — красят им свой пробор, подчеркивая свое замужество.
Шафрановый
Индийский садху. Фото: youtravel.me Девушка в шафрановом сари. Фото: Flikr
Еще один из моих самых любимых цветов, который не менее популярен в Индии — это шафрановый. Это что-то среднее между желтым и оранжевым. Такой цвет присутствует на индийском флаге: шафрановый, белый, зеленый. Это цвет индуизма, цвет огня, цвет чистоты — той, которая прошла испытание огнем. Он несет очень глубокий смысл.
Часто разные гуру в храмах и паломники используют в одежде именно этот цвет. Также шафрановыми цветами или гирляндами из таких цветов украшают мурти, статуи богов в храмах. Их используют также на различных приветственных торжественных мероприятиях, когда вешают гирлянду из цветов почетному гостю на шею.
Белый
Если говорить именно о сари, то чисто белый цвет, это конечно, цвет печали, скорби и траура. В Индии, в индуизме в частности, не черный цвет считается траурным, а белый. И зачастую вдовы носят именно белые сари. Хотя сейчас это встречается все реже, но все же пожилые женщины-вдовы, придерживающиеся традиций индуизма, носят белые сари. Правда, это даже сложно назвать сари. Это абсолютно белое полотно из хлопка, ничем не вышитое, не украшенное, не имеющее абсолютно никакой каймы. Именно так выглядит традиционное траурное сари.
В Индии все еще сохраняется традиция, согласно которой в течение года после свадьбы женщине вообще не стоит использовать белый цвет в одежде, чтобы не навлечь на мужа беду. А после этого срока белые вещи уже можно надевать.
Но не вся белая одежда бывает траурной. Например, если на белом сари есть золотая тесьма, какие-то украшения, вышивка, то оно уже перестает быть траурным.
И при этом все же, даже если белое сари украшено, то все-равно его используют не все, и есть случаи, когда следует его избегать. Например, на свадьбу. А старшее поколение скептически относится и к таким оттенкам как кремовый, айвори и так далее.
Однако все меняется очень стремительно, и сейчас в Индии становятся очень модными пастельные тона. Такая тенденция сохраняется уже несколько лет подряд. При этом светлые цвета сари принято сочетать с яркой, например, золотой, розовой или красной каймой. А также чоли (блузка) под сари надевается тоже какого-то яркого цвета.
Цветовые особенности сари в индийских штатах
В некоторых штатах есть свои особенности по цвету. Например, в Калькутте, в Бенгалии, испокон веков очень популярны белые сари с красным и золотым орнаментом. Это традиционный бенгальский стиль. Это же касается цветов свадебного сари.
Также, если мы говорим о светлых сари, то например, в штате Керала, популярны сари из хлопка. И, как правило, они не окрашены, то есть имеют свой натуральный светло-бежевый цвет. У таких сари обычно идет зеленая с золотым кайма. Здесь эти цвета символизирует плодородную землю и природу.
А, например, в штате Махараштра зеленый цвет сари показывает, что женщина замужем. И свадебное сари здесь тоже именно зеленое с красным.
Сейчас, конечно, девушки предпочитают сменить несколько видов нарядов за свадебное торжество. Как известно, свадьба в Индии длится несколько дней, а то и недель. Свадебные торжества подразумевают самые разные обряды и ритуалы. Например, во время помолвки в одежде используются одни цвета. А если мы говорим о девичнике, так называемой Ночи Хны, когда девушки рисуют на коже Мехенди, то здесь принято надевать желтые и шафрановые цвета, потому что это еще и цвет куркумы. Куркумой с молоком во время девичника девушку принято обмазывать для того, чтобы перед свадьбой ее кожа стала еще более красивой, благородной и шелковистой.
— А есть ли какие-нибудь красивые легенды про сари?
Одна из самых популярных легенд о сари рассказывается в Махабхарате. Как известно, там говорится о двух противоборствующих кланах — Пандавов и Кауравов. И вот однажды царь из семьи Пандавов проиграл Кауравам в кости все свое имущество — войско, мать, братьев и себя. Последней ставкой он сделал свою супругу Драупади, и тоже ее поиграл. Драупади была невероятной красавицей. И когда ее привели в зал, где все это происходило, один из Кауравов решил сорвать с нее ее роскошное шелковое сари, чтобы обесчесть ее и опозорить ее мужа.
Но Бог Кришна решил защитить Драупади и сделал ее сари бесконечным. И когда этот человек потянул сари за палу, пытаясь сорвать его, оно не заканчивалось. Он все тянул и тянул, но сари было бесконечно задрапировано. Таким образом, врагам не удалось врагам полностью раздеть Драупади и обесчестить ее.
— Говорят, что сари в Индии изготавливают только мужчины, правда ли это и почему так?
Мы все знаем о кастовой системе в Индии. И несмотря на то, что официально касты уже давно запрещены, все равно это имеет место быть. И если человек принадлежит к определенному сословию, то он занимается именно тем, что принято в его касте. Внутри каст также существуют различные подкасты и категории. Например, брамины могут быть как священнослужителями, так и врачами, учеными и т.п.
И каста ткачей — это одна из древнейших каст в Индии. Это династическое ремесло, как и многие другие профессии. То есть семья несколько десятилетий и даже веков подряд может из поколения в поколение заниматься одной и той же деятельностью. Например, в Индии, есть известная семейная фирма Агарвал (мои однофамильцы:)), которая делает сладости.
Тоже самое касается сари. Если семья пятьсот лет назад занималась ткачеством, то, скорее всего, и в наши дни она будет иметь какой-то бизнес, связанный с изготовлением сари.
При этом, как я уже говорила, настоящие, дорогие сари — это до сих пор только ручная работа. И это достаточно тяжелый физический труд, когда сдвигаются станки, ткутся эти полотна, и конечно же, этим занимаются исключительно мужчины. Мужчины из определенной касты — ткачей.
То есть не может быть такого, что вчера этот мужчина был водителем такси или рикшей, а сегодня он решил все бросить и пойти шить сари. Это именно династическое ремесло, которое передается из поколения в поколение. И конечно, у каждой семьи свои традиции, свои секреты и определенные лайфхаки.
В Индии это касается практически всех профессий. Если, например, человек сейчас работает адвокатом, то, скорее всего, адвокатами были и его дед, и прадед. И так далее.
— Сари разной длины — от чего зависит? (Это означает размер?)
Традиционно сари, каким мы его знаем сейчас, — это полотно ткани определенного размера, определенной ширины и длины — от пяти до двенадцати метров. Это классическое сари, которое драпируется на нижнюю юбку и выкладывается складками, либо ниспадает с плеча, если это тонкие полупрозрачные ткани типа шифона жоржета.
Но не стоит забывать, что есть еще и другие виды традиционной индийской и индуистской одежды, такие как ленга—чоли, павадай. Говоря простым языком, это юбка, блуза и сверху — длинное покрывало, которое может быть символическим в виде шарфика, либо это может быть хафсари (полу сари), длиной от 2,5 до 4 метров. Такое сари драпируется непосредственно сверху на юбку. То есть не нижнюю юбку, а на самостоятельную отдельную юбку и блузу. А традиционное сари надевается на нижнюю юбку, и оно от 5 до 12 метров.
Что касается размеров M, L и так далее, то у сари не существует размеров. В одно и тоже полотно сари можно задрапировать как очень стройную девушку или даже ребенка, так и очень крупную женщину. То есть один и тот же отрез ткани можно задрапировать абсолютно на любую фигуру. Имеет размер только подъюбник — нижняя юбка, и также — блуза, которая, как правило, шьется индивидуально, либо имеет размерный ряд.
Чоли — блуза под сари
Кстати, хочу добавить несколько слов именно о блузе. На самом деле она появилась не так давно — с приходом в Индию ислама и англичан. В древности же сари, конечно, надевалась на голое тело. И драпировалось оно таким образом, что верхняя часть тела могла быть открытой, т.е. ткань оборачивали только вокруг нижней части тела.
Дальше надевалось множество поясов, а торс был массивно украшен ювелирными изделиями и всевозможными украшениями. Мы можем видеть это на статуях богинь. Но не только богини ходили так. В древности именно так одевались все женщины. То есть грудь была открытой.
Уже намного позднее сари стали драпировать и на верхнюю часть тела, а потом уже начали прикрывать грудь, но блузы все равно не было. Блуза пришла как дополнение к сари значительно позднее.
— Поделитесь секретами ношения сари — нужно ли использовать булавки, чтобы сари держалось или же можно обойтись без них?
Изначально сари утяжелялось поясами и драпировалось без каких-либо булавок и иголочек. Позднее для удобства стали применять специальные швейные булавки, которые выглядят как тонкая игла с каким-то украшением на одном из концов. Потом в обиход вошли английские булавки и всевозможные броши.
Сейчас сари, как правило, закрепляет либо традиционными булавками, либо специальными пластиковыми булавками для сари.
— Был бы очень интересен ваш совет по выбору сари. На что обращать внимание — цвет, длина, ткань? Где лучше покупать — на рынке, в специализированных бутиках и т.п? Как подбирать — по росту, по фигуре?
Здесь вряд ли можно дать какой-то однозначные совет, где лучше покупать, потому что вы не ошибетесь, если купите сари и на рынке, и в каком-то большом молле,и на базаре, где представлено народное искусство.
Но если вы хотите, чтобы у вас было что-то действительно ценное и роскошное, то что можно иногда надеть на какой-то очень торжественный вечер, выделится и поразить всех красотой своего туалета, то я советую не экономить на этом и выбирать сари в дорогих бутиках.
Там будет, конечно, фиксированная цена, и это будет действительно дизайнерская работа. В этом случае вы увидите и традиционную ручную вышивку, и достойную ткань. В общем, такое сари может стать либо очень хорошим подарком, либо запоминающимся роскошным нарядом для себя.
Где не стоит покупать сари
А вот где я точно не советую покупать сари, так это, например, в Гоа на каких-то базарчиках возле пляжа. Потому что, как правило, там хоть и будут сари с вышивкой, но это очень деревенские дешевые сари, которые вам предложат за гораздо большие деньги, чем они реально стоят. Зачастую туристы не понимают, сколько может стоить такая вещь и покупают просто потому, что оно какое-то яркое и блестящее и вроде как смотрится богато. На самом деле это очень дешевое сари. Поэтому не все расшитые, блестящие и яркие сари — дорогие.
Конечно, если вы наденете такое сари где-то в России на болливудскую вечеринку, это не будет считаться кринжем. Но если вы пойдете в таком сари на какой-то индийский прием, то, конечно, на вас будут смотреть косо или же немножко посмеиваясь.
Поэтому возле пляжей такие сари я не рекомендую покупать — цена точно будет в десятки раз выше, чем стоимость этого сари. И если вы, например, отдыхаете в Гоа и не планируете ехать в другие штаты, но очень хотите приобрести сари, то лучше делайте это в центре города в каком-то крупном молле. Там вы действительно приобретете качественное сари, стоимость которого будет соответствовать этой работе.
— Рози, расскажите об особенностях сари из индийского кино.
Это целая отдельная ниша индийских нарядов. В России многие увлекаются индийским кино. И часто нам может понравиться какой-либо наряд из фильма. Я говорю не про старые фильмы, а про более современные, потому что сейчас уже существует понятие дизайнерской одежды, индийского кутюра — в Индии в частности, и в мире в целом.
Сейчас все национальные традиционные наряды, которые мы видим в фильмах, особенно, в танцах — это дизайнерская работа. Например, в фильме «Баджи-рао и Мастани», есть красивая сцена с танцем “Дивани Мастани”, который исполняет Дипика Падуконе в великолепном наряде.
Над такими костюмами обычно работает целый ряд специалистов. И как правило, это костюмы от знаменитых индийских модных домов. К примеру, в танце Дивани-Мастани на Дипике Падуконе представлен наряд от одного из моих любимых индийских дизайнеров — Анджу Моди.
Для своих выступлений я тоже предпочитаю наряды от индийских ведущих дизайнеров. Например, очень люблю работы Таруна Тахилиани. И в моей костюмерной тоже есть такие наряды, которые можно арендовать. Так же я периодически заказываю наряды напрямую у этих дизайнеров для своих клиентов — на свадьбу, на юбилей, на день рождения.
Одна девушка, например, очень хотела исполнить на своей свадьбе танец Дипики Падуконе из фильма. Она внешне была очень похожа на актрису, и я ставила ей этот танец. Кроме того, она не просто хотела сделать копию того наряда, а хотела именно тот самый наряд, который был на Дипике Падуконе. И я договорилась с дизайнером Анджу Моди и летала в Индию за этим костюмом, чтобы девушка могла исполнить в нем свой танец точности как в кино.
И я хочу пригласить девушек, женщин, мужчин, детей в мою личную костюмерную. Я представляю в аренду индийские костюмы от эконом класса до действительно стоящих вещей ведущих индийских дизайнеров. У меня есть сари ручной работы, винтажные и антикварные вещи начала двадцатого века.
Вообще, любая индийская национальная одежда невероятно красива. Но, сари, на мой взгляд — это какой-то магический наряд для любой женщины, любой комплекции и фигуры. Потому что любая фигура в этом наряде, если его правильно подобрать и надеть, все свои достоинства показывает, а недостатки грамотно скрывает.
Поэтому носите сари с удовольствием, приходите ко мне — я вас научу, как правильно его надевать и подбирать для себя. Мы находимся в центре Москвы, на метро Маяковская и Новослободская.
Контакты Рози:
Интервью подготовила Анастасия Ермакова
Читайте также: