Духовный путь

Зачем йогины покрывают все тело пеплом: сила вибхути

Агхори Лали Баба

На этой фотографии с Кумбхамелы запечатлён наш Гуруджи Лали Баба, Свами Сатьянанд Гири, который является агхори и нага-бабой. На снимке видно, что его тело полностью покрыто пеплом. Но что это значит? Зачем некоторые йогины в Индии наносят на кожу вибхути — священный пепел?

Пепел как форма Шивы

В шиваизме бхасман или вибхути считается воплощением Агни и одной из форм самого Шивы.

Нанесение пепла на тело или рисование трёх параллельных линий вибхути на лбу, плечах и груди вместе с произнесением мантр символизирует процесс очищения, т.к. вибхути олицетворяет тонкую природу человека. Будучи остаточным материалом, он несет в себе его суть.

Некоторые традиции шиваизма, такие как капалики и пашупаты, практикуют “бхасма-снана” — омовение в пепле и даже его употребление в пищу.

Для аскета покрытие тела пеплом означает контроль над силой тапаса и делает его подобным Шиве, который обсыпан пеплом кремационных площадок (шмашанов), где он исполняет свой космический танец Тандава.

Возникновение Вибхути: 5 ликов Шивы

Панчамукхи Шива - Пятиликий. Изображение: hinduism.stackexchange.com
Панчамукхи Шива — Пятиликий. Изображение: hinduism.stackexchange.com

Согласно индуистским писаниям, пепел происходит изначально непосредственно из лика Сады Шивы и наделен пятью именами:

  1. Вибхути: Земля — Притхви — берет свое начало от Садьоджатам (западный лик Шивы, его творящая cила). Из земли возникла Ниврутти. Корова коричневого окраса по имени Нанда родилась от Ниврутти. Вибхути производится из навоза этой коровы. Этот пепел получил свое название за свою способность предлагать безграничное процветание.
  2. Бхаситам: Вода, Джал берет свое начало из Вамадева (северный лик Шивы, сохраняющий творение). Из воды вынырнула Верность, что привело к рождению голубой коровы по имени Бхадра. Бхаситам производится из ее навоза. Этот пепел получила свое название благодаря своей сияющей яркости.
Для аскета покрытие тела пеплом означает контроль над силой тапаса и делает его подобным Шиве
Для аскета покрытие тела пеплом означает контроль над силой тапаса и делает его подобным Шиве

3. Бхасма: Огонь, Агни, исходит из Агхоры (южный лик, отвечающий за разрушение). Из огня рождается Мудрость. Корова по имени Сурабхи, с красным окрасом, появилась из Мудрости. Этот пепел производится из ее отходов. Бхасма (или бхасман) получил свое название за способность искоренять все грехи.

4. Кшарам: Воздух, Ваю, произошел от Татпуруши (смотрит на восток, энергия сокрытия). Из воздуха поднялся покой. Из этого покоя появилась корова белого цвета по имени Сушила. Кшарам генерируется из ее навоза. Кшарам назван так за свою способность отражать все невзгоды.

Вибхути также считается воплощением Агни и одной из форм Шивы.
Вибхути также считается воплощением Агни и одной из форм Шивы.

5. Ракша: Небо, Акаша рождается из Ишаны (лик, глядящий вверх, энергия откровения). С Неба исходил высший покой, и от него произошла корова по имени Сумана, которая была Читра Варна (яркого цвета). Из навоза этой коровы и образуется ракша. Ракша обладает защитными свойствами от различных страхов в океане Сансары, а также злых сущностей, таких как Бхута, Прета, Пишача, Брахма Ракшаса и Апасмара.

Читайте также:

Рассказ о встрече с йогом-парфюмером, создающим ароматы из Пустоты: чудеса Индии

Рамалинга Свамигал: святой, исчезнувший из запертой комнаты

Что такое Абхишека: 144 вещества для ее проведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»