Багаламукхи — богиня, парализующая врагов и дающая контроль над духами
Обычно в апреле или мае по лунному календарю отмечается Багаламукхи Джаянти Это день явления важной тантрической богини — одной из Дашамахавидий – 10 великих божественных матерей.
Дословно в переводе с санскрита «бага или бака» означает журавль или цапля. И хотя тексты не описывают ее с головой журавля, на изображениях ее иногда можно увидеть именно в таком образе. Балака, журавль, — это также имя одной из шестнадцати шакти, окружающих Богиню в ее янтре.
В одном из священных текстов, «Мантрамаходадхи» («великий океан мантр»), о богине сказано так:
«Следует подумать о Багаламукхи, которая находится на золотом троне, имеет три глаза, сияет в желтой одежде, чье тело золотого цвета, которая несет луну на своей короне, украшена гирляндой из превосходных цветов чампаки, держит в руках булаву, петлю, молнию и язык врага, тело которого парализует три мира».
Богиня также известна как Питамбари, поскольку, в одной из историй о ее происхождении, она возникает из озера куркумы.
Считается, что преданный получает блага, поклоняясь ей, одеваясь в желтые одежды, и выполняя джапу ее мантры с четками из корня куркумы.
Желтый цвет Багаламукхи представляет сияющую, очищающую энергию, побеждающую тьму. В Ведах говорится о ней, как о золотом свете хиранья варна, исходящем из Высшей истины Сатья.
Легенда о Багаламукхи
Легенда о богине связана с ее победой над асуром Маданом.
«Багала» также может означать веревку или уздечку (от валга), имея в виду ее гипнотизирующую способность оглушать или контролировать.
Однажды демон по имени Мадан прошёл через аскетические испытания и был награждён способностью вак-сиддхи, когда все его слова становятся реальностью. Ожидаемо, он начал злоупотреблять этим даром, вызвав гнев божеств. В ответ на его действия боги обратились за помощью к Багаламухи.
Багаламухи удалось укротить буйство Мадана, схватив его за язык. Перед тем как она смогла лишить его жизни, демон успел раскаяться и попросил о милости, начав поклоняться ей.
В этом заключается важная особенность Багаламухки — способность ошеломлять врагов, и именно с этой целью ее умилостивляют.
Превратить лебедя врага в утку
В тантре Багаламухи также вызывается, когда верующий желает завладеть другим человеком или духом или контролировать его.
Говорят, что Багаламукхи дарует вак стхамбханакари — силу парализовать речь врага. Поэтому ей поклоняются для успех в дебатах и переговорах.
Багала наделяет речь силой, которая заставляет замолчать — из-за неопровержимой природы абсолютной истины.
Мантра Багаламукхи призывает эту божественную силу заглушить врага, “пригвоздив его язык”, и символично, владение языком противника изображается в ее иконографии Отсюда происходит ее название “бакамукхи”, что означает та, кто превращает голову врага в птичью голову.
В контексте индийской литературной традиции лебедь, способный различать молоко и воду, считается образцом интеллекта и находчивости. В то время как утка, издавая постоянное кряканье, символизирует глупость.
Багаламукхи обладает могуществом превращения лебедя – символа ума оппонента – в утку.
На стеле храма Наксал Бхагвати Бахал в Катманду написано:
Символическое значение Богини
Багаламукхи — путь к самоисследованию, ведущий к постижению Брахмана — высшей форме духовной реализации, которая кладет конец всякой неуверенности и невежеству.
Багала — это олицетворенная речь, которая используется как оружие для уничтожения всего негатива и враждебности, порожденных эго.
Она представляет собой обряд обездвиживания, стхамбана, парализующую силу, создающую йогическую неподвижность, возникающую из самосознания и господства над нашими собственными мыслями и действиями.
В Индии существует несколько храмов, посвященных Ей, в том числе в Хошангабаде (Мадхья-Прадеш), Кашмире, Далхаузи, Хайдарабаде, Уттаракханде, Ассаме, Химачал-Прадеше, а также в Патане, Непал.