Что происходит с душами во время уничтожения Вселенной?
В индуистских писаниях говорится о циклической теории творения. Согласно пуранам, Вселенная имеет три циклических состояния. Последовательность циклов сришти (созидание), стхити (сохранение) и лайи (растворение) продолжается бесконечно. Пралайя (санскрит: प्रलय,) буквально означает «разрушение». Обычно этот термин относится к четырем различным явлениям и чаще всего используется для обозначения события уничтожения всей вселенной после кальпы (периода 4,32 миллиарда лет), называемой Брахмапралайя.
Концепция пралайи упоминается в литературе со времен Упанишад и широко обсуждается в философии, а также в индуистской космологии.
В Шиваизме считается, что творение заканчивается в точке Маха-Пралайи, когда проявление возвращается в Великую Пустоту. Именно тогда Шива начинает Тандава — свой знаменитый космический танец. В его танце высвобождаются и активируются разрушительные энергии, уничтожающие все творение.
Можно выделить 4 типа Пралайи согласно различным текстам:
1. Нитья Пралайя
Термин Нитьяпралайя относится к явлению, которое представляет собой постоянное растворение, ежедневную энтропию ума и тела всех живых и неодушевленных объектов.
Однажды созданная, вся материя подвергается постоянному распаду и разрушению, что часто описывается как личный опыт, ведущий к временной земной смерти.
В «Сканда-пуранах» Нитьяпралайя — это различные негативные переживания и потери, через которые проходят люди, такие как несчастные случаи и болезни, потеря родственников, появление врага, начало лихорадки и эпидемии. Смерть – самое болезненное переживание. Считается, что такие душевные страдания являются результатом собственной кармы человека. Также карма определяет его перевоплощение в различных низших зверей, а действия существа во время таких рождений, в свою очередь, определяют его или ее карму.
2. Намиттика Пралайя/Брахма Пралайя
Происходит в конце каждой Кальпы, когда Бхагаван Брахма засыпает на одну ночь, которая эквивалентна 4,32 миллиардам человеческих лет.
В «Бхагавата-пуране» утверждается, что одна кальпа (эпоха), состоит из 1000 оборотов четырех эпох Сатья, Трета, Двапара и Кали Юг — это составляет один день жизни Брахмы.
Когда Брахма засыпает, происходит Брахма Пралайя, т.к эта форма растворения вызвана сном Брахмы. Её еще называют «Наимитика», что означает «иногда».
В этот период Нараяна (Вишну) втягивает в себя вселенную и почивает на змеиной ложе — Шеша Наге.
В Агни Пуране говорится, что ресурсы Земли будут истощены к концу четырех возрастных циклов и в течение года будет сильная засуха. В этот период все существа на земле погибнут. Вода, присутствующая в трех мирах, высыхает из-за того, что ее потребляет Господь Вишну. Семь солнц сжигают три мира и подземный мир.
Расплавленное пламя, проявление Рудры, сжигает подземный мир вместе с дыханием Шеши. Обитатели трёх миров сначала отправляются в Махарлоку, а затем в Джаналоку. Господь Вишну проливает на мир столетний дождь, чтобы потушить огонь. Он на некоторое время возвращается в йогический сон, пробуждается в образе Брахмы и снова создает вселенную.
Согласно Шива Пуране, во время этого явления десять нижних миров (лок) разрушаются, но сохраняются четыре верхних мира, называемые Сатьялока, Тапалока, Джана Лока и Махал Лока. Во время каждой Махапралайи все 14 миров разрушаются.
3.Пракритапралайя
Пракритикапралайя относится к растворению всей природы, самой Пракрити в конце жизни Брахмы, которая совпадает со ста годами жизни Брахмы, когда наступает его смерть. Конец Брахмы — это полный конец всего. За сто брахма-лет все уходит в темную энергию.
- Процесс начинается с растворения притхви (элемента земли вместе с обонянием) под действием джала-бхуты (элемента воды).
- Тогда Солнце своими огненными лучами выпивает все воды, в которых уже содержится вся земля – Агни растворяет Джалу (стихию воды вместе со вкусом).
- Ужасные бури Рудры сокрушат пламя Солнца, поскольку Вайю (Ветер) растворяет агни (элемент огня вместе со зрением).
- Затем невидимая акаша вдыхает и растворяет весь вайю (элемент ветра вместе с осязанием).
- Темная энергия тамас-гуны поглощает акашу (эфирный элемент вместе со звуком), и таким образом все Панча-бхута (Пять великих элементов Вселенной) растворяются.
В этот момент все компоненты Пракрити воссоединяются. Хираньягарбха Брахмы (Золотой зародыш или вселенское яйцо) растворяется в воде, окружающей Пракрити. Пракрити сливается с Пурушей, усваивает Буддхи и становится Брахманом (Высшей Реальностью).
О том, что такое Пракрити и Пуруша читайте здесь:Пуруша и Пракрити: Космический Мужчина и Мать-ПриродаИндияСвами24 января
4. Атьянтика Пралайя
Эта форма пралайи называется абсолютным растворением в Боге. В Агни Пуране говорится, что такого растворения можно достичь, приобретя знания после осознания страданий, причиняемых своим умом. Он описывает цикл рождения и возрождения (реинкарнации) и временное проживание в мирах между ними.
Считается, что люди рождаются на Земле благодаря своим поступкам в предыдущих жизнях. Говорится также, что человек, проживший в основном греховную жизнь, сначала испытает результаты своих добрых дел в Сварге, прежде чем принять новую форму страданий за грехи в Нараке (Ад).
Человек, проживший почти благочестивую жизнь, сначала пострадает от последствий греха, а затем насладится плодами Сварги.
Атьянтика означает освобождение самосознания. Атьянтикапралайя достигается посредством познания Бога, которое возникает, когда человек теряет себя в служении Высшему Я, Параматману. Это включает в себя признание того, что большинство причин и следствий, происходящих в феноменальной вселенной, являются майей, или иллюзиями, и что все, что имеет начало и конец, нереально.
Человек преодолевает авидью (невежество), осознавая, что нет различия между его Атманом (Я) и Параматманом. Когда человек, наконец, понимает эту истину, его самосознание сливается с Брахманом, становится единым с Брахманом и достигает мукти (освобождения).
Что происходит с душами во время растворения вселенной?
1. Существа, не достигшие мокши.
Во время пралайи все такие существа перестают иметь какой-либо опыт и остаются в состоянии потенциальности. Состояние, которое остается необъяснимым. Они могут получить или не получить еще один шанс достичь мокши в зависимости от их кармы.
2. Существа, достигшие мокши.
Души, достигшие такого состояния, никуда не уходят и не зависят от состояния Вселенной. На них не влияет пралайя. Мокша не зависит от циклов времени, и поэтому на нее не действует их смена.
Об этом говорится, например в «Шива самхите» или в «Хатха-йога Прадипике»:
«Йогин, достигший такого самадхи, не погибнет даже в пралайе».
3. Существа, которые следуют путем мокши, но не достигли его. Объяснение этого случая было упомянуто в Брахма Сутра Бхасья. Там говорится, что тот, кто еще не достиг мокши, следуя по пути, сольется с Брахманом, т. е. достигнет освобождения.
Есть и другие взгляды на пралайю
В учении санкхьи, одной из шести школ классической индийской философии, пралайя означает «несуществование» и представляет собой состояние материи, достигаемое, когда три гуны (принципа материи) находятся в идеальном равновесии.
Читайте также: