«У людей в головах каша»: санскритолог Андрей Игнатьев о современном отношении к мантрам
*Мнение редакции может не совпадать с позицией героя интервью
Мантры поют все и всюду – от бывших эстрадных певиц до инфогуру на сеансах мантропения. Мантры стали частью современной «околодуховной» масскультуры. Это неизбежно привело к тому, что первоначальное значение мантры выпало из традиции индуизма и буддизма и отошло на второй план. Большинство из тех, кто слушает мантры или занимается их пением, даже не задумывается над вопросом – а что же такое на самом деле мантра? Можно ли ее петь так же, как обычную песню, можно ли смешивать мантры разных традиций и вообще – нужны ли мантры человеку, не принадлежащему к буддийской или индуистской религии?
Узнать истину можно только в первоисточниках. А они были написаны на санскрите. Чтобы открыть эти тайны мы обратились к известному индологу, специалисту по тантрическим текстам и практикам, переводчику санскрита Андрею Игнатьеву. Выражаем ему огромную благодарность за помощь в подготовке этого материала.
Андрей, расскажите, откуда вообще появились мантры? Как люди узнали о них? Были ли они изобретены мудрецами, даны Богами? Насколько они древние?
АИ: Прежде всего, нужно отметить, что выделяется четыре категории мантр в соответствии с источником их происхождения:
- ведийские мантры,
- эпико-пуранические,
- тантрические,
- и так называемые шабара-мантры.
Самые древние из них – ведийские. Это мантры, содержащиеся в текстах вед, а также в примыкающих к ним брахманах, араньяках и упанишадах. Ведийские мантры могут представлять собой как целые гимны, так и быть их фрагментами, строфами, или отдельными стихами.
Сами индуисты верят, что веды существуют предвечно. Соответственно, ведийские мантры тоже являются вечными. К людям они явились через риши, легендарных мудрецов, которые и передали нам ведийское знание. Согласно современной науке, самые ранние ведийские тексты возникли где-то во II тысячелетии до нашей эры. Но и в этом случае ведийские мантры все равно самые древние.
Вторая категория – эпико-пуранические мантры. Они содержатся в текстах Махабхараты и пуран, созданных, согласно преданию, мудрецом Вьясой. То есть, по своей авторитетности эти тексты ниже, чем веды. Но в настоящее время именно эпико-пуранические мантры гораздо более распространены и на практике используются чаще, чем ведийские.
Третья категория – это тантрические мантры. Они появляются в текстах тантр, которые возникли еще позже, чем Махабхарата и большая часть пуран.
И наконец, четвёртая категория – шабара-мантры. Это такие простонародные заговоры, заклинания не на санскрите, а на других языках Индии.
Что такое вообще мантра? Каков принцип ее работы (смысловой, звуковой)?
АИ: Слово мантра состоит из двух элементов: корень «ман» – думать, считать, помогать, и инструментальный суффикс «тра». То есть, можно сказать, что мантра – это инструмент для работы с умом.
Самое точное определение мантры, по-моему мнению, будет звучать так:
Мантра – это набор звуков, слов, групп слов, которые используются в религиозной практике индуизма и буддизма и оказывают духовное и психологическое воздействие.
Форм мантр и их видов существует бесконечное множество. Мантры могут быть самыми различными, начиная от однослоговых биджа-мантр до огромных мантр. Здесь можно вспомнить, что такой прославленный текст как Бхагавад-Гита, индуисты считают одной большой мантрой. То же самое они говорят о Деви-махатмья, известном шактистском тексте, где впервые были сформулированы положения шактистского мировоззрения – направления в индуизме, в центре которого находится почитание Великой богини.
Каких-либо критериев мантричности (является ли текст мантрой или не является) не существует. Можно сказать, что мантра – это то, что верующие в рамках данной традиции считают мантрой.
На чем основывается принцип работы мантры? Уже в Ригведе появляется идея о том, что слово, речь – это не просто сотрясание воздуха. Это божественная сила, которая способна оказывать влияние и на человека, на его ум, тело, и на окружающую среду. Эта мысль находит свое отражение в одном из знаменитых гимнов Ригведы, посвященном богине речи.
В этом индийцы не были уникальны, потому что вера в такую магическую силу слова была характерна для всех архаичных народов. Отсюда и вербальная магия, и заклинания.
Здесь можно вспомнить строки из знаменитого стихотворения Николая Гумилева «Слово»:
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
Многие считают, что мантры – это тоже самое, что молитва. Можно ли сравнить мантру и молитву? И, например, мантру и заклинание?
АИ: В значительном числе случаев мантры представляют собой молитвенные формулы. Например, вишнуитская мантра Ом Намо Бхагавате Васудевая – это «Ом, поклонение бхагавану Васудеве».
Однако значение мантр этим не исчерпывается. Можно сказать, что на практике оно намного шире.
Во-первых, молитва – это обращение к божеству. Есть верующий, есть Бог, есть молитва как обращение верующего. А мантра, особенно в тантрической традиции, может быть самим этим божеством.
И таким образом, когда тантрик повторяет, рецитирует мантру, он сам пробуждает свою божественную природу, отождествляется с этим божеством. Можно сказать, что он перестает быть человеком и становится Богом. Когда речь идет о молитве, то ничего подобного, конечно, не происходит. Здесь человек остается человеком, а Бог – Богом.
Второе отличие, которое я бы выделил между индуистскими мантрами и христианскими молитвами, это то что, мантры всегда даются непосредственно в священных текстах. В Ведах, в Махабхарате, в пуранах, в тантрах. За исключением шабара-мантр, которые бытуют среди народа. А христианские молитвы, за исключением, пожалуй, «Отче наш» и псалмов, в тексте Библии не содержатся. Они были созданы уже потом.
Индуистские мантры являются частями священных текстов, а христианские молитвы в Библии не содержатся.
Следующее важное отличие состоит в том, что молитва всегда может быть переведена на другой язык, чего про мантры не скажешь. Либо вся мантра может не поддаваться переводу, либо какая-то ее часть может быть переведена, а какая-то – нет. Особенно это касается эпико-пуранических и тантрических мантр, которые в значительной своей части переводу могут не поддаваться. Возьмем для примера, Наварна-мантру Богине:
Ом Аим Хрим Клим Чамундайаи Вичче
Из всех слов, которые содержатся в этой девятислоговой мантре, можно перевести только одно слово – Чамундайаи. Остальные слова (Ом, Аим, Хрим, Клим) – это биджа-мантры, и также слово Вичче – их никак не переведешь.
Различаются молитвы и мантры и размером. Христианские молитвы обычно не очень велики по объему. Мантры же могут быть очень длинными. И такие тексты, как Бхагавад-Гита или Деви-махатмья могут считаться одной большой мантрой.
Еще один критерий, по которому мантры и молитвы различаются – это повторение. Ведийские мантры, как правило, не повторяются. В ритуале мантра читается единожды, и больше она не произносится. А вот короткие тантрические или пуранические мантры часто повторяются – вплоть до сотен и тысяч раз.
И если вы видите, как индус бормочет мантру, он совершает джапу – повторение мантры. Для счета повторений мантры используются четки, которые могут изготавливаться из различных материалов. У шиваитов четки делают из рудракши, у вишнуитов – из туласи. Могут использоваться и другие материалы. Помню, в Йогини-тантре, кажется, говорится о том, что четки для почитания Ганеши надо изготавливать из зубов царя.
У христиан тоже встречается практика повторения молитв. Можно вспомнить исихастов (исихазм – мистическое движение в монашестве. – Ред.), у которых была распространена практика повторения Иисусовой молитвы:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных
Иногда эта практика сравнивается с индуистской джаппой. Однако всё же повторение молитв у христиан никогда не занимало такого огромного места, как у индуистов джапа, во время которой мантра может читаться тысячи раз. Например, 16 кругов по 108 раз у кришнаитов.
Мантра и заклинание
А вот что касается сравнения мантры и заклинания, то оно вполне уместно. Например, в тантре мантры часто выполняют роль заклинаний, потому что магия является неотъемлемой частью тантрической традиции. У тантриков есть обряды, выполняемые, когда нужно кого-то привлечь, например, женщину для совершения ритуала, или наоборот отпугнуть кого-то, поссорить между собой врагов. И для этого используются специальные заклинания, которые являются тантрическими мантрами.
Иногда мантры поют, иногда их проговаривают – изменяется ли сила воздействия мантры от способа ее исполнения? Как эффективнее произносить мантру – вслух или про себя, сосредотачиваясь на ней в уме?
АИ: Ведийские мантры было принято рецитировать, но не петь. Традиция петь мантры под музыкальный аккомпанемент возникает уже для пуранических мантр. Все слышали, как поется мантра Харе Кришна или Ом Намах Шивая, но в наше время эта традиция распространилась и на известную ведийскую мантру Гаятри.
Меняется ли сила воздействия мантры при ее пропевании или рецитировании – мне с таким сравнением сталкиваться не приходилось.
При этом существует устоявшееся мнение, выраженное в текстах тех же тантр, что есть три способа произнесения мантры:
- Громко вслух
- Шепотом
- Мысленно
И вот именно произнесение мантры мысленно считается наиболее эффективным. Затем идет произнесение шепотом, и самый слабый по уровню способ чтения мантры – громко вслух.
Насколько критично правильное произношение мантры? Может ли человек навредить себе, если не так произносит какой-либо слог или слово в мантре? Теряет ли мантра в этом случае свою силу или ее часть?
АИ: Да, конечно, эффективность практики с мантрой напрямую зависит от четкого правильного произношения составляющих ее звуков. И в текстах тантр, которые мне хорошо знакомы, подчеркивается, что неправильное произношение мантры либо делает ее просто неэффективной, либо навлекает на того, кто ее произносит всевозможные несчастья, болезни, врагов и так далее. Отмечается, что нельзя чересчур быстро произносить мантру и проглатывать звуки. Также нельзя читать ее слишком протяжно и не разборчиво.
При этом правильное произношение мантры – это только одно из условий ее эффективности, потому что и много других. Особенно это касается ведийских и тантрических мантр.
В тантрах, например, указывается, что мантру нужно рецитировать, находясь только в определенной позе, например в позе лотоса. И при этом необходимо восседать на строго определенном сидении: на шкуре льва, тигра, оленя. Но нельзя сидеть на каком-то деревянном сиденье или на земле. То есть здесь учитываются и такие тонкости.
Может ли мантра потерять свою силу?
Конечно, нам трудно представить, что мантру, набор звуков, можно представить в виде живого существа. А вот в тантрах даже дается способ излечения, исцеления мантры. Для этого использовались 10 обрядов – самскар, например обряд дживана. Он заключается в том, что надо каждый звук из мантры взять отдельно и повторять его, ставя перед этим звуком и после него священный слог Ом. Это нужно делать 100 раз. И тогда своей мантре можно вернуть эффективность.
Есть и другой обряд – тадана. Буквально это избиение, ударение. Во время него каждую букву мантры нужно записывать с добавлением биджы бога Вайю – Ям. И брызгать на нее водой с сандалом. В комментарии к Куларнава-тантре описывается и много других подобных обрядов.
В некоторых источниках упоминается, что существует несколько категорий мантр:
- те, которые можно читать без специального посвящения, и при этом они будут работать
- те, что можно читать без посвящения, но они не будут работать
- мантры, которые нельзя читать, не имея посвящения, иначе можно навредить себе
Так ли это? Могут ли мантры быть опасны?
АИ: Да, мантры различаются в этом отношении. Ведийские мантры могли читать только мужчины, принадлежавшие к трем высшим варнам. Это брахманы, кшатрии и вайшьи. Шудры, женщины и тем более неприкасаемые или млеччха, то есть люди, стоящие вне ведийской культуры, эти мантры читать не могли.
Но при этом в последние лет 100 реформаторы индуизма стали прилагать усилия к тому, чтобы ведийские мантры, особенно мантру Гаятри, могли читать все желающие. И сейчас на YouTube мы можем найти множество записей, где прекрасный женский голос исполняет эту мантру, чего раньше себе представить было нельзя.
Что касается пуранических мантр, то для них, как правило, какого-либо посвящения не требуется. Это соответствует статусу Пуран, которые изначально были предназначены для всех, не только для трех высших варн, но и для шудр и для женщин. Их может читать любой желающий и обретать соответствующие плоды.
Доступ же к тантрическим мантрам, особенно в древности, как и в случае с ведийскими мантрами, был ограничен и носил элитарный характер. Чтобы читать эти мантры необходимо посвящение. В Куларнава-тантре прямо сказано, что тот, кто читает мантру без посвящения, где-то случайно ее услышав или увидев в книге, навлечет на себя негативные последствия.
Такая мантра не только не будет эффективной и действенной, но еще и навлечет на своего похитителя многообразные несчастья.
В то же время для шабара-мантр каких-либо ограничений вообще не существует. Эти мантры являются простонародными заговорами, заклинаниями, абсолютно не элитарными. Поэтому здесь, как и с пураническими мантрами, боятся нечего. Их может брать любой человек и читать.
Сейчас очень распространены всевозможные медитации с мантрами, мантропение, различные сессии, на которых людям предлагают исполнять, петь мантры разных традиций. Например, за один вечер поются мантры Шиве, буддийской богине Зеленой Таре и т.п? Насколько корректно такое совмещение традиций? Можно ли от него получить какую-то пользу или вред?
АИ: Конечно, это является проявлением современного эклектизма, каши в головах. И для традиционных направлений индуизма и буддизма это совершенно не характерно. Надо также отметить, что в этих мероприятиях зачастую участвуют абсолютно неверующие люди, которые просто думают, что сама по себе мантра поможет им решить какие-то их проблемы. Но мантра – это не что-то вырванное из контекста, это средство почитать божество или средство отождествиться с ним. И у каждой традиции существуют свои божества.
В Йогини-тантре сказано, что «Тот, кто поклоняется Кали, пусть не поклоняется Таре, а тот, кто поклоняется Таре, пусть не поклоняются Кали». Хотя при этом говорится, что обе эти богини тождественны.
Однако, каких-либо разъяснений по поводу пользы или вреда подобного смешения мантр, я не встречал.
Пожалуй, самая известная мантра – это Ом. И часто, когда люди спрашивают, что такое Ом и почему именно этот слог/звук так важен – бывает довольно сложно это объяснить. Расскажите, почему мантра Ом так значима?
АИ: Ответ на этот вопрос очень прост. Ом – это Брахма, это биджа-мантра Брахмана, Абсолюта, из которого происходит всё. Соответственно и мантра эта считается наиболее важной. И уже в Упанишадах она становится объектом многочисленных интерпретаций, истолкований. Три ее звука А-У-М отождествляются с тремя ведами – Ригведой, Самаведой, Яджурведой, с тремя богами – Брахмой, Вишну и Шивой и т.д.
В наше время пение мантры Ом (практика Om Chanting) очень распространено, даже не обязательно среди людей, принадлежащих к традиции индуизма, а просто среди тех, кто считает, что это благотворно скажется на их жизни. Почему она так популярна? Эту мантру очень легко петь в отличие от более сложных мантр. Это может делать каждый.
Встречаются случаи, когда есть два вида произношения одной и той же мантры – со слогом Ом и без него. Например: «Ом Намах Шивая» и «Намах Шивая». Как наличие слога Ом влияет на силу/значение мантры?
АИ: «Ом Намах Шивая» – это Шадакшара—мантра, шестислоговая мантра. А «Намах Шивая» называется Панчакшара—мантра, то есть пятислоговая. Изначально эта мантра содержится в Яджурведе, в гимне Шатарудрия. И там она приводится без слога Ом. Самостоятельной роли это мантра там не играет, она является именно частью Шатарудрии. А уже потом она обретает статус независимой, самостоятельной мантры и фигурирует как «Ом Намах Шивая».
С каким-либо указанием на то, как Ом влияет на силу этой мантры, в источниках я не сталкивался.
Вообще, нужно сказать, что по своему происхождению Ом Намах Шивая – это ведийская мантра. Однако по своему реальному статусу – это скорее пураническая, очень популярная мантра, которую могут повторять все.
Как вы уже сказали, Ом – это биджа-мантра. Говорят, что биджа-мантры намного сильнее, чем обычные. Расскажите о них подробнее. Чем они отличаются от обычных мантр?
АИ: Биджа-мантра никогда не переводится, и в словарях санскрита эти мантры мы не найдем. Однако источник происхождения той или иной мантры установить можно. Например, Пхат напоминает удар кнута. Тхим – как будто плевок. Хум выражает гнев, ярость. То есть, в данном случае биджа-мантры возникли из звукоподражания.
В других случаях их происхождение связано с именами божеств. Например, биджа-мантра Шрим происходит от имени Шри – второго имени богини Лакшми. Или биджа-мантры бога Ганеши – Гам, то есть берется первый слог имени Ганеша и добавляется -М-.
Существует также биджа-мантра Стрим. Она происходит от санскритского слова «стри» – женщина. Это биджа-мантра женщины или богини Тары.
Что касается времени происхождения биджа-мантр, то самая древняя из них – это Ом. Потом биджа-мантры встречаются уже в пуранах. Апогея же своей популярности они достигают в тантрах.
Наиболее известная тантрическая биджа-мантра – это Хрим. У шактистов она равна по своей значимости мантре Ом – Пранава Хрим. Затем, идет мантра Крим – биджа-мантра Кали, Клим – биджа-мантра Кришны и другие.
Биджа-мантры могут использоваться как в составе более крупных мантр, так и по отдельности. Например, в каулических тантрах описывается обряд, когда мужчина прикасается к различным участкам на теле женщины (макушка головы, уста, грудь пупок, йони) и читает мантру Хрим определенное число раз.
Когда же биджа-мантры входят в состав более крупных мантр, они усиливают их, как в случае уже упомянутой Наварна-мантры: Ом Аим Хрим Клим Чамундайе Виччей. Здесь мы видим четыре биджа-мантры – Ом, Аим (биджа-мантра Сарасвати), Хрим и Клим.
И еще один интересный момент, который касается тантрических биджа-мантр. Они делятся на три категории: мужского рода, женского и среднего. Мужские биджа-мантры оканчиваются на Хум или Пхат. Женские – на Сваха, а среднего рода – на Намах.
То есть, тантрики воспринимают мантры, как живых существ, которые могут иметь свой род.
На каких еще языках, кроме санскрита, бывают мантры?
АИ: В принципе, они могут быть на любом другом языке. Шабара-мантры могут быть на хинди, на бенгали, но конечно, они считаются более «низкими», чем мантры на санскрите. Потому что санскрит – это божественный язык, а все остальные языки – это его искаженные формы. И соответственно, шабара-мантры – это что-то очень простонародное, вульгарное, и не один уважающий себя брахман их использовать не будет.
Есть ли какой-то эффект просто от прослушивания мантр? (Без повторения, проговаривания).
АИ: Здесь все зависит от того, к какой традиции вы принадлежите. Если вы, к примеру, кришнаит, то просто слушая мантру Харе Кришна, и при этом ее не повторяя, вы все равно уже духовно развиваетесь.
А вот в тантре значение имеет личное произнесение мантры. То есть важно, что именно вы ее повторяете, а не просто слушаете. И нигде не указывается, что возможно получить какую-либо заслугу от прослушивания как кто-то другой повторяет мантру.
Здесь нужно учитывать также, что тантрические мантры можно использовать только после получения их от Гуру. И соответственно, если вы просто их слушаете, то вам от этого никакой пользы не будет.
И еще, когда речь заходит о получении мантры у Гуру, возникает тема взаимоотношений Гуру и ученика. У нас к этому относятся как-то легкомысленно.
В индуизме, когда Гуру называют Богом – это не просто фигура речи, не просто выражение восторга. Для ученика он должен быть самым настоящим Богом.
Для людей же нашей культурной среды, воспитанных в представлении о том, что все люди онтологически равны, как-то очень трудно представить кого-то Богом. Поэтому гуруизм для нас достаточно сложен.
Когда в тантрической традиции Гуру дает мантру ученику, он это не делает наобум, произвольно. Перед этим он проводит важную работу. Сначала он соотносит имя ученика со звуками мантры, и определяет, будет ли мантра для этого ученика благотворной, вредной или нейтральной. Также здесь вступает в дело и астрология. Например, должно быть соответствие звуков этой мантры с датой рождения ученика. И вот только когда устанавливается, что мантра будет полезной, только тогда Гуру передает ее ученику.
И если тантрик, повторяя полученную от Гуру мантру, испытывает особое состояние (например, если у него текут слезы радости, если он шатается, даже теряет сознание) – это означает, что мантра эффективна. Это значит, что она получена от настоящего Гуру, по настоящей цепи преемственности.
Но самое важное – это когда сам тантрик ощущает себя божеством, мантру которого он повторяет. Это состояние называется Девабхава. Если это ощущение есть, значит мантра действительно полезна и благотворна.
Еще интересно, как влияет нанесение мантры на какой-либо предмет? Делает ли это предмет неким сакральным артефактом подобно тому, как в Северной традиции начертание рун на предмете наделяет его оккультно-магической силой, особыми свойствами?
АИ: В тантрах упоминается практика Кавача. Это защитная мантра, которая спасает от разных бедствий, от врагов. Она чертится на золотой пластинке или на бересте. Кстати, береста на санскрите – бхурджа, родственное русскому слово берёза. И затем это пластинка или береста помещается в футляр, который носят либо на шее, либо на руке (на бицепсе), либо на макушке. В одном тексте говорится: «Ребенок пусть носит на шее, мужчина пусть носит на правой руке, а женщина на левой». И вот в этом случае мантра выступает в роли амулета, который спасает от всех бед.
В Бриханниле-тантре я встречал такую практику, когда мужчина должен красной краской чертить биджа-мантры на теле женщины, предваряя обряд майтхуны, т.е. сакрального соития. Но это уникальный случай, потому что обычно описывается, что мужчина просто должен прикасаться к женщине и рецитировать мантру.
И все же предпочтение отдается устному произношению мантры, а не ее начертанию, поскольку в Индии всегда ценилось именно устное слово, устная речь. Долгое время даже считалось, что если записывать веды, то это их оскверняет. Поэтому веды стали записывать очень поздно. В этом отличие от знакомых нам религий, от того же христианства, где Библия – это именно записанная книга, и существует почитание этой священной книги.
А вот и индуистов развит культ устного слова, а записанное считается второстепенным. Поэтому, кстати, не совсем корректно применять слово «Писания» к священным текстам индуизма.
Часто можно услышать, что мантры нужно читать 108 раз. Почему именно 108?
АИ: 108 – это известное священное число индуизма. Оно получается из умножения 12 на 9. 12 – число созвездий солнечного зодиака, а девять – число известных небесных тел: семь планет плюс мифические небесные тела Раху и Кету. Получившееся число символизирует небо в целом, отсюда и такое уважительное отношение к нему. Есть, к примеру, 108 наиболее почитаемых храмов, 108 шактистских питх, 108 самых авторитетных упанишад и т.д.
Число повторения мантр, кстати, может быть и значительно большим. В тантрических текстах зачастую называются совершенно фантастические цифры повторения мантр – до миллионов раз.
Можно ли как-либо усилить воздействие мантры, эффект от нее? Например, есть мнение, что если Гаятри мантру читать над водой или находясь в воде, ее мощь усилится.
АИ: Для некоторых мантр такие способы в текстах не называются. Получается, что их можно повторять везде и всюду, и они будут эффективны.
Что касается Гаятри мантры, то я переводил 11-ю книгу Девибхагавата-пураны, и там как раз рассказывается, что эту мантру нужно читать во время трёх санкхья.
А вот что касается чтения над водой, то такого в источниках мне не встречалось.
Какие же способы усиления мантр существует?
В Куларнава-тантре говорится о том, что рецитацией мантры, или джаппой, лучше всего заниматься в храме, в присутствии Гуру, святом месте, в коровнике (где живут священные животные), на берегу реки или океана, в чаще леса, на вершине горы, на месте слияния рек. То есть, это либо места связанные с религией, либо места дикой природы, далекие от человеческой цивилизации.
Что же касается вопроса о времени, то для тантрических обрядов, в том числе для рецитации мантр, предпочтительным временем суток часто называется ночь. Тантрические божества во многом ночные, и все сокровенные обряды тоже совершаются под покровом ночи.
Какие вы можете назвать самые распространенные мифы о мантрах?
АИ: Мне приходилось не раз сталкиваться с мнением, что мантры являются чем-то самостоятельным. То есть если их рецитировать, они могут оказать благотворное воздействие, даже если ты не веришь в них, не веришь в божеств. Таким образом, мантры вырываются из контекста индуизма, буддизма. Сейчас все почему-то готовы читать мантры, при этом не являясь приверженцем той или иной традиции, из которой эти мантры происходят.
Но если подумать – зачем человеку, который не является христианином, причащаться? Или зачем не мусульманину совершать намаз? Точно также если человек не индуист, не буддист – к чему ему эти мантры?
Мантры ведь являются частью определенных духовных традиций, направлений. И только представителям этих направлений мантры могут помогать, они им нужны.
Наверное, многие расстроятся, услышав, что мантры сами по себе не работают – ведь сейчас так популярно чтение мантр «на деньги», «на любовь» и т.п. В том же YouTube по запросу «денежная мантра» предлагается сотни роликов. То есть, никакого смысла в подобных практиках нет?
АИ: Да, как я уже сказал, мантра – это именно инструмент почитания индуистских или буддийских божеств. Сама по себе она значения не имеет. Мантра нужна, чтобы верующий выразил почтение божеству, чтобы он смог отождествиться с ним, достичь его. Поэтому повторение мантры не верующим человеком абсолютно бесполезно.
Меня иногда просто одолевают люди, которые хотят получить какую-то мантру, причем всегда это связано именно с материальными устремлениями – разбогатеть, найти работу и т.д. При этом это люди, не считающие себя почитателями Шивы, Кришны, Деви и т.д.
Казалось бы все просто: если тебе нужны деньги – иди и работай, как говорится. А мантры предназначены совсем для другого.
Представим ситуацию, что человек решил начать читать мантры. Если у него нет Гуру и нет посвящения для чтения мантр – может ли он сам выбрать себе мантры для чтения? Если да, то как выбирать?
АИ: Как я уже говорил, широкий доступ ограничен только к ведийским и тантрическим мантрам. А что касается пуранических мантр, то здесь таких ограничений не существовало и в былые времена. Поэтому, если человек хочет поклоняться, к примеру, Кришне, то можно читать известную мантру Харе Кришна. Если его привлекает шиваизм, он может читать Ом Намах Шивая.
Здесь никаких ограничений вообще не существует, и в зависимости от того, какое божество привлекает, соответствующую мантру можно и взять.
В первом интервью Вы упомянули об одной весьма интересной практике – гавакша-йога, когда мужчина созерцает женщину и читает мантру. Многих заинтересовало – какую именно мантру нужно читать?
АИ: В Шактисангама-тантре эта мантра не указывается. Это обычная практика в тантрах, когда говорится, что нужно читать мантру, но сама мантра не называется. Подразумевается, что это мантра, которую дает Гуру при посвящении. Мантра может даваться в зашифрованном виде, чтобы не посвященные, неграмотные люди не могли ее использовать.
Получается, эта практика только для мужчин?
АИ: Да, это практика для мужчин, потому что в тантрах львиная доля ритуальной активности отводится именно мужчинам. Хотя женщины могут выполнять определенные ритуальные действия, но все же в гораздо меньшей степени, чем мужчины. И нигде не говорится, что женщина может прикасаться к телу мужчины и читать мантры. Такого здесь нет.
Кстати, например, в текстах по Хатха-йоге тоже всегда описывается именно мужчина-практик, мужское тело с его особенностями, но никогда не женское тело. Это говорит о том, что изначально в Индии эти практики были предназначены именно для мужчин. И здесь можно отметить такой парадокс, что, к примеру, в нашей стране сейчас гораздо больше практикующих йогу женщин, девушек.
Подробнее об Андрее, его профессиональном пути читайте: «В тантру меня привело восхищение женственностью»: санскритолог Андрей Игнатьев о своем призвании.
Вопросы подготовлены редакцией «Индия Свами», беседовала с Андреем наш главред Анастасия Ермакова.