Кто или что такое Акаши согласно Ведам?
В индуистской мифологии небо часто персонифицируется и почитается как божество, известное как Акаш или Акаши. Термин «Акаш» переводится с санскрита как «небо» или «эфир». Это не просто физическое пространство, а божественная сущность, воплощающая необъятность, бесконечность и вездесущность космоса.
Откуда взялось название Акаш?
Название Акаш, Акаши или «Аакаш» происходит от санскритского слова «आकाश» (ākāśa), что означает «небо» или «эфир». В ведической литературе Акаш является одним из пяти великих элементов (Панча Махабхута), составляющих вселенную, остальные — это земля (Притхви), вода (Джал), огонь (Агни) и воздух (Вайю).
О них читайте здесь:
Пять элементов по-индийски: Панча МахабхутаИндияСвами24 октября 2023
Иногда можно встретить также название «Акаша», означающее тоже самое. В разных регионах Индии и в разных текстах божество может упоминаться под другими именами или титулами, которые подчеркивают его определенные качества например, «Вьом» (еще один санскритский термин для неба) или «Антарикша», что означает промежуточное пространство или атмосферу.
Символическое значение имени
Имя Акаш символизирует необъятность, бесконечность и безграничную природу космоса. Оно представляет непроявленное, бесформенное и вечное. В духовном плане Акаш часто ассоциируется с концепцией Брахмана, Высшей реальности или космического духа в индуистской философии.
Мифология
Хотя Акашу, как божеству, не посвящены отдельные мифологические истории, как другим богам, он все же играет важную роль в различных космологических мифах. В Ригведе Акаш часто упоминается как обширное пространство, существовавшее до творения. Это холст, на котором вселенная была нарисована божественными силами.
В Махабхарате и Рамаяне Акаш часто упоминается в обращениях и гимнах. Он служит свидетелем клятв и обетов, символизируя вездесущую и всевидящую природу божественного. Например, в Махабхарате небо часто призывают свидетельствовать о праведности действий и истинности слов.
В различных региональных фольклорах Акаш почитается в разных формах. А в ряде историй Акаш изображается как благосклонная сила, которая обеспечивает дождь и пропитание, а в других он рассматривается как строгий наблюдатель за человеческими действиями, обеспечивающий космическую справедливость.
В некоторых мифологических описаниях Акаш считается братом Притхви (Земли) и Джала (Воды), олицетворяя взаимосвязанность элементов.
Символы Акаша
В искусстве и иконографии Акаш часто изображается как обширное синее пространство, символизирующее небо. В некоторых художественных представлениях Акаши олицетворяется как божество с безмятежным лицом, часто окруженное облаками и небесными телами.
Общие символы, связанные с Акашем — это небо, облака, звезды и синий цвет. Всё это подчеркивает необъятность, бесконечность и вездесущность божества.
Небо и облака символизируют постоянно меняющуюся, но вечную природу космоса. Звезды представляют божественный свет, а синий цвет означает глубину, спокойствие и бесконечную природу вселенной.
Что касается отдельных фестивалей, посвященных исключительно Акашу, то таких праздников в Индии нет, но божество часто призывают во время различных индуистских ритуалов и церемоний. Например, во время фестиваля Макар Санкранти, который отмечает переход солнца в Козерог, молитвы возносятся небу и небесным телам.
Мантры, связанные с Акашем
Несколько ведических гимнов и мантр посвящены Акаше. Например, мантра Гаятри призывает божественный свет солнца, который является частью неба. Другая значимая мантра — «Акаш Гаятри»:
Ом Акашайя Видмахе, Набхо Деваайя Дхимахи, Танно Вьома Прачодаят.
Божество часто почитается в храмах, посвященных другим небесным божествам, таким как Сурья (Бог Солнца) и Чандра (Бог Луны). Храмы, такие как Храм Солнца Конарк в Одише и Храм Сомнатх в Гуджарате, часто включают элементы, которые почитают небо. Эти божества в совокупности представляют различные аспекты космоса.
Акаш Бхайрава
Под именем Акаш Бхайрава упоминается также одна из различных форм гневного аспекта Шивы — Бхайравы, которая почитается в основном в Непале.
И напоследок. У всех на слуху вертятся Хроники Акаши. Нужно понимать, это это не древний текст или знание, а изобретенное теософским движением учение, разработанное в том числе Еленой Блаватской, Чарльзом Лидбитером и другими. Ни христианские, ни индуистские или ведийские традиции не упоминают о том, что какие-либо сакральные тексты имеют в основе ссылку на хроники Акаши.