Духовный путь

Как распознать традицию садху или йогина: практическое руководство

Шива-садху. Пушкар, Индия. Фото: en.wikipedia.org
Шива-садху. Пушкар, Индия. Фото: en.wikipedia.org

В Индии можно встретить множество садху — аскетов, монахов и йогинов, посвятивших свою жизнь духовному пути. В зависимости от философии, гуру-линии и традиции, к которой они принадлежат, различаются их внешний вид, символы, поведение и мантры.

Рассказываем, как можно распознать их принадлежность к определенной школе или пути (сампрадаю) в упрощенном варианте. Нужно понимать, что школ и ответвлений разных традиций в Индии практически неисчислимое количество, поэтому в статье приведем лишь основные ориентиры.

Шиваиты (Шайва, Путь Шивы)

Садху-шиваит, фото en.wikipedia.org
Садху-шиваит, фото en.wikipedia.org

Признаки: трипундра (три горизонтальные линии из пепла на лбу), рудракша, тёмная или чёрная одежда, мантра Ом Намах Шивая. Часто — джаты (дреды или спутанные волосы), уединение, тапас.

Садху-шиваит нага-баба. Фото: caters news agency
Садху-шиваит нага-баба. Фото: caters news agency

Течения внутри шиваизма:

Агхори — чёрная тилака, живут у кремационных гхатов (шмашаны), часто присущи девиантные практики.

Капалики — используют черепа, украшения из костей, черная одежда, мистицизм.

Читайте также: Можно ли стать саттвичным агхори, если такой путь указывает сам Шива?

«Йо мам пасьяти сарватра сарвам ча майи пасьяти…»

— «Кто видит Меня во всём и всё во Мне — того Я не оставляю, и он не оставляет Меня.»

(Бхагавад-гита 6.30)

А в Нирвана-Шаткам у Шанкарачарьи читаем:

«Шивохам, Шивохам!»

— «Я Шива, Я Шива»

В целом садху, идущие по пути Шивы, стремятся к внутреннему растворению эго и осознанию своей природы как Шивы — Чистого Сознания, Высшего Брахмана.

Основной признак — ношение рудракши.

Вайшнавы (Путь преданности Вишну, Кришне, Раме)

Виды вайшнавский тилак. Фото: harekrsna.de
Виды вайшнавский тилак. Фото: harekrsna.de

Признаки: урдхва-пундра (две вертикальные белые линии на лбу, может различаться в заивисимости от направления — кришнаизм, вишнуизм, рамаизм). Мантры Ом Намо Нараяная, Харе Кришна, СитаРам, ношение туласи-малы, белая или жёлтая одежда.

«Бхактя мам абхиджанати»

— «Лишь через преданность можно по-настоящему постичь Меня.»

(Бхагавад-гита 18.55)

— «Оставь все дхармы и просто предайся Мне одному.»

(Бхагавад-гита 18.66)

Пример шри-вайшнава тилаки. Тирупати, Индия. Фото: ru.wikipedia.org
Пример шри-вайшнава тилаки. Тирупати, Индия. Фото: ru.wikipedia.org

Вайшнавы сосредоточены на бхакти — любви и преданности Богу как Личности, будь то Рама, Кришна или Нараяна. Эта любовь понимается как безусловная преданность Верховной личности Бога, и теряет свой смысл, если в ней присутствуют какие-либо корыстные (личные) желания или выгоды.

Шакты (Путь Богини, Деви)

Женщина, почитающая Деви. Фото: Wikiwand
Женщина, почитающая Деви. Фото: Wikiwand

Признаки: красная тилака на лбу, кукум, красная или тёмная одежда, мантры и гимны Богини: Айм, Хрим, Шрим, Чанди Патха (чтение или декламация Деви Махатмья, Дурга Сапташати.

«Йа деви сарва бхутешу шакти-рупена самстхита…»

— «Та, кто пребывает во всех существах в форме Шакти — Ей поклонение!»

(Деви Махатмья)

«Са видья йа вимуктае»

— «То есть истинное знание, что приводит к освобождению.»

(Деви-упанишада)

Шакты стремятся слиться с Великой Матерью, источником всех форм и сил во Вселенной.

О значении Деви-Махатмья читайте здесь:Как можно почитать Богиню в Наваратри через чтение Деви Махатьмя?ИндияСвами29 марта

Санньяси-ведантины (Адвайта Веданта, Путь знания)

Фото: en.wikipedia.org
Фото: en.wikipedia.org

Признаки: охровая одежда, минимум символов, джнана-йога, самопознание, изучение Упанишад и Брахма-сутр.

«Ахам Брахмасми»

— «Я есть Брахман»

(Брихадараньяка-упанишада 1.4.10)

— «Не это, не то» (путь отрицания формы, атрибутов)

(Брихадараньяка-упанишада)

«Йога — это устранение модификаций ума.»

(Йога-сутры Патанджали 1.2)

Санньясины следуют пути самоисследования, не отождествляя себя ни с телом, ни с умом, ни с традицией — только с Чистым Бытием. Основатель традиции — Шри Ади Шакнарачарья.

Садху за пределами форм и сект

Садху в Варанаси. Фото: en.wikipedia.org
Садху в Варанаси. Фото: en.wikipedia.org

Некоторые садху отбрасывают все внешние метки, подчеркивая, что Истина — без формы, вне обрядов и принадлежностей.

— «Он идёт по пути, отличному от других путей.»

(Катха-упанишада 1.2.14)

— «Где ты ищешь Бога, в мечети или храме? Он ближе дыхания!»

(Кабир)

Они могут использовать поэзию Кабира, Даду, Намдева или учения мастеров недвойственности (адвайты) без формального следования школам.

В заключение можно сказать, что внешние признаки могут многое сказать — тилака, одежда, мантры, атрибуты. Однако внутри каждого из приведенных направлений существуют десятки отдельных сект и школ, а также тантрические направления, которые также могут отличаться внешне, а главное — своими внутренними тайными ритуалами, посвящениями и мантрами.

Но, как говорят Упанишад, «Не глазами и не ушами познаётся Истина, но тем, чем познаётся сам Атман» (Кена-упанишада).

Настоящий садху — это тот, кто оставил эго и живёт Истиной, независимо от внешнего образа.

Читайте также:

Нама Джапа: сила имени. Чем это отличается от повторения мантры?

Что такое санкальпа: сила намерения, меняющая реальность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»