Как распознать традицию садху или йогина: практическое руководство
В Индии можно встретить множество садху — аскетов, монахов и йогинов, посвятивших свою жизнь духовному пути. В зависимости от философии, гуру-линии и традиции, к которой они принадлежат, различаются их внешний вид, символы, поведение и мантры.
Рассказываем, как можно распознать их принадлежность к определенной школе или пути (сампрадаю) в упрощенном варианте. Нужно понимать, что школ и ответвлений разных традиций в Индии практически неисчислимое количество, поэтому в статье приведем лишь основные ориентиры.
Шиваиты (Шайва, Путь Шивы)
Признаки: трипундра (три горизонтальные линии из пепла на лбу), рудракша, тёмная или чёрная одежда, мантра Ом Намах Шивая. Часто — джаты (дреды или спутанные волосы), уединение, тапас.
Течения внутри шиваизма:
Агхори — чёрная тилака, живут у кремационных гхатов (шмашаны), часто присущи девиантные практики.
Капалики — используют черепа, украшения из костей, черная одежда, мистицизм.
Читайте также: Можно ли стать саттвичным агхори, если такой путь указывает сам Шива?
«Йо мам пасьяти сарватра сарвам ча майи пасьяти…»
— «Кто видит Меня во всём и всё во Мне — того Я не оставляю, и он не оставляет Меня.»
(Бхагавад-гита 6.30)
А в Нирвана-Шаткам у Шанкарачарьи читаем:
«Шивохам, Шивохам!»
— «Я Шива, Я Шива»
В целом садху, идущие по пути Шивы, стремятся к внутреннему растворению эго и осознанию своей природы как Шивы — Чистого Сознания, Высшего Брахмана.
Основной признак — ношение рудракши.
Вайшнавы (Путь преданности Вишну, Кришне, Раме)
Признаки: урдхва-пундра (две вертикальные белые линии на лбу, может различаться в заивисимости от направления — кришнаизм, вишнуизм, рамаизм). Мантры Ом Намо Нараяная, Харе Кришна, СитаРам, ношение туласи-малы, белая или жёлтая одежда.
«Бхактя мам абхиджанати»
— «Лишь через преданность можно по-настоящему постичь Меня.»
(Бхагавад-гита 18.55)
— «Оставь все дхармы и просто предайся Мне одному.»
(Бхагавад-гита 18.66)
Вайшнавы сосредоточены на бхакти — любви и преданности Богу как Личности, будь то Рама, Кришна или Нараяна. Эта любовь понимается как безусловная преданность Верховной личности Бога, и теряет свой смысл, если в ней присутствуют какие-либо корыстные (личные) желания или выгоды.
Шакты (Путь Богини, Деви)
Признаки: красная тилака на лбу, кукум, красная или тёмная одежда, мантры и гимны Богини: Айм, Хрим, Шрим, Чанди Патха (чтение или декламация Деви Махатмья, Дурга Сапташати.
«Йа деви сарва бхутешу шакти-рупена самстхита…»
— «Та, кто пребывает во всех существах в форме Шакти — Ей поклонение!»
(Деви Махатмья)
«Са видья йа вимуктае»
— «То есть истинное знание, что приводит к освобождению.»
(Деви-упанишада)
Шакты стремятся слиться с Великой Матерью, источником всех форм и сил во Вселенной.
О значении Деви-Махатмья читайте здесь:Как можно почитать Богиню в Наваратри через чтение Деви Махатьмя?ИндияСвами29 марта
Санньяси-ведантины (Адвайта Веданта, Путь знания)
Признаки: охровая одежда, минимум символов, джнана-йога, самопознание, изучение Упанишад и Брахма-сутр.
«Ахам Брахмасми»
— «Я есть Брахман»
(Брихадараньяка-упанишада 1.4.10)
— «Не это, не то» (путь отрицания формы, атрибутов)
(Брихадараньяка-упанишада)
«Йога — это устранение модификаций ума.»
(Йога-сутры Патанджали 1.2)
Санньясины следуют пути самоисследования, не отождествляя себя ни с телом, ни с умом, ни с традицией — только с Чистым Бытием. Основатель традиции — Шри Ади Шакнарачарья.
Садху за пределами форм и сект
Некоторые садху отбрасывают все внешние метки, подчеркивая, что Истина — без формы, вне обрядов и принадлежностей.
— «Он идёт по пути, отличному от других путей.»
(Катха-упанишада 1.2.14)
— «Где ты ищешь Бога, в мечети или храме? Он ближе дыхания!»
(Кабир)
Они могут использовать поэзию Кабира, Даду, Намдева или учения мастеров недвойственности (адвайты) без формального следования школам.
В заключение можно сказать, что внешние признаки могут многое сказать — тилака, одежда, мантры, атрибуты. Однако внутри каждого из приведенных направлений существуют десятки отдельных сект и школ, а также тантрические направления, которые также могут отличаться внешне, а главное — своими внутренними тайными ритуалами, посвящениями и мантрами.
Но, как говорят Упанишад, «Не глазами и не ушами познаётся Истина, но тем, чем познаётся сам Атман» (Кена-упанишада).
Настоящий садху — это тот, кто оставил эго и живёт Истиной, независимо от внешнего образа.
Читайте также: