Лучший способ достичь мокши в индуизме
Существует ли в индуизме простой способ достичь освобождения (мокши)? Ведь существует так много видов йоги, различных путей, традиций, учителей, писаний и учений, что многих людей это очень сбивает с толку.
Ответ прост. Если вы знаете, как заставить свой разум замолчать и сохранять его неподвижным, вы почти у цели. Конечно, чтобы найти этот драгоценный камень мудрости, вам придется покопаться в большом количестве шума.
В индуизме не существует единственно верного пути к освобождению. Священные писания и тексты утверждают, что путей много, но все они ведут к одной и той же цели — освобождению или единству с Богом.
В одном из таких текстов — Бхагавадгите — говорится о множестве видов йоги. Хотя внешне они могут показаться разными, на самом деле все они составляют часть Мокша-йоги или йоги освобождения, в которой важную роль играют джняна, карма, саньяса и бхакти (знание, действия, отречение и преданность).
Другие йоги, такие как Буддхи-йога или Атма-самьяма-йога, способствуют очищению и совершенству в практике. Согласно всем им — от чего следует отказаться, так это от желаний и привязанностей. Все виды йоги предназначены для подготовки ума и тела к последнему путешествию.
Даже в классической восьмичастной йоге все эти восемь частей дополняют друг друга и служат одной и той же цели. Они предназначены для очищения и молчания ума и чувств, которые имеют решающее значение для переживания единства с Высшим Я. Люди могут следовать различным методам или йоге, чтобы заставить свой ум замолчать в соответствии со своими убеждениями и традициями учителей, но их конечная цель одна и та же: погружение в себя (самадхи) или единение с Высшим Я.
Таким образом, в индуистской духовной практике упор делается на подавление ума и чувств с помощью подходящих техник. И ум и чувства должны заснуть, чтобы скрытое Я появилось из тьмы ума и предстало в своем истинном великолепии. Для этого все мысли должны утихнуть в океане тишины.
В писаниях индуизма говорится, что нет возможности освобождения, пока ум активен и производит или удерживает мысли и умственные изменения. Поэтому следует сосредоточиться на том, чтобы успокоить ум и чувства, очищая их с помощью техник йоги, таких как концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и самоконтроль (самьяма).
Майтри Упанишада очень хорошо резюмирует эту идею, предполагая, что истинное освобождение — это твердый контроль над вашим умом и мыслями. В ней говорится, что собственная мысль человека — это самсара или рабство (читтам эва хи самсарам). Следовательно, йог должен очистить свои мысли. Каким он думает, таким он и становится. Из мысли проявляются только хорошие и плохие кармы, а спокойствием ума они уничтожаются.
Поэтому, концентрируясь на Атмане, со спокойным умом человек достигает высшего счастья. Если ум сосредоточен на Брахмане так же естественно, как и на вещах мира, кто не достигнет освобождения?
Далее Упанишады утверждают, что для людей ум является причиной как рабства, так и освобождения (мана эва манушьянам каранам бандха мокшайох). Он находится в рабстве, когда ум связан мыслями и желаниями, и освобожден, когда он свободен от них. Ум также бывает двух типов: чистый и нечистый. Он нечист, когда охвачен желаниями, и чист, когда свободен от них.
Поэтому в духовной практике ваше внимание должно быть сосредоточено на очищении ума, чтобы сделать его спокойным. Все остальное вспомогательное. Когда ум освобождается от нестабильности и отвлечений и становится неподвижным или фиксированным (нищалам), тогда это высшее состояние (парамам падам).
Удерживая ум в сердце как можно дольше, человек достигает знания и освобождения. Все остальное — просто продолжение узлов, связывающих нас с земной жизнью. Состояние счастья ума, освобожденного от всех загрязнений посредством концентрации и установившегося в Атмане, неописуемо.
Таким образом, согласно Упанишадам, ключом к освобождению является концентрация и очищение ума и тела.
Высшее счастье достигается, когда ум заставляет замолчать, освобождая его от желаний, загрязнений и отвлечений и стабилизируя его в себе с помощью концентрации, пока все мысли и движения ума не исчезнут и человек не останется поглощенным Высшим Я. Когда ум привязан к объектам, это рабство (бандха). Когда он освобождается от них, это освобождение (мокша).
Из вышесказанного вы можете увидеть, что самый простой способ достичь освобождения – это научиться молчать в своем уме и оставаться сосредоточенным на Самости.
Для достижения этой цели каждый может использовать любое количество техник и любых традиций йоги. Целью должно быть то, как стать полностью молчаливым, свободным от желаний и отвлечений и оставаться поглощенным созерцанием Самости. Если вы сможете войти в это состояние, тогда все станет на свои места.
Джаярам В.
Читайте также: