Духовный путь

Неизвестная история агхори — отшельников живущих на грани миров

Лали Баба - садху-агхори из Варанаси
Лали Баба — садху-агхори из Варанаси

Репортаж из Варанаси, где тантрические аскеты агхори проводят тайные ритуалы с человеческими черепами, существуя на грани между жизнью и смертью. Автор репортажа — журналист из Мумбаи Сачин Бхат, мы перевели и озвучили его, видеоверсию можно посмотреть здесь:

А ниже — текстовая версия.

На первый взгляд кажется, что это обычная индуистская церемония — люди собрались вокруг огня, звучат мантры, в воздухе витает запах благовоний. Но это не просто пуджа — передо мной тайный тантрический ритуал, проводимый под руководством настоящего агхори-бабы.

Лали Баба проводи пуджу
Лали Баба проводит пуджу

Лали Баба, один из немногих признанных мастеров этой традиции, совершает ануштхан — особую мистическую практику. Он читает древние мантры, разводит священный огонь ягьи, совершает подношения божествам. Агхори — одна из самых загадочных сект аскетов в индуизме, поклоняющихся Шиве в его грозной ипостаси. Но понять их философию непросто…

Я приехал в Варанаси, священный город смерти, чтобы встретиться с агхори Лали Бабой в его ашраме и узнать правду об этих загадочных отшельниках. Сейчас они проводят чхотану — особый ритуал, и я попытаюсь разобраться в их практике.

«Моё имя, данное Гуру Махараджем — Сатьянанд Гири. Я — Шримахант, глава древнейшего тантрического и агхори-питха в Варанаси», — представляется мне Лали Баба. Его титулы звучат как отголоски забытой эпохи: махант Чакраварти Питха, Агоди Лали Баба.

Агхори бросают вызов самым глубоким человеческим страхам. Они пьют из черепов, медитируют на трупах, а по некоторым слухам — даже употребляют человеческую плоть. Для них это не безумие, а высшая форма аскезы: в глазах Бога нет ничего нечистого, и лишь преодолев отвращение, можно достичь освобождения.

Но так ли это на самом деле?

«Сегодня 98% агхори — фейковые», — говорит Лали Баба. «Они пьют, едят мясо, но не следуют истинной традиции. Найти настоящего гуру почти невозможно».

Корни агхори уходят в XVII век, к легендарному Бабе Кинараму, который, как говорят, прожил 150 лет. В Варанаси до сих пор стоит его ашрам — священное место для последователей этой традиции. Я отправился туда в поисках настоящих агхори, но вместо просветленных аскетов увидел лишь пустые комнаты…

Мне приходится идти дальше — на другой берег Ганги, в ещё один ашрам.

Агхори — это тот, кто становится бесстрашным", — объясняет мне один из садху.
Агхори — это тот, кто становится бесстрашным», — объясняет мне один из садху. Кадр из интервью

«Агхори — это тот, кто становится бесстрашным», — объясняет мне один из садху.

«Правда ли, что некоторые агхори едят человеческую плоть?» — спрашиваю я.

«Да, такое иногда бывает», — спокойно отвечает он.

При этом садху сразу добавляет, что труп божественен, как и сам Господь Шива, обычным людям нельзя есть его, потому что это большой грех — пировать
трупом. Агхори же пребывает в теле, состоящем из пяти элементов (панчабхута). Когда кто-то оставляет свои подношения в реке Ганга, принять эти
подношения — долг агхори, у них нет предписания есть людей, и вообще
такой человек не может быть агхори.

Тогда я спрашиваю, зачем аскеты покрывают свое тело пеплом, что это значит? Ответ садху таков: Это майя. Пепел показывает, что весь мир — это иллюзия, и всё в нем иллюзорно.

Пепел — это все, что остается в конце после сгорания.

Для агхори шмашан (место кремации) — их храм. Умершие — их гуру. Там, где обычные люди видят лишь ужас, они находят просветление.

«Жизнь и смерть — всего лишь игра Бога», — говорит аскет.

Черепа на пудже у Лали Бабы
Черепа на пудже у Лали Бабы

Ритуалы с черепами и ложные агхори

Один из самых шокирующих элементов их ритуалов — использование человеческих черепов. Лали Баба хранит четыре таких черепа и использует их в богослужениях.

«Это капал-патра — священный сосуд», — показывает он один из них. «Этому черепу 125 лет. Он принадлежал садху, который использовал его для защиты. А вот этот — от женщины, умершей 70 лет назад. Его нашли в Ганге».

Агхори — последние наследники древней капалика-традиции XIV века. Раньше такие аскеты ходили по лесам с черепами в руках как с чашами для подаяния. В наши дни агхори едят и пьют из них.

Некоторые агхори живут прямо на гхатах
Некоторые агхори живут прямо на гхатах у Ганги

«Баба-джи, а что для вас значит этот череп?» — спрашиваю я у одного из садху, что живет на гхате прямо над Гангой.

«Это моё украшение», — усмехается он. «Ты что, сам хочешь стать бабой? Не задавай столько вопросов».

Не все агхори одинаковы. Есть настоящие — те, кто следует строгой аскезе. А есть ложные — шарлатаны, которые наводят порчу, обманывают и вымогают деньги.

«Держись от них подальше», — предупреждает меня Лали Баба.

Так кто же они на самом деле — святые или безумцы? Просветлённые или опасные мистики? Ответ, кажется, знает только сам Шива.

А может быть, они просто зеркало, показывающее ту тьму… которую мы отказываемся видеть в себе.

Читайте также:

Город без времени: Каши-Бенарес-Варанаси

Можно ли стать саттвичным агхори, если путь указывает сам Шива?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»