Ведический календарь Индии: Панчанга – Зеркало неба
В Индии много интересных праздников и особых дат — лучшим днем в году считается весенняя Акшая Тритья, например. А осенью очень благоприятный день Дивали и так далее. И многие интересующиеся Индией часто задают вопрос о индуистском лунном календаре — почему одни и те же праздники выпадают на разные даты каждый год, как они вообще рассчитываются. В этой статье мы расскажем о том, как строится Панчанга — тот самый календарь.
Термин «панчанга» состоит из двух слов: «панч» означает «пять», а «анга» означает «аспекты». Следовательно, Панчанга ссылается на книгу, содержащую подробности пяти аспектов, которые отслеживают время. Этими пятью аспектами являются:
- титхи,
- вара,
- накшатра,
- йога,
- карана.
В Индии Панчанга в основном используется в религиозных целях для расчета праздников, постов и различных астрологических показателей, в том. Однако не многие знают, что Панчанга на самом деле является «зеркалом неба», поскольку в нем содержится подробная информация практически обо всем, что происходит в небе каждый день. В этой статье мы расскажем о пяти аспектах, которые составляют Панчангу.
С древних времен наши предки использовали наблюдение за небом как инструмент для отслеживания времени. Обычным делом было начинать работу с восходом солнца и заканчивать к закату. В результате люди начали наблюдать небо после захода солнца и постепенно научились фиксировать движения небесных объектов.
Самым простым объектом для этой цели, очевидно, была Луна, поскольку смена ее фаз была хорошо видна невооруженным глазом. Внимательно наблюдая за сменой фаз Луны, древние пришли к выводу, что Луне требуется около 30 дней, чтобы вернуться в начальную же фазу, проходя полный цикл серпа, полумесяца, полнолуние (две недели растущей луны) и убывающий серп и новолуние (убывающие две недели).
В растущую неделю Луна появляется на небе сразу после захода солнца, а в убывающую ее нет. Поэтому первый назывался Шукла Пакша (светлая половина месяца или светлые две недели) – когда мы получаем белый свет от Луны сразу после захода солнца, а второй назывался Кришна Пакша (темные две недели) – когда сразу после захода солнца не было Луны.
Итак, Луна — это «база», на которой строится календарь.
Пять аспектов Панчанги
Первый аскпет — Титхиили фаза Луны.
Поскольку Луне требовалось около 30 дней, чтобы вернуться в одну и ту же фазу, каждая из этих фаз называлась Титхи (лунные сутки). Шукла Пакша начинается с пратипады (первого полумесяца после новолуния) и заканчивается Пурнимой (полнолунием). Кришна Пакша начинается после полнолуния и заканчивается в Амавасью (новолуние), завершающее полный месяц. Рассматривались еще два типа счета месяцев — системы Пурнимант (месяц, заканчивающийся полнолунием) и Аманта (месяц, заканчивающийся новолунием).
Первая система начинается (и заканчивается) после полнолуния, а вторая — в новолуние. В течение некоторого времени можно было наблюдать, что Солнце перемещается примерно на 1° в день, а Луна — на 13° в день. Следовательно, считалось, что титхи завершились, когда угловое расстояние между Солнцем и Луной составляло 12 °.
Второй аспект — это Вара или день
За продолжительность полного дня принимали время от одного восхода солнца до следующего. Тщательное наблюдение за небом выявило тот факт, что, исключая Солнце и Луну, на небе было пять ярких объектов, регулярно меняющих свое положение. Здесь под регулярным подразумевается периодичность, через которую изменение положения на небе становится заметным. Помимо Солнца и Луны, было обнаружено движение еще пяти объектов на фоне неподвижных накшатр.
Вместе с Солнцем и Луной каждая планета считалась повелителем последовательных часов каждого дня, располагая их в порядке убывания периода времени обращения. В воскресенье Солнце будет управителем 1, 8, 15 и 22 часов. Венера и Меркурий будут управителями 23-го и 24-го часов соответственно. Луна будет управителем 1-го часа следующего дня, поэтому этот день будет называться понедельником. Следуя той же логике, мы получаем последовательность всех 7 дней недели. Планеты называли граха и считали, что они обозначают дни наряду с Солнцем и Луной.
Третий аспект — Накшатра
Путь Луны по небу за один полный месяц (который также является годовым путем Солнца) был разделен на 27 равных частей. Это число 27 связано с тем, что Луне требуется около 27 дней, чтобы совершить один оборот вокруг Земли. Следовательно, Луна в среднем остается в одной накшатре в день. Эта логика помогает нам в названии лунных месяцев.
Из 27 только 12 накшатр выбраны для наименования лунных месяцев в зависимости от положения полной Луны вблизи этой конкретной накшатры.
Синодический лунный месяц (либо аманта, либо пурнимант) имеет около 29,5 дней, что составляет 12 таких полных лунных месяцев. Это означает, что количество дней в лунном году будет около 354, что будет меньше солнечного года примерно на 11 дней в году. Наличие дополнительного месяца (вставочного месяца или адхик маса) примерно каждые 3 года. Этот разрыв и гарантирует, что даты праздников не будут слишком сильно отклоняться.
Следовательно, наличие 12 накшатр, соответствующих полнолунию из 27 возможных, является логичным выбором. Наличие же 13 накшатр приведет к трудностям в синхронизации лунных месяцев с солнечным годом).
Итак, если полнолуние происходит вблизи накшатры Читры, соответствующий лунный месяц — Чайтра . Если это произойдет недалеко от Ашвини, лунный месяц будет Ашвин и так далее. Рядом с большинством накшатр есть особая яркая звезда, известная как йогатара (звезда, опознавательная) для этой конкретной накшатры.
Четвертый аспект – это Йога
Одна йога считается завершенной, когда общее угловое расстояние, проходимое Солнцем и Луной, составляет 13°20’ или 800’. Это угловое разделение эквивалентно размаху накшатры . Следовательно, йог также насчитывается 27, и они в основном используются в религиозных целях, например, Гриха-парвеш, Мухурта (лучшее время) для вступления в брак, трудоустройства на новую работу и т. д.
Пятый аспект — это Карана
Карана определяется как половина титхи. В результате каждая титхи состоит из двух каран. Они также используются в основном в религиозных целях.
Более того, существует несколько интересных методов составления Панчанги – Саяна и Нираяна.
Первый метод учитывает прецессию равноденствий и считает весеннее равноденствие «первой точкой Овна». Этот метод гарантирует синхронизацию расчетов с циклом сезонов. Но для наблюдения за ночным небом он бесполезен.
Второй способ использует другую «Первую точку Овна» – (либо звезду Зета Рыб, либо точку, диаметрально противоположную звезде Спика), и она не зависит от прецессии. Этот метод не синхронизирован с сезонным циклом, но полезен для наблюдения за небом. Подробно о них мы поговорим в следующей статье.
Ш. Самир Барве