Духовный путьИнтервьюЙога и тантра

«Я ничего не пробовала кроме Айенгаровской йоги, это она пробовала меня»

— Йога не жадная, она дает каждому все сразу, но мы не можем этого взять: интервью с преподавателем йоги Викторией Никитиной

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар и Виктория Никитина, 2007 год. Фото из архива Виктории

Портал «Индия Свами» открывает серию интервью о стилях и направлениях йоги, преподавателях и йога-студиях. Наша первая собеседница — Виктория Никитина, преподаватель йоги по методу Шри БКС Айенгара, основатель клуба Yogalub в Люберцах.

Виктория закончила школу преподавателей йоги в Федерации «Йога Практика» под руководством Елены Ульмасбаевой. Неоднократно проходила обучение в Мемориальном Институте Йоги имени Рамамани Айенгар (Ramamani Iyengar Memorial Yoga Institute), г.Пуна, Индия. Йогой занимается с 2000 года, преподаёт — с 2004 года.

*Мнение редакции может не совпадать с позицией героя интервью

Виктория, расскажите немного о себе, как и когда Вы заинтересовались йогой?

Сейчас мне 52 года. О йоге, как мне кажется, я знала с рождения. Она не казалась чем-то далёким и неизвестным. Она была всегда естественным фоном жизни, проглядывалась в мелочах и не являлась загадкой.

Я помню, в самом раннем детстве я разглядывала дома толстый глянцевый журнал с черно-белыми фотографиями женщины в трико, которая как-то очень просто и изящно делала интересные упражнения. Тогда мне было не важно — для чего они были исполнены ею, но в них была красота ровного, раскрытого тела. Я видела её в тишине и спокойствии, она не пыталась быть лучше, чем есть и тем самым не доказывала своего превосходства над разглядывающими её читателями. Она просто покоряла.

Кроме того, я была очень наблюдательным ребёнком, и эта наблюдательность рождались из неподвижности, а она в свою очередь — из врождённой болезни, которая не давала мне быть активной. На вид всё было хорошо, никто не знал, отчего я такая спокойная. Проблемы пришли в школьном возрасте, поскольку это время, когда тебя оценивают, в том числе и по физическим параметрам. И эти оценки были далеко не лучшими. 

Но это время пронеслось, меня перестали мучить школьные уроки физкультуры, где обычно моя фамилия стояла напротив самых последних результатов. А жизнь показала намерение покинуть меня так же просто, как и болезненно. 

С 19 лет начался ад. Двенадцать лет полной бессознательности. Какие-то антисилы крутили меня, выжимали, забирали из меня жизнь, пока случай, именно случай, не схватил остатки безвольной души и не перенёс в готовое, ждущее меня царство йоги.

Я не заинтересовалась йогой, нет. Она оказалась родной и естественной, она мне улыбнулась. 

Мне кажется, что это йога заинтересовалась мной. Она решила развернуться ко мне и показать, на что она способна в таком никчемном заброшенном уголке вселенной. Да я и вы  — мы вселенная!

Как и почему выбрали именно направление Айенгара? Пробовали другие стили?

Я ничего не пробовала кроме Айенгаровской йоги, она пробовала меня. Тянула, скручивала, прогибала и переворачивала. Я сопротивлялась, но не сильно, потому что сил-то и не было. Со временем я все больше ей доверяла и отдавалась. 

Постепенно открывалась доброта йоги ко мне, вместе с тем, проявлялась логика, стройность, интеллект этой системы. Я оживала. Йога давала столько, сколько могло вобрать в себя моё тело и мой разум. 

Немного в начале и всё больше со временем. Йога не жадная, она даёт каждому сразу всё, но мы не можем этого взять.

Что Вам давалось сложнее всего в изучении и практике йоги в начале пути?

Я сама была для себя самой большой сложностью, потому что мне было нечем принять, усвоить всё это.

Но в конце концов что-то изменилось, акценты сместились. Набираясь силы и знаний, я почувствовала, что могу открыть желающим то, что теперь — неотъемлемая часть меня. Более этого я дать не смогу, но для многих людей этого будет даже больше, чем они смогут принять. 

Я это вижу, вижу нуждающихся, вижу большой запас своих знаний, возможности передачи этих знаний. Вижу хорошие результаты своего преподавания. 

Рассказываете ли Вы своим ученикам о философии йоги, о ее, так скажем, духовной стороне? 

Мы все разные, но согласитесь, есть и что-то общее во всех нас. Минимально касаясь различий, я обращаюсь к тому общему, что есть в каждом человеке.

Вселенское «я» обладает множеством тел, каждое из которых ощущает это «я», как свое личное, отделенное от других «я» в отдельных телах. Отдельные тела подвержены страданиям, для них дуальный мир — это всё, что есть. А в нем есть хорошее и плохое, удовольствие и боль, горячее и холодное, прекрасное и ужасное.

Испытывая боль при исполнении асан, мы видим что боль от блаженства не отличима. Одно перетекает в другое. Расслабляясь после утомительных минут, мы учимся наблюдать, что тело не ограничено оболочкой нашей кожи, а ощущения текут потоком без ограничений и представлений об отдельном теле.

Для меня нет других стилей и направлений йоги как раз в силу сказанного мной выше. Я не делю их. Жизнь и йога — это одно.

Как Вы относитесь к приложениям по занятиям йогой и видеоурокам из ютуба, которые сейчас становятся все более популярны? 

Меня часто спрашивают о том, что же делать и как быть с учителями йоги откровенно плохими или с несусветной чушью, которую мы видим в бесконечном количестве видеоматериала по йоге. 

Друзья, скажу вам одно. Пусть будет очень много всяких учителей или даже шарлатанов и видеоконтента. Не смотрите только на учителей, смотрите, в том числе, и на учеников. Смотрите, как сходятся они друг с другом, и каждый получает то, что может получить. 

Не каждому ученику нужен хороший учитель, или, во всяком случае, не сразу. Да и кто решает — хорош он или плох? Как появится хороший учитель с маху, не пройдя своего пути? Учит ли он специально плохо или делает, что может? Нужен ли больший объем знаний большинству его учеников, где он — самый лучший учитель для всех? 

Как лучший на свете учитель сможет остаться лучшим, если мы запретим всех плохих учителей? 

Как отнесутся к этому жаждущие на своем этапе развития? И как сделать так, чтобы все стали одинаково хорошими учителями? 

Задавая такие вопросы, мы видим, что они становятся абсурдными. И вы уже поняли, что я за всё, что только есть на свете. Всё это нужно и можно. 

Вы практикуете и преподаете йогу много лет. За такой длительный период, наверняка, Вы пришли к своему собственному авторскому видению преподавания. Расскажите о ваших авторских наработках. 

Я преподаю с 2004 года, но нужно ли говорить только о годах? Наверное, есть что-то во времени, что делает учителя лучше в своих собственных глазах.

Кажется, что более гладко проходит обучение, материал доносится легче, много благодарных учеников. 

Но есть и другая сторона этого процесса для любого учителя, который долго обучает йоге большое количество начинающих учеников. Часто учитель останавливается в своей практике и даже теряет продвинутых учеников. 

Понимая это, я могу похвастаться, что этой участи мне удалось избежать. И, основываясь на своем опыте, я могу дать такой совет учителям йоги:

Выращивайте новых учителей из своих учеников для преподавания новичкам. Сами же более занимайтесь с продвинутыми учениками и с собой. 

Теперь мой совет ученикам:

Будьте внимательны к выбору учителей, меняйте школы, ищите то, что нужно вам. Нет золотого стандарта, как только он появится — всё пропало. Не ждите результатов сразу, особенно терапевтических эффектов при сложных заболеваниях. Полюбите то, что вы делаете.

Асаны придётся повторять множество раз, особенно те, что получаются плохо, а какие-то из них нужно делать всю жизнь. Без любви к предмету вы бросите бросите это занятие. Но и не переживайте, если первые годы вы занимаетесь не очень регулярно. Со временем вы «войдете в колею», и йога станет неотъемлемой частью вашей жизни. 

Интересно Ваше мнение как инструктора йоги о вегетарианстве. Считаете ли вы его необходимым для практики йоги и вообще для здорового образа жизни?

Я вегетарианка уже около 30 лет и признаю только аюрведический подход к объяснению этой темы. Он прост и понятен, логичен и обоснован многими сотнями лет практики существования аюрведы.

Могу добавить от себя, что всё живое потребляет. И только человек может потребление свести к минимуму или поднять его до таких объёмов, что оно поглощает самого потребителя. Золотой середины держаться сложно, но нужно. Не ограничиваясь вегетарианством, можно пользоваться принципами аюрведы для правильного понимания потребления всего, что дают нам органы чувств и действия. 

Если у человека есть только 15-20 минут в день, что бы Вы порекомендовали ему делать обязательно? 

Что наши читатели могут делать дома в качестве практики йоги?

Если вы только начинаете, и вам все ещё нужно руководство в исполнении асан, то делайте только то, что вам понравилось на занятии, потому что оно вам, скорее всего, запомнилось. Делайте то, что с удовольствием можете показать домашним и встретите одобрение и поддержку. 

Если дома вам мешают заниматься, раздражают вас или ругают, не делайте ничего. Занимайтесь только в зале. Йога не должна быть предметом ссор или хвастовства.

Ну и обязательно в качестве королевской практики отслеживайте мотивы своих поступков, этими мотивами не должны быть страхи, злоба, жадность и тому подобное. Очищайтесь изнутри. Вам должны стать противны вранье, агрессия, эгоистичность и привязанности.

Виктория, обычно в завершении интервью мы просим наших собеседников что-нибудь пожелать нашим читателям или дать какой-нибудь совет. 

Желаю всем живым существам ценить друг друга через любовь и понимание! 

Благодарим за интересную беседу и Ваши знания!

Беседовала Анастасия Ермакова

Контакты Виктории и ее клуба:

Дворец спорта «Триумф»

г. Люберцы, ул.Смирновская, д.4.

+7 (925) 508-54-59

Может быть интересно:

«Страдание — это кнут, а секс — пряник»: интервью с мастером тантры Алсу Белоглазовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»