Блуждающие огни бенгальских болот: мистика или наука?
Однажды бенгальский рыбак по имени Рамеш Рамачандран поздно вечером возвращался домой на своей старой лодке. Ночь была тихая, только ритмичные удары весла о воду нарушали тишину. Рамеш уже давно привык к темноте и шепоту волн, но той ночью он увидел нечто поразительное.
Вдруг над островками среди болот начал плясать свет. Рыбак подумал, что это ночные светлячки, которые встречаются в этих местах повсюду. Однако свет был намного ярче обычного и менял оттенки от голубого до зелёного и жёлтого. Огни двигались странным образом — то собираясь в один большой световой шар, то разлетаясь на множество маленьких точек.
Этот рассказ звучит как начало какой-то фантастической истории, но на самом деле — это один из многих реальных случаев, описанных жителями бенгальских деревень, расположенных вдоль реки Матла.
Так вот они какие, бенгальские огни, на самом деле
С момента, когда первые люди ступили на зыбучие болотистые почвы Западной Бенгалии и Бангладеш, они стали свидетелями чудес и необъяснимых явлений. Мистика этих мест издавна привлекала к себе внимание не только путешественников и искателей приключений, но и учёных.
Легенды говорят о странных огнях, танцующих над трясинами в полночь, о завораживающем зрелище, которое с одной стороны очаровывает, а с другой – вселяет ужас в сердца тех, кто наблюдает его. Эти светящиеся огоньки получили название “Алейя”, и по самой распространенной версии считаются душами рыбаков, погибших в болотах. Иногда они сбивают живых рыбаков с толку и могут завести их в пучину, а иногда помогают им избежать опасностей. Видимо, здесь все зависит от кармы попавшего на болота человека.
Кстати, феномен призрачных огней встречается не только в Бенгалии. В индийском штате Гуджарат похожее явление получило название — Чир батти (призрачный свет), который появляется темными ночами на лугах заповедника Банни. Другие разновидности аномальных танцующих огней появляются в фольклоре по всей Индии, в том числе Колливай Пей в Тамилнаде и Карнатаке, Кулиянде Чут из Кералы, а также в легендах разных племен Северо-Восточной Индии.
Подобные явления описаны и в японском фольклоре. Здесь они называются Хитодама (буквально «Душа человека» в виде шара энергии), Хи-но Тама (Шар пламени), Абурагаэ, Коемонби и Ушиониби. Все эти явления описываются как связанные с кладбищами. Источником шарообразного свечения может быть и демон-оборотень Кицунэ, который порождает кицунэ-би, что буквально означает «лисий огонь».
В Корее похожие огни ассоциируются с рисовыми полями, старыми деревьями, горами и называются «доккеби буль», что означает огонь гоблинов (или свет гоблинов). Здесь они традиционно считаются злобными и озорными, поскольку они сбивают с толку и заманивают путников, чтобы те сбились ночью с пути или упали в ямы, где их и поджидают прожорливые твари.
Научные гипотезы и попытки объяснения феномена
Но вернемся к бенгальским огням. Вопреки мистическому восприятию, науке известны определённые гипотезы, способные приблизить нас к разгадке этой тайны.
Одна из распространённых научных версий связывает загадочные огни с процессами выделения природного газа – метана или фосфина – который вступая в реакцию с кислородом, зажигается от самовозгорания.
Другая гипотеза указывает на возможность биолюминесценции – способности определённых видов насекомых или микроорганизмов испускать свет.
Легенды жителей Бенгалии
Однако, для бенгальцев зыбучие трясины всегда были чем-то большим, чем просто природной аномалией. Сказания об этих огнях уходят корнями в глубокую древность и занимают значительное место в фольклоре региона. Разберем эти версии подробнее.
Есть поверья, которые рассказывают о духах, которыми стали утонувшие в этих гиблых местах рыбаков. Другие говорят о чудовище Махасагаре, которое поджидает странников и затягивает их на дно. Согласно третьим, огни над болотами зажигают водяные духи утопленниц, ставших веталами или злыми духами.
Подробнее о призраках Индии читайте здесь:Не только ракшасы: призраки, ведьмы и вампиры в индийской мифологииИндияСвами18 июля 2023
А вот Рамеш Рамачандран, рыбак, с истории которого мы начали нашу статью, рассказал свою версию того, что из себя представляют эти таинственные огни.
“Я направил лодку к свечению. Когда я приблизился достаточно, чтобы разглядеть его получше, вода под лодкой заволновалась, а свет сконцентрировался прямо передо мной и принял очертания фигуры человека. Он явно был выше любого жителя моей деревни”, — поведал пожилой мужчина изданию IndiaToday.
Потом, как утверждает, Рамеш, он услышать слабый голос, который сказал ему: “Не бойся”. Он даже набрался смелости и спросил у существа “Кто ты?”.
По словам старика, светящийся образ ответил ему, что он хранитель этих мест, и что эти болота скрывают тайны целых цивилизаций, живших здесь до появления нынешней. Потом фигура потускнела и вскоре полностью сошла на нет, как если бы её никогда не было.
Рыбак пытался позвать существо снова, заговаривал с ним, но больше ничего подобного он не встретил, сколько бы раз не посещал эти места.
Огни на болотах появляются по всему миру
Как уже говорилось, случаи появления огней над трясинами встречаются далеко не только в Индии. В Аргентине и Уругвае, например, феномен блуждающего огонька известен как luz Mala (злой свет ) и является одним из самых важных мифов в фольклоре обеих стран. Местные крестьяне описывают злой свет, как невероятно яркий шар света, парящий в нескольких сантиметрах от земли. Встречается он в основном в сельской местности.
В Колумбии световой шар называют Ла Болефуэго или Кандилеха, и считается, что это блуждающий призрак злобной бабушки, которая вырастила своих внуков без морали, и поэтому они стали ворами и убийцами. После смерти дух бабушки, окруженный пламенем, был обречен скитаться по миру и наводить ужас на живых людей.
В Тринидаде и Тобаго огненный шар «сукуян» — это злой дух, который ночью принимает форму пламени. Он проникает в дома через любую щель, которую может найти, и пьет кровь своих жертв.
Исследовать это явление пытались многие ученые. Среди отчётов таких экспедиций можно найти как подтверждение существующих научных гипотез о природе огней, так и сведения о необычных случаях, которые ещё предстоит объяснить. Эти экспедиции зачастую окутаны туманом тайны так же густо, как самые болота.
Одно из описаний «Блуждающего огонька» появилось в британской публикации «The Scout’s Book of Gadgets and Dodges» в 1936 году , где автор Сэм Ф. Брэм описывает его следующим образом:
«Это неопределенный свет, который иногда можно увидеть танцующим над кладбищами и болотистыми местами. Никто на самом деле не знает, как он производится, и химики постоянно экспериментируют, чтобы выяснить его природу. Считается, что он образуется в результате смешивания болотного газа, выделяющего разлагающиеся растительные вещества, с фосфоретированным водородом, газом, который мгновенно воспламеняется. Но эта теория не была окончательно доказана»
Неустанный интерес к явлениям Бенгалийских болот продолжает подпитывать новые поколения искателей правды. Возможно, когда-нибудь ученые доподлинно докажут природное происхождение этого феномена. Или же это будет очередная страница в книге загадок природы. А пока каждый новый ответ порождает ещё больше вопросов, ответы на которые лежат на потайных тропинках загадочных светящихся трясин.
Амалия Тимофеева
Читайте также:
Какие тайны хранит самый богатый храм в мире?
Самый зловещий храм Ханумана в Индии: никогда не оглядывайтесь назад
Мистика где-то рядом: путешествие по другой Индии с Амалией Тимофеевой