Древо жизни в индийской мифологии и культуре
Индийское Древо жизни называют Акшаявата, что переводится как Бессмертное дерево или дословно бессмертный баньян. В «Падма-пуране» говорится, что те, кто с преданностью почитают Акшаявату, освобождаются от грехов.
Согласно легенде, однажды мудрец Маркандея попросил Нараяну (Вишну) Его божественную силу, Нараяна вызвал пралайю, затопив весь мир на мгновение, во время которого над уровнем воды можно было увидеть только Акшаявату.
Другая история говорит, что однажды, по местной традиции, император Джахангир срубил Акшаявату под корень и ударил раскаленным железным котлом по его пню, чтобы оно больше не росло. Однако в течение года дерево снова начало расти.
Считается, что в Матсья Пуране как Акшаявата было описано дерево баньян из Праяграджа. И в настоящее время священное фиговое дерево, растущее в храме Паталпури в форте Праяградж, почитается как Акшаявата, описанная в древних текстах.
Также именно на листьях этого дерева Кришна отдыхал в форме младенца, когда остальную землю затопило. Именно под этим деревом Будда, медитируя, обрел просветление.
Иногда баньян называют также Ашваттха.
Бог смерти Яма, наставляя мальчика Начикету, описывает вечное дерево Ашваттха с корнем вверх и ветвями вниз, которое есть чистый бессмертный Брахман, в котором находятся все миры, и за которым нет ничего другого (Катха Упанишада).
Между тем, Кришна в Бхагавадгите говорит, что дерево Ашваттха, не имеющее ни конца, ни начала, ни какой-либо неподвижности, растет корнями вверх и ветвями вниз. При этом ветви его питаются гунами и, а бесконечные корни распространяются в форме действия в человеческом мире, которые, хотя и сильны, должны быть отсечены мощным оружием отрешенности, чтобы искать небесную обитель, из которой нет возврата
— Бхагавад Гита XV.1-4.
То есть мы видим, что два взгляда на Древо жизни. Согласно первому, из Упанишад, дерево Ашваттха рассматривается как реальное, будучи идентичным Брахману и, следовательно, не поддающееся исчезновению.
Гита же настаивает на том, что дерево Ашваттха должно рассматриваться как нереальное, будучи идентичным существованию, которое должно быть отсечено.
Как изображают Древо жизни в разных традициях и регионах Индии — рассказываем и показываем ниже.
Каламкари
Современные штаты Андхра-Прадеш и Телангана были родиной Каламкари, живописной традиции, которая насчитывает более 3000 лет. Однако самое название искусство Каламкари получило свое название от слова арабского Калам, что означает «письменная принадлежность».
В этой традции «Древо Жизни» — это метафора системы существования, которая объединяет небеса, землю и подземный мир. Вся роспись выполняется на ткани вручную, и ее мотивы обогащены цветами, листьями, и птицами и животными и другими формами жизни, гармонично сосуществующими. Цель такой росписи — передавать наблюдателю чувство красоты, возникающее из глубокого понимания взаимосвязанности всего в мире.
Пхад
Возникнув около 700 лет назад, картины Пхад использовались в качестве «переносных храмов» многочисленными общинами Раджастхана. Картины обычно несли Бхопа-Бхопи, священник и его жена, которые принадлежали к племени Ребари.
Даже сегодня бхопы несут эти священные свитки на своих плечах и путешествуют пешком из одной деревни в другую, выступая перед местной публикой и воспевая эпосы местных народных божеств, таких как Девнараян и Пабуджи.
Верблюды, коровы, павлины, олени и растительный мир являются неотъемлемыми компонентами этого искусства.
«Древо жизни», выполненное в технике Пхад, призвано показать взаимосвязь между существами, которые составляют большую часть жизненной системы. Такие гобелены являются напоминанием об этой симбиотической сети душ.
Мата Ни Пачеди
Сообщество Вагхари в Гуджарате — особая группа, которая веками бережет свои традиции поклонения женскому божеству, Богине-Матери.
Их дерево жизни украшено мистическими цветами и элементами, а его основание состоит из птиц и двух богато украшенных слонов, которые служат символами процветания, изобилия и мудрости, которую дарует Деви — Богиня-мать.
Роган
Форма искусства Роган, практикуемая в регионе Кутча в Гуджарате, пришла в Индию из Персии и стала частью индийской культуры несколько столетий назад.
Уникальность ее заключается в процессе изготовления картин. Традиционно набор пигментов создается из натуральных красителей и касторового масла, которые смешиваются тягучей «резиновой» текстуры. Красочные узоры затем рисуются непосредственно на ткани с помощью металлической булавки или стилуса.
Художественное произведение создается на одной стороне ткани, которую затем прижимают, чтобы получить зеркальное отражение на другой половине.
Акшая Вата, созданное в этой технике выдвигает передний план вечную природу дерева, символизируя божественную Триаду богов или Тримурти.
Бхил
Бхилы — одна из крупнейших племенных общин адиваси в Индии, живущихв основном в некоторых частях Мадхья-Прадеша, Махараштры, Раджастхана и Гуджарата.
Некоторые члены бхилов ведут свою родословную от Эклавьи, великого лучника из Махабхараты и сохраняют с тех времен свои ритуалы, предания, танцы, божества, татуировки, песни и легенды.
Глиняные стен своих жилищ бхилы украшают особыми мотивами и идеями, которые соответствуют их представлениями о мире. Они извлекают краски из куркумы, овощей и листьев деревьев. С помощью особых цветных точек, художники бхилов способны воплотить в жизнь целый ряд историй и выражений.
Их темы затрагивают как вполне земные понятия, такие как животные, насекомые, посевы, праздники и люди, так и небесные мотивы, Солнце и Луну. Более того, каждый набор точек посвящен либо определенному божеству, либо предку.
Гонд
Слово «Гонд» происходит от дравидийского выражения kond, что означает «зеленая гора». Дело в том, что этот народ обитал на горных хребтах Виндхья и Сатпура примерно с 14 века.
Поколения художников Гонда, также как и бхилы, в своих работах использовали особые комбинации точек, тире, линий и рыбьей чешуи.
Древо Жизни в этой традиции называют Махуа. Обычно его изображают с ветвями, полными диковинных птиц — символом райских миров.
Изображения выполняются как на стенах, так и просто на земле, как призыв к божествам благоприятности и удачи.
Интересно отметить, что такие разные традиции живописи по всей стране изображают одну и ту же тему — Древо Жизни, изображая схожие темы взаимосвязанности и единства всего существующего в мире.
Художники используют разные способы изображения элементов жизни, например одни показывают птиц, сидящих на ветвях, а другие делают их парящими высоко в небе. То же самое относится и к корням деревьев, как важному метафорическому элементу. На некоторых картинах изображают деревья с глубоко укоренившимися корнями, а другие вообще не рисуют корень, позволяя Древу произрастать прямо из водоема или как бы пребывать в воздухе.
А какое изображение Древа жизни ближе всего вам?