Золотая ткань Индии: значение золота в одежде
В Индии золото — это далеко не просто драгоценный металл и материал для ювелирных украшения. Золото как символ лежит в самой основе индийской мифологии, истории и религии. Кроме того, золото играло роль в индийской теории цвета и в гардеробе с очень древних времен.
Все мы привыкли к семи цветами радуги. Однако если мы посмотрим на небо, то увидим, что рассвет, сумерки, молния, звезды и облака представляют собой аспекты сияния и света, которые выходят за основные понятия о цвете. И в Индии существует понятие золотого в качестве отдельного цвета.
Свет, жизнь и сияние
Золото, как символ света — это золотая колесница индуистского бога Солнца Сурьи. Индологи считают, что в древней индийской культуре золото связано с чистотой и божественностью.
Золото — это излучение божественной энергии и силы в ведической алхимии. Об этом пишет исследователь Туласи Шринивас в своей книге «Корова в лифте: Антропология чудес».
Согласно ведам, Господь Брахма родился из золота . Считается, что Создатель бросил семя в воду, когда мир был еще темным и безжизненным. Это семя превратилось в сияющее золотое яйцо, которое отражао яркость самого солнца. И из этого золотого яйца появился Брахма или Хираньягарбха — «тот, кто родился из золота».
Священные индуистские тексты также говорят о том, что золото является семенем Агни – Бога Огня. Считается Агни достиг совершенства через подношения ему чистого золота.
Смотрите также: Золото Индии: тайны, легенды и современность
На протяжении веков золото использовалось в самых священных и благоприятных индийских церемониях. От рождения до брака оно и сегодня используется как символ благословения и процветания в индийских традициях и культуре.
А что насчет других культур?
Золото в мифологии разных традиций может быть разным. Оно может быть прозрачным, как вода и золотые слезы скандинавской богини Фрейи. Или может быть ярко-желтым, как золотые волосы греческой богини Афродиты после купания в реке Ксанф. И здесь мы уже видим смешивание образов воды и солнца.
Во всех древних традициях золото — это неотъемленный атрибут богов и богинь (сюда можно добавить и египетскую Хатхор, золото в изображении которой символизирует вечную жизнь. Древние египтяне, верили, что тела в загробной жизни имеют «сияющую золотую кожу».
В Ригведе длязолота обозначающего цвет используется несколько разных слов: рукма/ручат (блеск желтого золота), четана, четас, вицетас (яркий, сверкающий) и пичанга, пишангарупа (лучи солнца).
Неудивительно, что богатые и знатные люди древности вышли за рамки использования золота лишь в ювелирных украшениях и добавили золото в свой гардероб. Известно, например, что трое жен фараона Тутмоса III были похоронены в золотых сандалиях (ок. 1450 г. до н.э.).
А индийский эпос «Рамаяана» рассказывает, что у Рамы были туфли с золотыми шипами (ок. 1250 г. до н.э.). В древних ведических текстах упоминаются и золотые нити, вплетенные в ткань (хиранья ) примерно с 1500 г. до н.э.
Не все то золото…
Если говорить о более поздней индийской истории, то известно, что император Великих Моголов Акбар очень любил кашмирские шали. Он ввел новые обозначения мягкости и законы о роскоши, требующие от дворян носить определенные платки и украшения. Некоторые из этих шалей, как говорят, «были настолько хороши, что могли пройти сквозь кольцо на пальце».
Края платков Кани саржевого переплетения обычно имели блестящие золотые или шелковые нити. Поэтому шелк прочно стал ассоциироваться с золотом.
Когда Акбар умер в 1605 году, джайнский купец Банарасидас записал, что мужчины и женщины в северном индийском городе Джайпур начали спешно закапывать свои драгоценности и переоделись в грубую одежду вместо блестящих шелков и тонких шалей. Поскольку мерцающая ткань обозначала высшие сословия, они думали, что «грубая» одежда сделает их незаметными, если последует хаос и столкновения.
Однако, эта неопределенность длилась всего около 10 дней, пока бразды правления не взял на себя сын и наследник Акбара Джехангир. Однако, уже тот короткий всплеск всеобщего страха, который произошел, уже показал, как золотая ткань и блестящий шелк, создававшие иллюзию золота, стали элементами иерархии в обществе.
Из чистого золота: рубакша и медицинская маска
Сегодня в Индии сохраняется страсть к золотым тканям и украшениям.
Несколько лет назад в прессе рассказывали о богатом мужчине, который потратил 14 000 фунтов стерлингов на рубашку из чистого золота в надежде, что она привлечет женское внимание.
Ростовщик Датта Пхуге из Пимпри-Чинчвада заказал себе полностью золотую рубашку. Команде из 15 ювелиров потребовалось две недели, чтобы работая по 16 часов в день, создавать золотую ткань и сплести нити из чистого золота.
А индийский текстильный магнат Панкадж Паракх, заработавший состояние на своей империи одежды подарил себе 4-х килограмовую рубашку из чистого золота на 45-летний юбилей.
«Я никогда не выхожу на улицу с менее чем двумя-тремя килограммами золотых украшений», — заявил тогда бизнесмен.
Есть и более скромные золотолюбители. Например, житель индийской Махараштры Шанкар Кураде во время пандемии коронавируса заказал для себя у ювелира золотую медицинскую маску.
Заключение
Золото как цвет очень символично. В Индии оно представляет саму суть существования: солнце, свет и саму жизнь. И конечно, вряд ли рядовые индийцы когда-либо так глубоко задумывались об этом, когда носят его в повседневной жизни. Но, возможно, в глубине души именно эти ассоциации заставляют людей протянуть руку и вытащить эту блестящую красоту из своего гардероба.
Амалия Тимофеева
Читайте также: